В день открытия очередной четвертой сессии парламента глава украинского правительства Виктор Янукович не стал скрывать, что надеется на этой сессии как-то компенсировать просчеты в работе с депутатским корпусом. Они проявились в том, что не принятыми остались многие законы, направленные на совершенствование налогового законодательства. По словам Януковича, правительство хотело бы, чтобы депутаты рассматривали налоговые законопроекты параллельно с проектом бюджета с тем, чтобы бюджет-2004 (его доходы правительство намерено довести до невиданного до сих пор в Украине уровня — 60 млрд. грн. ) был принят на новой налоговой базе. Впрочем, премьер не взял на себя и правительство ответственности за нынешнюю неопределенную ситуацию в налоговом и бюджетном поле, а даже отметил, что Кабинет Министров сделал все, «чтобы новый бюджет был принят на новой налоговой основе». (О том, что это по крайней мере не совсем так, свидетельствует вето Президента на закон об НДС, не без проблем принятый на прошлой сессии).
Как бы там ни было, и правительство и парламент в очередной раз попали в острый цейтнот — в соответствии с законодательством налоговый процесс нужно завершить до 15 сентября. И это при том, что в условиях практически начавшейся избирательной кампании, проходящей на фоне обсуждения подходов к политреформе, есть опасность политизации также и бюджетных проблем.
Правда, с первых дней работы Верховной Рады появились симптомы, свидетельствующие о положительном настрое. В частности, комитет по вопросам финансов и банковской деятельности поддержал большинство предложений Президента Леонида Кучмы к Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Отвечая на вопрос «Дня», первый заместитель председателя комитета Виктор Капустин сказал, что комитет пришел к общему мнению в отношении предложения Президента практически по всем вопросам. По словам Капустина, дело теперь только за правительством, которое должно у себя — Минфин, таможенная и налоговые службы — согласовать налоговые детали. Что касается другого камня преткновения при создании новой налоговой базы — отмены налоговых льгот, то этот вопрос может решаться при работе над проектом бюджета.
Еще летом первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров говорил, что правительство Украины планирует полностью трансформировать налоговую систему до конца года. В частности, отметил Н.Азаров, на сентябрьской сессии парламента нужно будет принять ряд законопроектов, отменяющих разные системы налогообложения. «Речь идет об отмене разных систем налогообложения и отмене льгот, которые еще остались, прежде всего, в сельском хозяйстве», — сказал он. Противники налоговой реформы на селе заявляют, что для этого выбран неудачный год. «Никакой год для такой реформы не будет удачным, и нет гарантий, что нерешение этих вопросов на селе позволит улучшить ситуацию его финансирования», — сказал он, добавив, что реальной поддержкой для села будет переход от льгот к адресным дотациям. Вместе с тем, по мнению Азарова, есть «риск потерять определенную часть доходов бюджета», в первую очередь, местных. При этом вице-премьер не согласен с теми, кто опасается, что введение единого 13-процентного подоходного налога приведет к потере доходов местных бюджетов. По его мнению, за счет роста экономики и фонда зарплаты, а также выхода зарплаты из тени потерь не будет. В частности, вице-премьер сослался в этом на то, что после принятия закона о 13-процентном подоходном налоге начисление зарплаты через банки ежемесячно увеличивается примерно на 1 млрд. грн. Подтвердятся ли эти цифры также и по осени?
Представляется, что оставшиеся практически без изменений социальные начисления на фонд заработной платы не стимулируют в достаточной степени работодателей выводить зарплату из тени, тогда как возможности наемных работников требовать этого являются весьма проблематичными... Похоже, в этом вопросе правительство больше выдает желаемое за действительность.
В ходе обсуждения нового налогового законодательства возможно также и возникновение подводных камней. Один из них — это проблема НДС, о которую депутаты спотыкались на минувшей сессии. Можно предположить, что дискуссия, несмотря на мнение финансового комитета, снова возникнет, особенно в связи с тем, что до сих пор остается практически нерешенным вопрос возврата НДС экспортерам. Долг государства по этой позиции, по некоторым данным, уже вырос до 4 млрд. грн. И это волнует не только отечественных предпринимателей, но и международные финансовые организации. Между тем Нацбанк предпочитает досрочно возвращать долги им, тогда как правительство никак не может расплатиться с кредиторами внутри страны. Этот вопрос неизбежно возникнет в ходе парламентского обсуждения и может несколько спутать также и бюджетные карты.
Можно также предположить, что возникнет острая дискуссия по поводу налога на недвижимость. Многие эксперты считают, что этот налог должен вводиться поэтапно и дифференцированно. Поскольку большинство основных производственных фондов имеют высокую степень износа, то введение этого налога приведет к дестабилизации экономики. Налог на недвижимость, находящуюся в собственности физических лиц, учитывая низкий уровень жизни граждан, может вызвать социальную напряженность.
Среди налоговых проблем, по которым до сих пор нет единодушия даже в рядах правительства, фигурирует налог на прибыль предприятий. В частности, Минэкономики склоняется к тому, что ставку этого налога необходимо сохранить на уровне 30%, чтобы компенсировать потери местных бюджетов после введения единого 13-процентного подоходного налога с физических лиц.
Не до конца ясна и ситуация с владельцами отмененного законодателями торгового спецпатента. Налоговая администрация, реагируя на протесты предпринимателей, обещала не применять к ним каких-либо «жестких мер» до 1 октября. Но дальше встанет вопрос о кассовом аппарате, который становится, в соответствии с новым законодательством, обязательным атрибутом всех торговых точек. Хватит ли у предпринимателей времени и средств для того, чтобы решить этот вопрос? И какой будет после названной даты позиция налоговой?
В общем, Украину ждет в ближайшие месяцы налоговый цейтнот. Все понимают, что так собирать и так платить больше нельзя, но времени и политических возможностей для доведения до ума налоговой реформы очень мало.