Сразу следует оговориться — «минусов» значительно больше и тенденции малоутешительные. Такой общий итог социологического исследования «Кризис власти и экономический кризис в оценках населения Украины», которое с 20 по 30 января этого года провели специалисты компании Research&Branding Group. Начало 2009 года в восприятии жителей страны было наиболее тревожным за последние три года — люди все меньше удовлетворены жизнью, все ведущие государственные и политические лидеры Украины имеют негативный баланс своего рейтинга, уже более 71% украинцев почувствовали на себе кризис и более трети граждан во всех регионах готовы участвовать в акциях протеста — это только небольшие данные из всего национального исследования.
Согласно результатам, полученным в январе 2009 года и в октябре 2008 года, социологи отмечают тенденцию роста количества людей в Украине, готовых голосовать за новые политические проекты.
— За период с октября 2008 года по январь 2009 в украинском обществе в целом сформировался запрос на появление новых политических сил. Готовность голосовать за новые политические партии и блоки на выборах в Верховную Раду высказали 49% жителей страны. На западе этот показатель выше (54%), чем в центре (45%), а на юге и востоке он полностью идентичен общему по стране (49%). Важным является факт, что на западе этот запрос является более конвертированным в готовность голосовать за конкретные партии и блоки, чем в других частях страны. Там больше всего заинтересованы в том, чтобы к власти пришли новые силы, — рассказал социолог компании Research&Branding Group Евгений Копатько.
По мнению специалистов, если такая тенденция сохранится, то на следующих парламентских выборах нас ожидают если не «сюрпризы», то серьезные изменения в парламенте. Эксперты говорят, что из-за кризиса и нестабильного положения в государстве настроения в обществе нынче являются очень переменчивыми, а политические симпатии зависят от того, как себя чувствуют украинцы. Поэтому следует подождать еще месяц-два, и тогда тенденция будет еще более четкой.
Приход во власть молодых прогрессивных сил большинство украинцев связывают с бывшим спикером Верховной Рады Арсением Яценюком. Также есть шансы у других политических проектов, лидеры которых докажут, что хотят работать в пользу Украины и правильно проведут предвыборную деятельность. Если же говорить об Арсении Яценюке, то уже сейчас 11% украинцев отдали бы свой голос за него на президентских выборах, если бы они проводились в ближайшее воскресенье. При этом за Виктора Януковича проголосовал бы 21% украинцев, а за Юлию Тимошенко — 17,7%. За Виктора Ющенко проголосовало бы 2,3% украинцев. Интересно, что людей, крайне негативно настроенных относительно политиков, сейчас больше, чем когда-либо — 32%. Из них против всех на парламентских выборах проголосовали бы 16,6%, не пошли бы на выборы 10,4% и затрудняются с ответом 11%.
УКРАИНЦЫ ХОТЯТ «СИЛЬНОЙ РУКИ»
По сравнению с октябрем, количество тех, кто не почувствовал на себе кризис, уменьшилась с 10% до 5%. Наихудшим образом чувствуют себя люди на юге и востоке (80%), сравнительно лучше — на западе (66,5%).
— Очевидно, это связано со спецификой регионов: на индустриальном востоке преобладает рабочий пролетариат, которых сильно коснулось сокращение производства, запад же — регион аграрный, где распространены частные хозяйства, — объяснил Евгений Копатько.
По данным исследований, больше половины жителей Украины (54%) считают, что Украина только входит в кризис. По сравнению с октябрем прошлого года, в Украине на 10% увеличилось количество людей, которые считают, что страна находится на пике кризиса: таких ныне 34,7%. Влияние на собственную жизнь и действие кризиса почувствовали уже 72% украинцев. При этом количество их растет с запада (59%) на юго-восток (78%). Признаки кризиса называют практически одинаковые во всех регионах: рост цен на продукты и услуги (91%), уменьшение доходов членов семьи (51%), отказ от некоторых товаров и услуг (32%), а также задержка с выплатой зарплаты, пенсии, стипендии и тому подобное (31%). Важно, что 10% украинцев уже коснулось сокращения на работе, у 19% сократился рабочий день и у 30% сократили зарплату.
Социологи поинтересовались и тем, как люди сейчас ведут себя и как будут действовать дальше в условиях кризиса. Интересно, что с начала нового года количество украинцев, которые поняли, что предыдущих доходов им уже не будет хватать и необходимо где-то подрабатывать, увеличилось на 7% и теперь таких — 31%.
— Если посмотреть ответы на вопрос: «На что вы готовы пойти, чтобы улучшить уровень своей жизни?», то сменить работу готовы 18% украинцев, профессию — 14%, страну проживания — 7% и столько же местожительство в Украине. Это говорит о том, что люди ориентированы на принцип «хорошо там, где нас нет». Это не совсем хорошо, — убежден независимый эксперт Александр Нарбут. — Потому что никто не хочет себя менять, ведь изучить компьютер, иностранный язык или открыть свой бизнес готовы 4—6% граждан.
Социологи считают, что нестабильность в стране, снижение уровня жизни и страх перед будущим поспособствовали тому, что на данный момент 80% граждан страны считают, что Украине нужна «сильная рука». При этом 36% готовы пойти на ограничения своей свободы слова, свободы волеизъявления и свободы вероисповедания.
— Особенность ситуации в том, что мы фиксируем большую динамику падения уровня доверия к государству. В плане стереотипов массового сознания — это снижение патернализма. На этом фоне — когда государство не помогает и люди вынуждены выживать как умеют — возникает потребность в сильной руке. Эта угроза уже не просто реальная, но и очевидная, — считает директор центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев. — В политике фигурируют яркие авторитеты, и к тому же мы должны сталкиваться с глубоким кризисом нормативной культуры — когда законы уже не только не работают, а когда начинают работать неписаные законы, связанные с регулированием отношений в обществе. Формируется запрос на контрэлиту — ту, которая может изменить условия жизни.
Исследователи отмечают, что в регионах количество людей, ориентированных на «сильную руку», практически одинаковое.
НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
— Сейчас наблюдается динамика роста социального напряжения и оно, очевидно, будет нарастать. Если нынешняя политическая элита не будет делать в этом направлении резких и консолидированных шагов, ситуация может выйти из-под контроля, — предупреждает Евгений Копатько. Социолог приводит такие аргументы. 28% украинцев уже готовы подписаться под различными петициями и требованиями, 26% — участвовать в митингах и демонстрациях, 13% — в забастовках. Основным условием для трети из них будет ситуация, когда не останется средств к существованию и для 17% — когда появится новый лидер.
— Есть угроза гражданского сепаратизма, когда инстинкт самосохранения будет подталкивать людей создавать автономные системы выживания. Люди, обвиняя государство во всех грехах, будут ориентироваться на такие системы выживания, как это было в начале тысячелетия, — говорит Андрей Ермолаев.
Он считает, что количество граждан Украины, готовых на радикальные шаги, — очень велико.
— Что касается динамики социальных процессов, то думаю, что может быть два этапа. Первый — когда напряжение в обществе будет нарастать: люди будут ощущать, что проблемы накапливаются (увольнения, снижение зарплаты, проблемы с банками). Эта динамика будет продолжаться в течение весны. И видя то, как власть решает проблемы, видя угрозы, люди могут начать объединять свои локальные социальные группы, а это приведет к организованным социальным действиям. Грубо говоря, социальные группы начнут бороться с властью как виновником своих проблем. Эта угроза может реально возникнуть осенью этого года: у людей исчезнут сбережения, не будет работы, зарплаты, а автономная система выживания себя не оправдает. Украинское общество будет не только подниматься, но и мстить, — считает Андрей Ермолаев.
Главное, по мнению исследователей, — какие уроки возьмет нынешняя современная элита из такой информации: или наконец консолидируется, или будет работать на самоуничтожение. Ведь такие настроения людей опасно игнорировать. Социологи говорят, что и так уже время потеряно — «сейчас можно говорить только об относительном управлении этим процессом».