Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Народ выбрал независимость. Навсегда

28 ноября, 1996 - 20:00
«НА МИТИНГЕ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА СИНИЦЫ «ЗА БУДУЩЕЕ» ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

17 лет назад 1 декабря 1991 года состоялся Всеукраинский референдум о независимости Украины. На референдум был вынесен один вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?» В голосовании приняли участие 84,18% имеющих право голоса граждан Украинской ССР (31 891 742 человека). Из них 28 804 071 (90,32%) поддержали Акт провозглашения независимости Украины. Таким образом, провозглашение независимости Украины было подтверждено всенародным голосованием. Этот день в вспоминает первый президент Украины Леонид КРАВЧУК.

— Почему возник вопрос о референдуме? Первым человеком, который поднял вопрос о референдуме был я — тогда еще председатель Верховного Совета. Объясню почему. Общаясь с Горбачевым я ощутил, что для него решение Верховного Совета об Акте независимости не является столь важным. Он мне постоянно говорил: «Леонид Макарович, 17 марта в стране состоялся референдум и Украина проголосовала за сохранение Советского Союза». Поэтому я понимал, если мы не перекроем референдум референдумом, то решение Верховного Совета не будет иметь международной силы. Мои сомнения абсолютно подтверждались. К тому времени Украину не признала ни одна страна мира, потому что они тоже понимали эту коллизию. Референдум может быть преодолен только референдумом.

Когда я предложил провести этот реферндум, на меня очень серьезно «наезжали» национал-патриоты. Они собрались на Михайловский площади и говорили, что Кравчук таким образом хочет похоронить независимость. Мол, он сделает все, чтобы народ проголосовал против независимости. Т.е. несли совершенно непонятную околесицу, ни во что не вникая. Потому что никогда ничему не учились и не хотят учиться. И это, кстати, одна из причин бедлама, который сейчас происходит в стране. Живут по наитию и руководствуются мнением полуграмотных консультантов, а не собственным...

Но все-таки Верховный Совет принял решение о проведении 1 декабря референдума вместе с избранием президента. Как показала жизнь, это был правильный шаг. Мои предположения оправдались. Уже после 1994 года, когда я проиграл на президентских выборах, в Верховном Совете неоднократно ставился вопрос о денонсации Беловежских соглашений. Говорили, что они не отвечают международным нормам, что они не отвечают интересам украинского народа и т.п. Кстати, белорусский парламент таки денонсировал Беловежские соглашения. И, думаю, если бы у нас не было референдума, тоже самое смог бы сделать украинский парламент.

В 1991 году все без исключения регионы проголосовали за независимость. Когда политики в чем то едины, то народ это понимает. Мы с Черноволом спорили о своих программах, но когда речь шла о независимости, мы были едины. И люди это ощутили.

В коренном вопросе жизни страны мы были едины. Если бы сегодня была хоть капелька такого понимания у нынешней элиты, я убежден, у нас была бы совершенно иная ситуация в стране....

Второе, почему все регионы проголосовали. Люди больше не хотели жить в стране, где ты ничего не стоишь, где все решается в Москве. Люди самостоятельно хотели решать вопросы. «Донецкие» захотели стать «донецкими», а не «московскими». Это тоже имело огромнейшее значение. Люди устали от такого: чтобы, извините за выражение, построить сортир надо было ехать в Москву. В Госплане согласовывать, можно ли его строить за свои собственные деньги. И это накапливалось годами.

И эти два фактора, на мой взгляд, стали решающими. И поэтому во всей Украине нет ни одного села, населенного пункта где бы за независимость Украины проголосовало меньше 50% избирателей. Причем разных национальностей. Вот в этом главный итог референдума.

КОММЕНТАРИИ

Мы также попросили региональных экспертов «Дня» вспомнить 1 декабря 1999 года. Что этот день означает для вас?

Андрей РЫБАК, кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии Национального университета «Острожcкая академия»:

— Лично для меня, так же как и для миллионов других украинцев, восстановление независимости Украины — это колоссальное событие эпохального характера. Хотел бы акцентировать внимание на том, что акт 24 августа 1991 года следует трактовать не только как начало формирования нового государства, но как продолжение государственнического этапа существования нашей нации. Это было восстановление украинского государства, которое своими корнями уходит, по меньшей мере, в период Галицко-Волынского княжества.

Я глубоко убежден, что в нашем государстве должно пропагандироваться высокопатриотическое отношение к факту независимости. Очевидно, государственная система образования и воспитания подрастающего поколения должна направлять свои усилия в том числе и на формирование гордости за свое государство, восстановление которого стало возможным в результате многовековой патриотической борьбы и миллионов жертв.

Виктория СКУБА, студентка Национального университета «Острожская академия»:

— Независимость — это то слово, за которое на протяжении веков боролись наши соотечественники. Под лозунгом независимости шли наши родители на референдум в 1991 году. Однако независимость может быть разной, и вряд ли именно о такой независимости мечтали целые поколения украинцев.

Лично для меня независимость страны должна быть не только формально зафиксированной в международных договорах. Это независимость каждого гражданина страны, прежде всего духовная, которая является тем стержнем, который лежит в основе социализации и развития личности в контексте своей нации.

К сожалению, мои соотечественники, проголосовав за формальную независимость, до сих пор ее внутренне не переосмыслили. И пока этого не случится, независимость для нас будет оставаться только словесным лозунгом.

Рефат ЧУБАРОВ, первый заместитель главы меджлиса крымскотатарского народа:

— Референдум 1 декабря имел огромный правовой смысл, потому что наглядно продемонстрировал как России, так и другим республикам бывшего Союза, а также международному сообществу стремление Украины к самостоятельной жизни и волю иметь отдельное, свое государство. Именно благодаря тогдашнему референдуму в Украине, который подтвердил акт о независимости государства Украина, лично президенту Леониду Кравчуку удалось выстроить цивилизованные, на то время, отношения с Россией, удалось избежать осложнений и возможных конфликтов, удалось наладить равные отношения с Борисом Ельциным, что было не так просто.

Референдум имеет также большое морально-политическое значение в том смысле, что весь мир увидел стремление Украины к самостоятельности, и признал за нами юридически такое право.

Что касается Крыма, то результаты референдума по нашему региону имели для Украины значение намного большее, чем результаты по любой другой области. Ведь именно в Крыму Украина рисковала получить негативный результат. Несмотря на то, что еще не все крымские татары вернулись на родину и участвовало в референдуме приблизительно 80 тысяч наших соотечественников, именно благодаря тому, что все они поддержали стремление украинцев к независимости, по Крыму мы получили результат в 54% голосов за независимость. Это было нашей общей большой морально-политической победой...

Что касается нынешнего положения, то, несмотря на некоторое разочарование, в том числе и среди крымских татар, нам не о чем сожалеть. Ведь все мы имеем 70-летний опыт «союзной жизни», все мы видим сегодняшний опыт федеративных республик в России, видим их стремления и желания, поэтому мы должны просто сделать выводы из последнего этапа развития. Сегодня мы сами, а не кто-то другой, строим свою жизнь. И, возможно, допущено много ошибок, а нам нет на кого жаловаться, и все наши достижения и наши ошибки — это закономерное явление первых лет независимости. И если сегодня мы еще не совсем умелые строители своей жизни, то есть надежда, что завтра мы будем мудрее в решении наших проблем. Мы сами взялись строить независимую страну, значит, давайте строить ее настойчиво и старательно, и давайте помнить, что самостоятельные страны — а тем более с таким тяжелым наследием, как Украина, — не строятся за десяток лет, это задача нескольких поколений, но к этой цели следует идти уверенно и настойчиво.

Кирилл КУРГАНСКИЙ, студент Национального университета «Острожская академия»:

— Как правило, все любят понимать под независимостью свободу волеизъявления и полную поддержку собственных действий государством. Возможно, только депутаты на сегодняшний день еще так считают.

Наш народ давно перестал понимать независимость как проявление демократии. В нашей стране независимость превратилась в охлократию, где над народом просто издеваются. По-видимому, не такой независимости желали нам наши родители.

Независимость — это подрастающее поколение, которое ожидает своего времени или собственного референдума. Только люди, которые родились уже в независимом государстве, способны поднять его с колен. Только тогда можно считать, что тот первый «декабрьский» шаг был осуществлен не напрасно.

Сергей СТУКАНОВ, участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи, г. Донецк:

— Независимость Украины — это ее возможность реализовать свою сущность, осуществить свое назначение. Быть независимым — значит не быть обусловленным ничем внешним по отношению к собственному существу. Значит быть субъектом собственного действия. Значит желать и действовать в соответствии с собственной волей, а не бездумно реализовывать чужой проект (а то и вообще быть лишь материалом для него). Значит легитимизировать себя в глазах других субъектов, а также и в своих собственных. В конечном счете, это значит действительно быть, ведь зависимый не имеет собственного непосредственного бытия, существуя только в контексте кого-то или чего-то. Наконец, это быть для себя, найти, познать, постичь себя — в собственной воле, в собственном действии, в собственной реализованности.

Независимость Украины, повторяя за В. Липинским, — это наилучшим образом выполненный долг перед Богом и людьми. Перед Богом потому, что «идея нации это не то, что она сама думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в вечности» (В. Соловьев). Перед людьми потому, что это является возможностью почувствовать свое бытие. Как сказал Ю. Вассиян об украинском поколении начала XX века, «в его душе жила вера в одного Бога, в его вере было место для одной идеи, а была ею живая Украина — ее земля, кровь и дух одновременно. Той одной идеи, которая волей творческой стремилась наполнить собой пространство между землей и Богом, было для этого поколения достаточно, чтобы иметь достойную человека цель и тем самым почувствовать полное достоинство своего бытия». То же, наверное, ощущали и те, кто боролся за независимость в 1991 году. То же ощущают и те, кто отстаивает украинскую идею сегодня.

Ярослав КОВАЛЬЧУК, студент Национального университета «Острожская академия»:

— Независимость можно трактовать по-разному. Для одних людей первой ассоциацией, которая возникает в голове, является свобода индивидуальная, возможность принимать самостоятельные решения и не руководствоваться мнением окружения. Другие — связывают это понятие прежде всего с существованием государства, его функционированием как самостоятельного субъекта, а не объекта международных отношений, с возможностью независимо определять свой путь в будущее. Однако, насколько бы в корне не отличалось восприятие одного и того же слова различными людьми, общий знаменатель для обеих групп подвел референдум 1 декабря 1991 года.

Подобный акт народного волеизъявления не только окончательно признал независимость еще одного государства в Европе на буреломном изломе 90-х и стал логическим этапом многовековой борьбы украинского народа за свою самостоятельность. Референдум дал намного больше — он признал независимость пятидесяти миллионов украинцев как индивидов, в определенной мере даже изменил менталитет нации, показав, что украинцам не только можно, но и нужно быть свободными, самостоятельно строить собственную страну и самим отвечать за свою жизнь, а не перекладывать эту ответственность на правительство или партию только потому, что так было принято во времена Советского Союза.

Елена БОЙЧУК, студентка Национального университета «Острожская академия»:

— Независимость для меня — возможность разговаривать на родном языке, осознание, что у моей страны может быть будущее, и будущее достойное, если мы все приложим усилия к этому. Теперь наша судьба — в наших руках!

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ