Хотя в Украине таких легенд пока не слышно, но и в нашей стране сплошь и рядом «выбиваются» и богатеют люди, вообще никаким образованием не обремененные (мы не говорим о явно криминальных элементах). Абсолютному большинству из них не придется, по формулировке знаменитого рок-певца, «открывать дверцы в МИДе», однако во многом именно на их предприимчивости держатся и «открыватели дверей», и вся страна. Улица — школа жизни. Это часто бывает плохо, реже — хорошо, но это наша реальность. И, по сути, никто не может дать ответ на вопрос: что полезнее для жизненного успеха сегодняшнего, скажем, 13- летнего мальчишки — слушаться родителей, учить языки в элитной школе или же с младых лет вкалывать, допустим, тряпкой, учась не только зарабатывать «на жизнь», но и сколачивать капитал. Какой жизненный сценарий окажется «успешнее»?..
В сегодняшнем Киеве нередко можно увидеть подростков и совсем детей, самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь на улицах города. Как правило, они моют автомобили (правда, есть еще их «коллеги», подрабатывающие грузчиками на вокзале). И, как правило, каждая «точка» — обычно это открытые автостоянки — закреплена за определенной группой подростков. В теплое время года работают и просто на дорогах, у перекрестков, где скапливается большое количество машин — тогда, конечно, речь идет лишь о протирке стекол, зеркал заднего вида, и занимаются этим исключительно начинающие. Корреспонденту «Дня» удалось пообщаться с «ветераном» уличной автомойки 20-летним Даниилом, занимающимся этим уже пять лет.
— У меня нет родителей, — рассказывает он. — И дома раньше не было. Делать что-то надо, не милостыню ж просить. Мою машины давно, сейчас снимаю квартиру, а раньше здесь жил.
«Здесь» — это в подсобке кафе, находящегося рядом с местом работы Даниила, в районе площадки для автомобилей у НСК «Олимпийский». Жили там и его нынешние «подчиненные», тринадцатилетние мальчишки. Он, как «бригадир», обучает их специфике работы — в мойке машин есть и специфика, и даже определенные хитрости.
— Черные машины трудно мыть, я этим сам занимаюсь. Они нагреваются и быстро высыхают, поэтому получается неравномерно. Мой рекорд — за двадцать минут с одним ведром воды помыл «Жигули». Один раз и трактор мыли — за восемьдесят гривен. Вообще дают по десять-двадцать. Я, если не ленюсь, в день до ста гривен зарабатываю. Но вообще, это не дело. Государство у нас какое-то странное — если оно и есть, то разве что в виде милиции. А позаботиться ни о ком не может.
— А с рэкетом сталкивался?
— Только рэкета мне тут не хватало...
Расплывчатая формулировка.
Даниил уверен, что рано или поздно таки выбьется «в люди», заведет какое-нибудь дело. Но только не автомойку — автоматические щетки, по его уверениям, царапают машину, и поэтому подростки-мойщики — в принципе вне конкуренции в городе.
— Но хоть какое-то образование у тебя есть?
— Я всю жизнь беспризорник. Читать, писать в детстве научили. А в школу не ходил.
— А ты хотел бы учиться?
— Да, но пока что надо зарабатывать. А учиться хочу на художника. Я вообще-то портреты пишу...
Так-то. Человек не пошел попрошайничать и в откровенные бандиты, ряды которых активно пополняют беспризорники, тоже не подался. Чувствует себя вполне на своем месте, и, главное, уверен в себе.
Если жизнь Даниила будет больше зависеть лично от него, он сделает ее такой, какой хочет. При условии, что государство сможет хотя бы не мешать ему компенсировать отсутствие образования неплохим заработком.
КСТАТИ
С начала года задолженность по зарплате учителям общеобразовательных школ Украины увеличилась почти на 30 млн. гривен и, по данным на 24 февраля, составила 254 млн. грн. Наибольшая задолженность по выплате зарплаты учителям в Тернопольской — 4,1 месяца, Ровенской — 3,1, Черновицкой — 2,9 и Черниговской области — 2,6 месяца, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на компетентный источник в Министерстве образования и науки.
Но к традиционным для нашего просвещения проблемам — нехватке средств и невыплате зарплат педагогам — в последнее время прибавилась и ещё одна: отказ детей от учёбы. Например, по данным, приведенным на совещании, по итогам работы за минувший год управления образования облгосадминистрации, на Ровенщине не охвачены обязательным обучением в школах более пятисот детей. Регистрируются случаи, когда родители не отдают своих детей даже в первый класс. Обычно причина такого отказа образования весьма банальна — отсутствие у родителей денег на одежду и обувь для своих детей.
Ещё сложнее обстоит дело с получением полного среднего образования. Только в минувшем году почти тысяча девятьсот выпускников девятых классов школ Ровенщины решили не продолжать обучение. По мнению специалистов, и тут главной причиной нежелания молодых граждан Украины получить среднее образование является отсутствие средств на обучение и необходимость самостоятельно зарабатывать на жизнь. К тому же всё больше молодых ровенчан считают, что наличие законченного среднего образования не поможет им найти работу и нормально «устроиться» в жизни, сообщает Владимир КОНЕВ , «День»
«Данных о том, сколько учеников зарабатывает на хлеб за счет учебы, у нас нет. Они просто не предусмотрены статистикой, которая ведет только учет детей, охваченных обучением, — сказал корреспонденту «Дня» Александру ФАНДЕЕВУ заместитель начальника Главного управления общего среднего образования Министерства образования и науки Украины Николай Мельник . — Однако мне известны реальные обстоятельства жизни, и поэтому такое явление, когда родители, не пуская ребенка в школу, посылают его на заработки (или он вынужден делать подобное по собственному желанию) — отбрасывать нельзя. Согласно закону об обязательном среднем образовании, дети должны учиться. И контролировать выполнение закона должны как школа, так и местные органы исполнительной власти. Ведь есть определенный возрастной ценз, по которому разрешается допускать рабочего к работе. То есть, дети младшего школьного возраста не имеют законного права на труд. Тем ученикам, которые не хотят (или не имеют возможности) получать полное среднее образование, государство обязано дать возможность учиться хотя бы в профессионально-технических училищах, где они за счет государства получат образование и профессию. Между тем проблематичным является и трудоустройство молодых людей с полным средним образованием, хотя государство в соответствующих документах гарантирует им пяти процентную квоту на рынке труда. Решение этих проблем общеизвестно — реализация всех составляющих понятия достойного уровня жизни. Поэтому решать их должен не только институт среднего образования, но и общество в целом».