Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не личное дело Любови Ковалевской

Снова, через 14 лет
24 ноября, 2000 - 00:00


В связи с особой актуальностью темы чернобыльской катастрофы сейчас, за месяц до объявленного срока закрытия ЧАЭС, в новой рубрике «Экология» мы начинаем публикацию серии статей Любови Ковалевской по проблемам Чернобыля.



Любовь Ковалевская, писатель и журналист, стала известна в Украине после катастрофы на ЧАЭС, хотя ее статья в «Літературній Україні» вышла за месяц до аварии и называлась «Не частное дело».

В данной статье впервые в истории СССР были обнародованы секретные проблемы (брак при строительстве и брак конструкций, из которых АЭС сооружается) возведения ЧАЭС с использованием цифр и фактов, не доступных ни для московских, ни для киевских журналистов. А дело в том, что Ковалевская жила и работала в Припяти с 1977 г., была корреспондентом, а затем и редактором газеты «Трибуна энергетика» Управления строительства ЧАЭС, и смогла получить доступ к информации, обрабатываемой в информационно-вычислительном центре и не подлежащей широкой огласке. Это была информация под грифом «ДСП» — для служебного пользования.

После аварии некоторые люди, работавшие в зоне и на разрушенном четвертом блоке, стали привозить Ковалевской документы с грифами «ДСП» и «С» (секретно), а также организовывать для журналистки, скажем так, не совсем легальный доступ в зону, где она занималась сбором информации. А затем сделала анализ сотен документов, позволяющий проследить динамику развития катастрофической ситуации и ее последствий, самостоятельно выполнив работу за целый институт.

Эту огромную работу оценили на Западе, в США и странах Европейского содружества, а также в Японии, где ей была предоставлена возможность ознакомить с данными по Чернобыльской катастрофе самую широкую общественность этих государств.

В ее архиве хранится «автограф неизвестного», привезенный журналистке из информационного отдела ЦРУ (открытая информация).

И одно письмо, которым она особенно дорожит, — от Олеся Гончара, написанное им незадолго до смерти после прочтения книги «Чернобыль «ДСП».

Этот автограф мы и публикуем с согласия автора.

Масштабы и последствия катастрофы на ЧАЭС

В 1986 году, оценивая общий выброс радиоактивности в атмосферу из разрушенного реактора энергоблока №4, специалисты назвали цифру: примерно 5 млн. кюри.

Через шесть лет, в 1991 году, после распада Союза, была обнародована другая цифра: 6,2 млрд. кюри. В 1200 раз больше! И все-таки реальной цифры мы уже не узнаем никогда.

Общая площадь Украины, загрязненная цезием-137 более 1 Ки/км 2 , составляет 36 млн. гектаров.

470 тыс. гектаров имеют загрязнение более 5 Ки/км 2 .

75 тыс. гектаров — более 15 Ки/км 2 .

Из 10 млн. гектаров пахотной земли — 3 млн. га загрязнены радионуклидами.

До 85% радионуклидов сразу после аварии осело на кронах деревьев и на земле. В конце 1986 — начале 1987 годов дожди смыли часть из них с деревьев на землю, опала и пораженная радиацией хвоя — радионуклиды углубились в подстилку, а затем в 10- и 20-сантиметровый слой почвы.

В зоне отчуждения (до 3 тыс. км 2 ) выделялось три зоны с разной степенью лучевого поражения лесов.

Зона слабого лучевого поражения — от 4 до 7 миллирентген в час (повреждение нижней части кроны, морфологические нарушения, искривления побегов, аномалии в хвое).

Зона сильного лучевого поражения — от 10 до 15 миллирентген в час (высыхание хвои, отсутствие прироста).

Зона полной гибели лесов — свыше 15 миллирентген в час.

За 1987 — 1988 гг. был вырублен и захоронен так называемый «рыжий лес» (погибший от сильного лучевого поражения) — 500 гектаров.

На месте пустырей (при полесской розе ветров) стали образовываться пыльные бури (ползучая катастрофа). Их стали срочно засаживать сосной и березой.

В зоне отчуждения (так называемая 30-километровая зона) находится 106 гектаров лесов.

Леса Киевской области загрязнены фактически полностью.

Уже через 10 лет после катастрофы начались глубинные процессы поражения древесины.

Еще 280 тыс. гектаров лесов за пределами Киевской области имеют очень сильное загрязнение: до 2 Ки/км 2 — 240 тыс. га, до 5 Ки/км 2 — около 27 тыс. га, до 15 Ки/км 2 — более 13 тыс. га, до 40 Ки/км 2 — 4 тыс. га, от 40 до 80 Ки/км 2 — 2 тыс. га.

Более 1000 га (Полесский и Иванковский районы) имеют степень загрязнения свыше 80 Ки/км 2 .

Но рубка лесов ведется и на территориях с загрязнениями до 15 Ки/км 2 и выше, как и сбор ягод, грибов, лекарственных растений (из- за бесконтрольности) — на территориях от 2 до 5 и выше кюри на квадратный километр.

По обобщенным данным исследований, уже к началу 90-х годов можно было говорить о серьезных нарушениях в биоценозах не только зоны отчуждения, но и вообще на пораженных землях. Биоценоз — совокупность растений, животный и микроорганизмов, населяющих данный (определенный) участок водоема или суши и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды.

К 90-м годам уже было достоверно зафиксировано и резкое нарушение состава почвенной фауны, и ее частичное восстановление через пять лет. В этом направлении — восстановления! — и должно было бы государство работать в рамках чернобыльских программ, да еще при поддержке Запада, и после закрытия ЧАЭС, но все происходит с точностью до наоборот. Работа по восстановлению биоценозов сейчас фактически свернута.

В следующую пятницу читайте первую статью Любови Ковалевской из ее чернобыльского цикла в «Дне».

По материалам, подготовленным Любовью КОВАЛЕВСКОЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ