Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Не приходя в сознание...»

В Верховной Раде образовалось два депутатских большинства. Одно действует вопреки экономическим законам, другое — здравому смыслу
21 октября, 1996 - 20:13
20 ОКТЯБРЯ. ПАРЛАМЕНТ. ГОЛОСОВАНИЕ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Был в поздние советские времена политический анекдот, суть которого составляла фраза: «Вчера, не приходя в сознание, тов. Л.И. Брежнев приступил к работе и провел заседание политбюро...» Так вот, во вторник, 20 октября 2009 года неким коллективным брежневым был украинский парламент, который засвидетельствовал свой полный и, боюсь, окончательный политический обморок.

Что же такое необычное произошло в доме под куполом на улице Грушевского? Во-первых, там на протяжении одного дня сформировались два конкурирующих между собой депутатских большинства. Одно попробовало всего только разрушить финансовую систему страны; другое действовало масштабнее — воплощение в жизнь его установок приведет к параличу всю государственную машину и оставит армию без ее главнокомандующего. При этом в обоих большинствах участие принимали депутаты от Партии регионов, блока Литвина, Компартии плюс НУНСовцев, хотя, кажется, в обоих случаях разные. Одно большинство было антиправительственное, другое — неантиправительственное. Одно действовало вопреки экономическим законам, другое — элементарному здравому смыслу.

Во-вторых, депутаты образовали временную депутатскую следственную комиссию, действия которой априори будут откровенным беззаконием во главе с коммунисткой Екатериной Самойлик (ну, коммунистам к беззаконию не привыкать).

В-третьих (хронологически это должно быть «во-первых»), дружным усилием во имя усиления социальной защиты бедных, а поэтому болезненных украинских пенсионеров, матерей с детьми и инвалидов (а в придачу — всех-всех-всех граждан государства) депутаты решили оставить страну без лекарств. Вообще. Точнее, с дешевыми лекарствами, но с пустыми аптеками.

Напомню, как вершились эти незабываемые деяния. После традиционной разминки был принят в целом Закон об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы в 2010 году. За него отдали голоса 254 депутата. Дело будто бы благородное — цены растут, а доходы большинства украинских граждан — нет. Но вот вопрос — откуда брать деньги на реализацию самых благородных целей, когда в бюджете и без того огромные «дырки» (по словам Президента Ющенко — аж 50% дефицита)? Есть два варианта: резко сократить количество бюджетных работников, повысив другой части зарплаты или напечатать много-много разноцветных бумажек. Оба варианта мы уже испытали на себе в 1990-х — когда на фоне развала целых отраслей экономики и отъезда за границу тысяч далеко не худших ученых утверждал свою власть Л.Д. Кучма и его команда.

И даже если правительственные оценки катастрофических последствий реализации этого закона завышены — 1,6 миллиона сокращение должностей, 8 миллиардов гривен дополнительного бюджетного дефицита в этом году и 71 миллиард в следующем, — все равно картина (а вместе с тем диагноз депутатской умственной способности) печальная. Независимые эксперты считают, что взять дополнительные 2,5 миллиарда в этом году и 30 миллиардов в следующем (как видим, цифры более скромные, но...) все равно неоткуда. Ни один международный заемщик не даст такие суммы на проедание, а продать за такую сумму ни один объект государственной собственности не удастся. Если, конечно, не опустить курс гривни где-то до 15 — 17 за доллар...

Валютный рынок, кстати, реагирует на эти движения депутатов так, как и положено — дальнейшим удешевлением гривни. А если Президент подпишет закон? Нечего и говорить, какие цены будут на базарах под Новый год и как будут чувствовать себя в который раз уже «социально защищенные» украинские граждане. Собственно, депутаты, находящиеся без сознания от безумства предвыборных страстей, этим своим шагом сделали прекрасный подарок премьеру Юлии Тимошенко: она может на всю страну и на весь мир заявить, что не будет выполнять этот закон, потому что денег на глупости у нее нет и что она не допустит ограбления бедных людей за счет печатания красивых бумажек с портретами выдающихся украинских личностей (кто не помнит, как год назад правительство Тимошенко отказалось финансировать объявленные Президентом досрочные выборы — и выиграла дуэль). И что интересно, в мире поддержат именно Тимошенко, потому что в этом вопросе ее команда демонстрирует осмысленность.

Чего не скажешь об изменениях к Конституции, когда БЮТ выступил в составе другого варианта парламентского большинства. Опять-таки, дело как будто бы и благородное — сужение депутатской неприкосновенности, которая в Украине обрела де-факто невероятные объемы. Но что означает будто бы демократическая формула, зафиксированная в законопроекте за №3251, который при поддержке 390 парламентариев направлен для рассмотрения в Конституционный Суд, что народный депутат Украины не может быть без согласия Верховной Рады Украины «задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении его» (прежняя формула — депутаты «не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы»)? А только то, что какой-то голопупенковский районный суд может привлечь «неправильного» депутата (или целую группу) к ответственности за вымышленные преступления (и в этом смысле действительно уравнять их с рядовыми гражданами), а потом избрать мерой пресечения подписку о невыезде. На сессию, где будут рассматриваться принципиальные для государства вопросы. И если учесть, сколько у нас по стране таких «самых справедливых» и «самых независимых» районных судов, то рейдерская ликвидация парламентского большинства представляется очень простой операцией. Не случайно ведь в Британии, «матери» европейского парламентаризма, в средние века, когда буйствовали рейдеры-бароны, депутатам гарантировался свободный проезд на сессию Палаты общин, даже больше — их нельзя было за месяц до сессии и через месяц после сессии вызывать на дуэль. Конечно, такие благородные формы выяснения отношений в среде наших политиков вряд ли возможны, но безумные судебные атаки на депутатов конкурирующей фракции в случае принятия предложенных изменений к Конституции нам гарантированы, а вместе с тем — и продолжение паралича работы Верховной Рады (хотя, казалось бы, куда уже далее?).

Но главное в изменениях к Конституции другое. «Президент Украины не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении его», — такая новая норма записана в законопроекте. Иными словами, глава государства становится подсудным тому же голопупенковскому районному суду, вследствие чего автоматически перестает быть главой государства и гарантом Конституции. А представьте ситуацию, когда президент должен принимать участие в важном саммите, в то время как районный суд берет с него подписку о невыезде по подозрению в краже кошелька с тремя гривнями у старой попрошайки? Скажете, такого не может быть? А почему же тогда украинские депутаты стремятся перечеркнуть достижение мирового права, согласно которому к главе государства применяется особая судебная процедура?

И давайте не забывать — глава Украинского государства, кроме всего прочего, — это и Верховный Главнокомандующий. Применение к нему обычной судебной процедуры позволяет в кризисной международной ситуации через подкупленный местный суд парализовать украинскую обороноспособность, или, во всяком случае, ее серьезно подорвать. Осознавали ли это депутаты от БЮТ, когда дружно направились голосовать за проект изменений к Конституции, представленный Виктором Януковичем? Или они — так же как и другие фракции — рассчитывают, что пока этот проект пройдет все процедурные этапы перед окончательным голосованием, все глупости из него автоматически исчезнут? Или что эти глупости их лично не будут касаться, потому что они будут находиться при власти, и все проблемы упадут на оппонентов? Что же, когда-то в Германии была в целом весьма демократическая Веймарская конституция, вот только содержала она статью 48, которая впоследствии дала возможность канцлеру Адольфу Гитлеру вполне законно ликвидировать свободу слова, многопартийность, свободу собраний и установить тоталитарный строй. А задумывалась эта статья для борьбы с левым и правым экстремизмом...

И, наконец, последний подвиг депутатов, находящихся без сознания: принятие Закона о моратории на повышение цен и тарифов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. При этом цены должны быть на уровне 1 июля 2008 года, когда, как известно, доллар стоил где-то 4,5 гривни. Специалисты из аптечного бизнеса предупреждали, что следствием принятия этого закона станет закрытие большинства аптек и опустошение уцелевших. 242 депутата, не приходя в сознание, решили, что в их компетенции задействовать своеобразную финансовую машину времени и заставить бизнесменов торговать себе в убыток. «Большие, но вчера», как писал Жванецкий еще в брежневские времена. А где можно будет купить лекарства завтра?

Интересно, нашлись ли в среде нашего «коллективного брежнева» хотя бы несколько депутатов, которые 20 октября во всех приведенных выше случаях голосовали против?

Сергей Грабовский
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ