Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Не торопитесь на выборы!

Cоветуют эксперты «Дня» новой власти
13 мая, 2005 - 21:11

Сегодня «День» завершает обсуждение первых шагов власти-2005, которое мы начали 6 мая и продолжили в номерах от 11, 12 и 13 мая. Наша дискуссия шла по нескольким направлениям: экономика, внутренняя политика, внешняя политика, права человека, свобода информации. Если попытаться кратко подытожить весь массив выраженных мнений, то, пожалуй, получится, что к результатам ста дней новой власти участники нашего обсуждения отнесли следующее. Прежде всего — отсутствие единой команды и кадровые ошибки (обновление власти, по словам Президента Виктора Ющенко, было главной целью этой «стодневки»). «Родовыми травмами» новой власти, пожалуй, стали квотный принцип и полная зависимость от предвыборной конъюнктуры 2006 года. Отсюда и неопределенность и пассивность в евроатлантической интеграции, отсрочка важных рыночных преобразований, «социальный популизм» правительства, повторяющего «ошибки», за которые нынешняя власть некогда резко критиковала своих предшественников; обострение отношений с бизнесом, в том числе средним и малым. Кстати, в экономическом смысле, судя по ответам наших экспертов, мы получили левопопулистское правительство, действующее в краткосрочных интересах беднейших слоев населения. Видимо, считается, что за власть в 2006-м средний класс проголосует по инерции, как за меньшее зло... Но кредит доверия к новой власти по- прежнему велик, отметили участники дискуссии, хотя граждане уже начали оценивать ее действия более прагматично. А завершающим аккордом информационной поддержки и пиара первой стодневки новой власти стали прямой эфир Президента на трех телеканалах и вчерашняя пресс- конференция главы государства.

В ответах Президента на вопросы телеаудитории часто отсутствовала конкретика, однако его спокойствию и доброжелательности в отношении критически, если не сказать — агрессивно настроенных граждан надо отдать должное. Больше всего было задано вопросов на социально-экономические темы. Глава государства пообещал уже в этом году создать 1 млн. новых рабочих мест, продолжив эту тенденцию в последующей пятилетке, блюсти выполнение государством обещанных социальных выплат, начать ощутимо компенсировать потерянные вклады Сбербанка бывшего СССР. Вопросы, касающиеся общественно-политических проблем, звучали не менее эмоционально. Глава государства заявил, что вопросы вступления Украины в ЕС и НАТО будут решаться на референдумах; высказал твердую убежденность в необходимости и возможности довести до конца процесс примирения между ветеранами Красной aрмии и ОУН-УПА; пообещал никак не ущемлять русский и другие языки национальных меньшинств в Украине при непременном условии сохранения за украинским статуса единственного государственного; заявил о неизменности статуса Крыма и о намерениях навести порядок в земельных делах на полуострове; не без гордости сообщил, что новой власти уже удалось заменить более 18 тысяч госслужащих. «Я не могу работать со старой системой руководства исполнительной власти», — сказал при этом Виктор Ющенко, обвинив представителей старого госаппарата в массовой коррупции и расхищении госсредств.

Вчера же состоялся диалог главы государства с представителями СМИ, которых в актовом зале Украинского дома собралось около четырех сотен. От пресс- конференций экс-президента Леонида Кучмы мероприятие отличалось несравнимо большим демократизмом. Который выражался не только в либерализме охраны у входных «рамок», но и в атмосфере зала. Представители СМИ подходили к микрофонам в порядке живой очереди, так что теоретически возможность пообщаться с Президентом была у каждого. Правда, ситуацию усугубило то, что на каждый вопрос Виктор Андреевич отвечал минут 15, если не полчаса. Поэтому из четырех сотен собравшихся журналистов повезло полутора десяткам...

Виктор Ющенко, в частности, сообщил, что список предприятий, законность приватизации которых будет оспорена, существует, включает в себя 29 объектов и будет обнародован после согласования с правоохранительными структурами. При этом Президент пообещал при проведении повторных приватизационных конкурсов «идти только правовым публичным способом» и не исключил, что старые собственники получат право выкупить эти предприятия. Глава государства особо подчеркнул, что национализации и реприватизации в Украине не будет, заметив, что даже сами эти слова ему не нравятся.

Поскольку львиная доля присутствовавших в зале журналистов представляли региональные СМИ, многие вопросы касались состояния дел в конкретных регионах. Президент пообещал ввести в практику ежемесячные мониторинги основных показателей деятельности власти на местах. По его словам, губернаторов и прочих местных чиновников будут оценивать по тому, сколько новых рабочих мест создано, по соотношению рождаемости и смертности, по объемам инвестиций. Ющенко при этом пообещал почаще посещать регионы, в том числе — внезапно, чтобы ознакомиться с реальным состоянием дел на местах.

Говоря о внешней политике, Президент заявил, что сегодня Украина не готова начать переговоры о членстве в ЕС. По его словам, для начала страна должна отвечать нормам и стандартам европейской политики, для чего необходимо принять около 350 законов. В то же время Ющенко выразил твердую уверенность, что Украина будет в Европейском Cоюзе, ибо наша страна находится в центре Европы. «Без Украины Европа некомплектная», — сказал глава государства.

Виктор Ющенко заявил также, что Украина выполнит обязательства предыдущей власти, согласившейся на то, чтобы флот Российской Федерации пребывал в Украине до 2017 года. Однако при этом, по мнению Президента, необходимо решить ряд проблем. В течение трех месяцев секретари совбезов Украины и России предложат президентам пути их решения.

Примечательно, что никто из коллег не затронул тему политреформы (то, что нею не интересовались простые граждане в ходе телеэфира, пожалуй, неудивительно), а также — кассетного скандала, дела Гонгадзе, отравления самого Президента.

Что касается внутриполитических раскладов, то Президент считает, что оппозиция к нынешней власти находится в процессе формирования, однако сомневается, что политическим оппонентам удастся достигнуть договоренности между собой. «Жуликам и бандитам в политике нечего делать, — сказал В.Ющенко. — Не построишь свою политику на вранье, грабеже. Для меня, поверьте, это не оппозиция. Это не оппозиция — власть или люди, которые украли в прошлом году 4 млрд. из бюджета по возмещению НДС...

Олег МЕДВЕДЕВ , политтехнолог, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью:

— Если говорить о содержании, то в эфире Президента мне больше всего понравилась развернутая им тема национального примирения. И, собственно, не самим фактом разворачивания, а тем, что Президент в отличие от предвыборной кампании, когда он вынужден в основном наследовать существующие стереотипы (общественное мнение), сейчас старается идти впереди, и, опираясь на свой высокий авторитет и популярность, формировать общественное мнение в таких, для многих конверсионных вопросах, как национальное примирение.

Я также хотел бы очень высоко оценить демократизм эфира, и тем, кто в этом сомневается, я рекомендовал бы вспомнить прошлогоднее телевизионное общение с украинцами президента России Владимира Путина. И вообще — обратить внимание на стилистику общения телевизионного Путина. Собственно говоря, эта технология общения нами фактически позаимствована из России, где Путин уже несколько лет подряд общается с россиянами в телевизионном эфире. Но даже невооруженным глазом видно, что у президента России это стерилизованное общение — тщательно подобраны вопросы, еще более тщательно заготовлены ответы — все отрежиссировано от А до Я. Никаких неожиданностей — все гладко, стерильно и накатано.

Ну а прямой эфир Ющенко выгодно от этого отличался — с Майдана к Президенту обращались явно инспирированные теперешними владельцами работники Никопольского ферросплавного завода, кто-то кричал «Ющенка геть!», в Донецке стояли люди с портретами Бориса Колесникова, а в Крыму зачитывали (явно подготовленные какими-то оппозиционными партиями) вопросы по бумажке (даже не будучи в состоянии это выучить). Поэтому общение было очень демократическим.

Относительно эффективности сейчас нет эмпирических данных, которые бы позволили у нас ее оценить. Потому что для того, чтобы компетентно об этом говорить, по-видимому, стоило бы провести социологическое исследование и выяснить общественное мнение. В принципе, я могу предполагать, что народу такой формат общения с Президентом нравится. Если в России нравятся даже «ровные» эфиры Путина, то почему бы украинцам не нравился живой, демократический тип общения с собственным Президентом.

Я не вижу никакой политики в том, что первый эфир Президента появился на каналах медиа-холдинга Виктора Пинчука. Возможно, медиа-холдинг просто проявил инициативу. Я не думаю, что это нужно рассматривать, как какой-то политический упрек, тем более в контексте отношений новой власти с Пинчуком. Я считаю, что для медиа-холдинга Пинчука это был удачный телевизионный проект, который в первую очередь положительно повлияет на рейтинги всех этих трех телеканалов.

Василий СТОЯКИН , директор Центра политического маркетинга:

— Нельзя не обратить внимание на то, что ответы Виктора Ющенко на вопросы граждан в прямом эфире — это явное заимствование из российской практики, потому что Владимир Путин уже неоднократно проводил такие эфиры в России (и один раз даже в Украине). Поэтому здесь не придумано ничего нового. Что касается эффективности в принципе, то ее следует оценить, как очень высокую. Даже несмотря на то, что во многих ситуациях Ющенко явно не владеет конкретным материалом и не разбирается в конкретных вопросах (включая тему экономики). На экономические вопросы он отвечает буквально цитатами из учебника. Хотя можно было ожидать, что он сможет по-человечески, более внятно объяснить ту же проблему экономического роста и ей подобные.

В принципе мне представляется, что этот шаг очень успешный, потому что люди в таких случаях ориентируются не на то, что человек говорит, а на то, как он это говорит. Виктор Андреевич по-прежнему выглядит очень привлекательным для людей. В отличие от многих других своих выступлений он был непривычно и даже подозрительно спокоен, уверен в своих силах, не нервничал, не отвечал агрессией на агрессию (что вообще-то не типично для его стиля публичных дискуссий). В общем, он показал себя с самой лучшей стороны в сложившейся ситуации, и я думаю, что данный эфир сыграет большую положительную роль, если не для рейтинга, то просто для доверия большинства людей к Президенту.

Хотелось бы также подчеркнуть, что эфир был действительно прямым. Судя по всему — без цензуры. То есть вопросы могли задавать люди совершенно разных политических взглядов, зачастую диаметрально противоположных. Это было заметно, и это невозможно скрыть. Но что касается содержательной части, то я хотел бы повторить, что она была чрезмерно абстрактной. Виктор Андреевич все всем обещал и, в общем-то, во многих местах было заметно, что он еще не окончил для себя предвыборную кампанию. Потому что трудно оправдать повторение агитационных придумок вроде того, что прошлое правительство снизило минимальную зарплату до 205 грн. Все люди об этом давно забыли, а эксперты с самого начала знали, что это неправда. То, что Ющенко это повторяет, выглядело по меньшей мере некрасиво.

Еще один момент, который прослеживается уже не конкретно по прямому телеэфиру, а, допустим, по сегодняшней (вчерашней. — Ред. ) пресс-конференции и телеэфиру на «1+1» девятого мая. Кажется, украинская власть начала более адекватно относиться к вопросам европейской интеграции. Судя по реакции и Президента, и вице-премьера Рыбачука, они начали отдавать себе отчет, что в Евросоюзе Украину все-таки не ждут.

С точки зрения общего анализа ситуации, которая происходила в стране вокруг, допустим, того же Никопольского завода ферросплавов, то возникает впечатление, что правительству сейчас очень нужны деньги. Нужны так срочно, что правительство, кажется, готово даже договариваться с Пинчуком и Ахметовым, которые вроде бы были провозглашены главными врагами народа. И я не исключаю, что именно то, что прямой эфир пошел по каналам Пинчука, — это один из сигналов о том, что происходят некоторые договоренности. Не знаю, как в большой приватизации — скорее всего, Никопольского завода ферросплавов и «Криворожстали» это не коснется — но не исключено, что правительство и Президент начинают примиряться с тем, что в Украине все- таки существует большой бизнес, и существует помимо их желания.

                                                                  Продолжение темы на стр. "Подробности"

Владимир СОНЮК, Владимир ДЕНИСЕНКО, «День
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ