Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неделя под знаком коалиции

23 января, 2001 - 00:00

Создание коалиционного Кабинета может преследовать несколько целей. Очевидно, одна из них — это преодоление близкой к кризисной ситуации, когда вследствие нескольких разнонаправленных политических скандалов оказалось, что парламентское большинство фактически перестало существовать. Коалиционное правительство могло бы сцементировать большинство, подчинить интересы каждого из его участников каким-то совместным и в то же время наложить на фракции и группы, которые делегируют своих представителей в Кабинет, общую с правительством ответственность. Это, в свою очередь, могло бы помочь расставить точки над «i» во многих вопросах, в том числе и в настолько трудных, как энергетика. Притом коалиционность правительства в демократических странах связана с публичностью его деятельности.

Другая цель, о которой говорили в последние дни депутаты парламента и политологи, — это разрешение проблемы выживания самого Ющенко — ведь его возможная на этот момент отставка вполне может поставить крест на перспективах его дальнейшей карьеры.

Кстати, Сергей Тигипко еще летом, будучи гостем редакции «Дня», заявил, что правительство Ющенко должно бы «продать» два на то время вакантных места в своем Кабинете парламентским фракциям, предприняв первый шаг к коалиционности. Тогда премьер якобы отбрасывал предложения хотя бы консультироваться с фракциями большинства по кадровым вопросам. В конечном счете, первый эксперимент с коалиционным правительством уже воочию показал бы сильные и слабые стороны самой идеи в украинских условиях и одновременно вынудил бы парламент активизироваться в плане принятия Закона о Кабинете Министров, который бы четко размежевал права и обязанности различных ветвей власти и конкретно бы определил место правительства с любым премьер-министром в существующей политико-административной системе.

Собственно, современные модели политико-административного уклада общества не обязательно базируются на классической модели, когда правительство создается блоком партий, победивших на парламентских выборах. Скандинавские страны, а за ними — и Чехия уже имеют опыт создания правительства «меньшинства». В Германии продолжались спекуляции на тему создания «широкой коалиции» между диаметрально различными по политическим спектрам христианскими демократами Коля и социал-демократами. Но в любом случае это — опыт, базирующийся на традициях именно политического правительства, которых Украина до сих пор фактически не знала и которые до сих пор даже не обсуждались серьезно ни Президентом, ни парламентом.

Между тем возможности создания коалиционного правительства во главе с Ющенко могут оказаться в известной степени иллюзорными, если начнут реализоваться слухи об образовании в парламенте «проправительственного большинства», за что выступали социалисты и «Батьківщина».

Вчера первый заместитель председателя Верховной Рады Украины Виктор Медведчук сообщил: хотя соответствующих обращений от правительства пока не поступало, он не исключает, что в ближайшие дни состоятся переговоры между правительством и парламентом о создании коалиционного правительства. По его словам, переговоры о создании правительственной коалиции должны быть проведены в ближайшие две недели — перерыв между работой 6-й и 7-й сессий парламента.

Отвечая на вопрос об увольнении вице-премьера Юлии Тимошенко, В.Медведчук высказал мнение, что «президент Украины поступил в соответствии с Конституцией, подписывая указ об освобождении от должности Ю.Тимошенко». В то же время, сообщает Интерфакс-Украина, он подчеркнул, что «не видит взаимосвязи между увольнением вице -премьера и правительством», пояснив, что отождествлять правительство, насчитывающее около 20-ти министров, с одним его представителем — «бессмысленно». В.Медведчук также добавил, что сегодня «следует говорить не об отставке правительства, а об общих дела х».



Александр ЛАВРИНОВИЧ, фракция Народного Руха Украины:

— На сегодня создание коалиционного правительства выглядит абсолютно реальным, хотя ситуация усложненная. Ведь в течение последних месяцев фактически не функционирует парламентское большинство. При голосованиях не набирается не только 284 (именно столько депутатов насчитывалось в большинстве. — Ред. ), но и 226 голосов (половина состава ВР плюс один голос. — Ред. ). Сегодня стоит вести речь о том, что большинство может быть сбережено меньшим составом, например, в 245 депутатов. Но при этом оно будет стабильным и понятным. Следовательно, существует вероятность того, чтобы усилиями премьер-министра возродить нормальную работу большинства в парламенте, что создаст политическое основание для формирования состава Кабинета Министров. Вероятность создания такого коалиционного правительства — около 70 процентов. Для этого необходимы, во-первых, желание премьер-министра, во-вторых — политическая воля и желание политических сил в Верховной Раде. Здесь нет стопроцентной однозначности, но вероятность остается высокой.

В таком коалиционном правительстве должны быть представлены все политические силы большинства. Народный Рух, как и другие силы, конечно, также претендует на то, чтобы быть представленным в правительстве, которое бы образовывалось на основе соединения как политической платформы, так и профессионализма. Существующая на сегодня законодательная база достаточна для того, чтобы создать коалиционное правительство. Но все, в том числе и законодательная база, должно совершенствоваться. Ведь, в частности, так и нет закона о Кабинете Министров.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ