В течение прошлого года мы слышали громкогласные заявления некоторых должностных лиц о борьбе с теневыми схемами и олигархами, которыми подменялись очень необходимые энергичные практические шаги по усовершенствованию нормативно-правовой базы и устранению в ней «лазеек», которыми пользуются теневые дельцы. Вместо этого предпринимались попытки «ручного» и административного управления, вследствие чего тенизация экономики приобретала все больший размах. Поэтому этот вопрос был вынесен на специальное заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Подписанием Указа «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 25 января 2001 года «О мерах по детенизации экономики» Президент Украины еще раз привлек внимание исполнительной власти к проблемам теневой экономики. Указом утверждена целостная программа — «Основные принципы детенизации денежного обращения». Им дан также ряд поручений Кабинету Министров, образована Межведомственная комиссия СНБОУ по вопросам финансовой безопасности. Указ, как отмечают наши эксперты, предусматривает создание эффективного механизма противодействия процессу сползания украинской экономики «в подполье» и должен содействовать ее включению в цивилизованную общественную жизнь. Указ Президента комментирует в интервью «Дню» заместитель секретаря СНБОУ Трофим КОВАЛЬЧУК .
— Решения, направленные на преодоление проблемы теневой экономики, принимались и ранее, а воз, как говорится, и ныне там. Можно ли надеяться, что реализация данного Указа приведет к искоренению этого угрожающего явления?
— Здесь нужно немного изменить акцент. В Указе Президента речь не идет о «преодолении» теневой экономики, «непримиримой борьбе» или о чем- то подобном. Указ выдержан в том же духе, что и упомянутые выше «Основные принципы…», поэтому проиллюстрирую свои слова цитатой из них: «Попытки ограничить обращение денег вне банков с помощью только административного давления на субъектов ведения хозяйства свидетельствуют о необходимости перехода к новой стратегии детенизации денежного обращения. Эта стратегия состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для обращения денег на основании максимального учета интересов владельцев денежных средств». Как видим, речь идет не о «борьбе» или «преодолении», а наоборот, — признаются чрезмерными привычные для нас административные методы, основывающиеся на запрещениях или принуждении осуществлять экономические операции исключительно по строгим стандартам, якобы разработанным карательными органами. Наше государство на деле начинает усваивать главную парадигму рыночной экономики: в ней действуют свободные субъекты, которые руководствуются не абстрактными идеалами общественного блага, а собственными «эгоистическими», если хотите, — «корыстными» интересами. Еще триста лет тому назад об этом писал основатель рыночной теории Адам Смит: люди действуют так, как каждому из них выгодно, а не так, как выгодно другим. Бабушка, которая продает на улице папиросы, не читала Смита, но действует именно по его наставлению: делай так, как выгодно тебе лично. Экономические операции прячутся «в тень» только тогда, когда это выгодно, — и вопрос ставится не в том плане, чтобы их прекратить или преодолеть, а в том, чтобы вывести на «свет», легализировать.
— Тогда позвольте поставить вопрос иначе: если эта «тенизация» выгодна пускай хотя бы части наших граждан, отвечает их интересам и государство не видит потребности ее преодолевать, то зачем вообще начинать если не борьбу, то даже и «выведение на свет»?
— Так ведь сама парадигма предусматривает некоторое ограничение экономической свободы в том случае, когда действия человека оказывают вред другим. По существу, главная проблема государственности и вообще власти за тысячи лет их развития и заключается в том, как реализовать естественное стремление человека к свободе и при этом не допустить, чтобы были ущемлены интересы других граждан. Есть такое меткое выражение: «каждый может свободно размахивать кулаками, но эта свобода заканчивается около носа его соседа». То есть действия государства должны быть направлены не против интересов человека, а на защиту этих интересов.
— В отдельных случаях защита интересов одних объективно требует действовать вопреки интересам других, поэтому нет и не может быть какого-то единого алгоритма всех «антитеневых» мероприятий.
— Указ предусматривает создание механизма, который обеспечит взаимодействие тысяч государственных и негосударственных организаций, учреждений и будет содействовать изменениям в поведении миллионов людей. Все это направлено только на один значительный аспект экономической деятельности — очень необходимо сегодня перевести все без исключения расчеты в открытую форму, через легальные банковские учреждения. Речь идет не о государственном контроле за условиями, содержащимися в коммерческих контрактах, контроле над ценами и суммами или о запрещении для граждан иметь в собственности иностранную валюту и тому подобное, а в основном о том, что все эти операции должны осуществляться через банковскую систему, отражаться в бухгалтерском учете, финансовой и статистической отчетности.
— Кстати, гражданам развитых стран может даже показаться странным, что такое требование является предметом государственной программы, а его выполнение нуждается в значительных усилиях да еще и наталкивается на противодействие со стороны определенной части представителей самой государственной власти.
— Мы привыкли обвинять власть в слишком медленном продвижении рыночных реформ, в чрезмерном вмешательстве в предпринимательскую деятельность, даже — в ограничении прав человека на личную жизнь — мол, каждому присвоили индивидуальный налоговый номер и тем самым чуть ли не закрепостили. Вспомните о митингах и демонстрациях предпринимателей в ответ на элементарные требования — указывать цену на каждом товаре, осуществлять учет товарного оборота, иметь сертификат происхождения хотя бы для тех товаров, которые могут нести в себе опасность для здоровья людей, — пищевых продуктов, лекарств, детских изделий. Так что в этом понимании государству придется вести настоящую борьбу, и это будет борьба за права и интересы наших граждан. В то же время, что касается определенных лиц, это будет, не скажу «жестокая», но нелегкая и продолжительная борьба против их интересов, ибо для кое-кого она обернется не просто «ограничением прав», а перекрытием каналов незаконного обогащения. Мы прекрасно понимаем силу того сопротивления, которое будут оказывать такие «ущемленные в правах», и готовы его преодолеть.
— Какие конкретные положения из решений, утвержденных Указом Президента, могут вызывать такое сопротивление?
— Возьмем хотя бы такой пункт из «Основных принципов…»: «внести предложения по усилению валютного контроля за экспортно-импортными операциями субъектов ведения хозяйства». По-видимому, все заинтересованные знают, что у нас только недавно отменена существующая еще с советских времен статья 80 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за наличие у гражданина иностранной валюты. Существование такой статьи, действительно, идет вразрез с гражданскими правами и не подобает демократическому государству. Пока статья не была отменена, из государства были вывезены за границу миллиарды долларов. Причем ни один доллар не пришел в Украину даром — за каждый заплачено полноценным украинским товаром или трудом наших граждан. Общую сумму капиталов, вывезенных за пределы страны за 10 лет, точно подсчитать невозможно — кто называет 20, а кто 50 миллиардов долларов.
Однако существует учет текущих операций, и буквально несколько дней назад налоговая служба сообщила, что украинские компании в прошлом году сократили долг по возвращению валютной выручки из-за границы на 29 млн. долларов (до 250 млн. долларов по состоянию на 1 января 2001 года). И это только то, что попало в учет, а реальные объемы нелегального вывоза капитала из Украины на порядок выше. Это и есть следствие неподобающего контроля за перемещением валюты через наши границы.
— ГНАУ утверждает, что за два последних года направила более 3000 запросов в налоговые и правоохранительные органы других государств, в том числе 1729 — в Россию. Как выяснилось, более половины фирм-контрагентов украинских компаний… не существует.
— Деньги существуют, а владельцев нет. Сколько последние готовы заплатить, чтобы их не тревожили розысками? Я предлагаю проследить за выступлениями некоторых известных лиц, которые вскоре начнут жаловаться и критиковать власть за «политическое преследование», «гонение на оппозицию». Ведь во исполнение этого Указа будут предприняты реальные и конкретные действия.
— В теневом обороте немало фальсификата, который угрожает не только экономике, но и здоровью и жизни людей. — По данным Украинской корпорации виноградарства и винодельческий промышленности «Укрвинпром», около 70% учреждений торговли в Украине реализуют фальсифицированные алкогольные напитки. Вероятно, такая же часть жителей Украины, а может, и большая, их и покупает, ибо они более дешевые. В сравнении с тем, какой нанесен вред здоровью наших людей, почти миллиард гривен убытка государству от неуплаченных налогов — незначительная величина. Но ведь нужно понимать, что после устранения этого явления цена на настоящие качественные товары неминуемо возрастет — таковы законы рыночной конкуренции. — Высоким ценам должна соответствовать еще и высокая заработная плата — это также один из законов рынка. — Указ об основных принципах детенизации денежного обращения предусматривает, в частности, внедрение минимальной почасовой оплаты труда как цивилизованного социального стандарта, ликвидацию выплат заработной платы, так сказать, «натурой», обеспечение государственных гарантий по индексации утраченного под влиянием инфляционных факторов заработка и т.п. В этой связи должен отметить: каждая страна, стремящаяся к цивилизованным отношениям, поднимает экономику единственным способом — развивая внутренний рынок, то есть всячески увеличивая платежеспособность своего населения. Средний украинец должен стать активным покупателем. Это главное. Вместе с этим, стратегическим направлением противодействия теневым отношениям должно стать создание таких условий, когда честным быть выгодно, когда труд «в тени» наносит ощутимый ущерб. Чтобы экономика вышла «из тени», нужно создать условия, при которых платить налоги станет выгоднее, чем давать взятки. Я убежден: ни одно государственное решение не будет выполняться, пока оно будет противоречить здравому смыслу и вести к экономическим убыткам. — Известно, что своеобразной финансовой базой украинской теневой экономики являются оффшорные зоны. Предусматриваются ли какие-то меры, которые будут ограничивать их негативное влияние на экономику Украины? — Да, Указ содержит пункт, который заденет интересы ограниченного числа лиц, но будет иметь существенные количественные последствия: «ввести ограничение на привлечение кредитов из оффшорных зон под проценты, превышающие размер процентов на внутреннем кредитном рынке, и разработать экономические, в том числе налоговые, рычаги влияния на предприятия, которые привлекают такие кредиты». Не секрет, что значительная часть так называемых «иностранных инвестиций» в Украину — это ее кровные, заработанные трудом наших людей денежные средства, которые различными теневыми и полулегальными путями попали в эти «налоговые убежища» и уже оттуда под видом иностранных инвестиций вернулись в Украину. Ведь со времен римского императора Веспасиана Флавия известно, что «деньги не пахнут», и в очень многих странах мира на происхождение заграничных капиталовложений смотрят куда более снисходительно, чем на отечественные. — В цивилизованных странах очень сурово следят за тем, чтобы все капиталы получали только законные прибыли и честно выплачивали из них налоги. — У нас многие владельцы этих капиталов еще не превратились в цивилизованных предпринимателей и с помощью ранее сомнительным образом заработанных денег пытаются такими же сомнительными путями наращивать свои прибыли. Один из таких путей очень прост — владелец украинской фирмы берет под завышенные проценты кредит у другой своей фирмы, но расположенной в оффшорной зоне, в то время как уплата этих процентов, по закону, входит в производственные расходы и налогами не облагается. Вот и растут оффшорные накопления из-за пробелов в законодательстве. Кто интересуется этими вопросами, рекомендую проследить за событиями, связанными с обвинениями украинских государственных органов по поводу искусственно созданного долга в размере 60 млн. долларов со стороны Полтавской газонефтяной компании одному из ее учредителей — компании JP Kenny Exploration&Production. Дело находится на стадии судебного рассмотрения и имеет широкий резонанс в средствах массовой информации. Выводы делать еще рано, но тон обвинений в адрес Украины слишком уж демагогичен — мол, ущемляются права иностранного инвестора, ухудшается инвестиционный климат и т.п. Именно для недопущения подобной демагогии и необходимо неотложно упорядочить законодательно- нормативную базу таких «долгов». — Принятие Указа, который мы обсуждаем, является только началом широкомасштабного наступления на теневую экономику. Можно ли уже сейчас определить направления дальнейших действий? — О вреде теневой экономики, ее угрозе национальным интересам говорится много и довольно громко. И предложений много. Но, к сожалению, сделано пока что очень мало. И главная наша беда не в том, что мы не можем осмелиться разработать действенные мероприятия, а в том, что мы не реализуем уже давно принятые решения. Вот лишь некоторые: о введении требования предъявлять декларации о доходах при осуществлении ценных покупок; о создании Государственного реестра недвижимого имущества и о введении налогообложения недвижимости и другой собственности, которая используется как экономический актив. — Почему среди различных аспектов борьбы с теневой экономикой Указ выделяет легализацию расчетов, то есть детенизацию денежного обращения? — Приведу только одну цифру, которая много о чем говорит. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составляет более 74 миллиарда гривен и по существу является «ценой» общественных потерь от тенизации сферы расчетов. Акцентирую: только сферы расчетов, ибо существуют и другие направления подпитки теневого сектора. Обстоятельный анализ проблемы позволил обнаружить ключевое звено функционирования теневой экономики — денежное обращение вне банков. Именно на выведение его « из тени на свет» нацелена большая часть мероприятий, предусмотренных Указом. Нужно понимать, что легализация денежного обращения, которое сегодня обслуживает теневые операции, сделает невозможным их дальнейшее осуществление вне правового поля. — Как правило, именно «санкционированные» неплатежи в бюджет пополняют финансовую базу теневой экономики, а потом значительные суммы вывозятся из Украины и теряются не только для государственного сектора, но и для экономики в целом. — Для создания эффективного механизма детенизации экономики не нужно выдумывать велосипед или заимствовать «передовой опыт» развитых стран. Скажем, в расходной части бюджета США, которая составляет 500 млрд. долларов, конгрессом утверждено 9 млрд. ( 1,8 % ) налоговых льгот. В Украине же стабильно предоставляются льготы в расчете 30 млрд. грн. в год, что превышает сумму всех бюджетных поступлений. Причем льготники реально получают немалые дивиденды, ибо работают, как правило, в тех секторах рынка, где имеются деньги даже в условиях депрессии. Зато ни один контрольный орган не может показать полный перечень льготников и оценить объемы их реальных доходов, поскольку на поверку полномочий для предоставления льгот никто в Украине не имеет. Все это очень похоже на узаконенную коррупцию, которую, понятно, нужно искоренить. — Усиление контроля за доходами и собственностью должностных лиц государства, очевидно, должно стать важным и действенным моментом не только для разоблачения возможной теневой деятельности, но и для ее предупреждения... — Безусловно. Необходимо усилить контроль за движением денежных средств и приобретением имущества высокопоставленными государственными служащими. Напомню, что фундаментальный принцип правового уклада — презумпция невиновности — относительно источников получения денежных средств и приобретения собственности, особенно правительственными чиновниками, в цивилизованных странах используется ограниченно. По уголовному праву, гражданин не должен доказывать свою непричастность к совершению преступления, а вот по налоговым правилам — наоборот, обязан подтвердить законное происхождение своих денежных средств и имущества. Если такой подход практикуется в отношении «свободных» граждан, то он просто необходим, когда речь идет о государственных служащих. Нельзя бороться с коррупцией, основываясь на тех же принципах, что и борьба с преступностью «вообще». — Но ведь, наверное, не существует такого рецепта, при помощи которого можно было бы покончить с теневой экономикой раз и навсегда? — Это все равно, что питать надежду раз и навсегда убраться в квартире. Как известно, этим приходится заниматься в течение всей жизни. — Вы упоминали о создании под эгидой СНБОУ, согласно Указу Президента, межведомственной комиссии по финансовой безопасности.
— Финансовая сфера сегодня является не только потенциальным двигателем социально-экономического прогресса, но и реальным источником угрозы национальной безопасности. При таких обстоятельствах особую актуальность приобретают идентификация, мониторинг и прогнозирование процессов (в т.ч. потенциальных угроз), происходящих на финансовых рынках — банковском, фондовом и страховом. Комиссия должна осуществлять эффективный контроль за масштабными финансовыми операциями и мощными валютными потоками во всех сегментах финансового рынка.