Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Необходимость международного осуждения преступлений, совершенных тоталитарным режимом

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1481 (2006)
8 ноября, 2006 - 19:10
«ТИПАЖ» / ФОТО ПАВЛА БАГМУТА

1. Парламентерская Ассамблея ссылается на резолюцию 1096 (принятую в 1996 г.) о мерах относительно уничтожения того, что оставили после себя (бывшие) коммунистические тоталитарные режимы.

2. Для всех без исключения тоталитарных коммунистических режимов, правящих в Центральной и Восточной Европе в прошлом веке и все еще находящихся при власти в нескольких странах мира, характерным является массовое нарушение прав человека. Эти нарушения были разными в разных нациях, странах и в разные исторические периоды и включали как индивидуальные так и массовые убийства и казни людей, смерть в концентрационных лагерях, голодомор, депортации, пытки, использования рабского труда и других форм массового физического террора, преследование по этническим и религиозным причинам, посягательство на свободу совести, право иметь свое мнение и высказывать его, свободу слова и также отсутствие политического плюрализма.

3. Эти преступления оправдывали теорией классовой борьбы и принципами диктатуры пролетариата. Интерпретация обоих принципов узаконивала «ликвидацию» людей, которые мешали строить новое общество, а поэтому были врагами тоталитарного коммунистического режима. Огромное количество жертв в каждой из этих стран были гражданами этих стран. Особенно это касается населения бывшего СССР, где количество таких жертв было наибольшим.

4. Ассамблея признает, что, не принимая во внимание преступления, совершенные тоталитарными режимами, некоторые европейские коммунистические партии сделали определенные шаги к демократизации.

5. Падение тоталитарных коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе не всегда сопровождалось международными расследованиями совершенных ими преступлений. Более того, заказчики этих преступлений не были привлечены к суду международных организаций, как это было по отношению к ужасным преступлениям, совершенным нацистами.

6. Поэтому народ знает очень мало о преступлениях, совершенных тоталитарными режимами. Коммунистические партии являются активными и легальными в отдельных странах, даже если они не отмежевались от преступлений, осуществленных в прошлом тоталитарными коммунистическими режимами.

7. Ассамблея уверена, что знание истории является условием недопущения подобных преступлений в будущем. Более того, моральная оценка и осуждение совершенных преступлений играет важную роль в воспитании подрастающих поколений. Четкая позиция международного сообщества относительно прошлого может стать залогом его будущих действий.

8. Кроме того, Ассамблея уверена, что жертвы преступлений тоталитарных режимов, которые еще сегодня живы, или их семьи, заслуживают сочувствия, понимания и признания за их страдания.

9. Тоталитарные коммунистические режимы еще активно действуют в некоторых странах мира и продолжают совершать преступления. Осознание национальных интересов не должно мешать странам соответственно критически относиться к тоталитарным коммунистическим режимам. Ассамблея категорически осуждает любые нарушения прав человека.

10. Дебаты и осуждение, имевшие место на национальном уровне в некоторых странах-членах Европейского Союза, не могут освободить международное сообщество от его долга занять четкую позицию относительно преступлений, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами. Это его моральный долг, выполнение которого нельзя откладывать на потом.

11. Совет Европы — то место, где эти вопросы нужно поднимать на международном уровне. Все европейские посткоммунистические страны, за исключением Беларуси, являются сейчас его членами, и защита прав человека и нормы права являются теми основными ценностями, которые он защищает.

12. Следовательно, Парламентская Ассамблея строго осуждает массовое нарушение прав человека, совершенное тоталитарными коммунистическими режимами, и выражает сочувствие, понимание и признание жертв этих преступлений.

13. Кроме того, она призывает все коммунистические и пост-коммунистические партии стран-членов СЕ, которые еще этого не сделали, сделать переоценку истории коммунизма и их собственного прошлого и четко отмежеваться от преступлений, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами, и осудить их без какой- либо двусмысленности.

14. Ассамблея верит, что такая четкая позиция международного сообщества приведет к дальнейшему примирению. Кроме того, она, надеемся, побуждает историков во всем мире продолжать исследования по проблемам установления и объективного доказательства того, что действительно имело место.

Объяснительный меморандум господина Герана Линдблада

1. Вступление

1. Падение коммунистического правления в государствах Центральной и Восточной Европы в начале 1990-х годов ХХ ст. Привело к появлению многочисленных дискуссий по поводу политической и правовой оценки действий и преступлений, совершенных во имя коммунистической идеологии. Ответственность преступников и возможность их судебного преследования стали главными вопросами для дискуссий. Обсуждение этих вопросов проводилось во всех бывших коммунистических странах, а несколько государств приняли особые законы относительно «декоммунизации» и/или очищения от коммунизма.

2. Во всех вышеупомянутых странах этот вопрос рассматривался как часть более широкого процесса перестройки бывшей системы и перехода к демократии. Каждая страна восприняла ее как собственное внутреннее дело, а направления дальнейшей работы, предложенные международным сообществом, и особенно Советом Европы, сосредоточивались на предотвращении возможных нарушений прав человека.

3. В подобном плане господином Эсперсом и господином Северином от имени Комитета по юридическим делам и правам человека соответственно в 1995 и 1996 годах были подробно разработаны два отчета Парламентской Ассамблеи о мероприятиях по демонтажу коммунистических тоталитарных систем. Первый вернули в Комитет после рассмотрения в Ассамблее, а результатом последнего стало принятие Резолюции 1096 (1996).

4. До сих пор, однако, ни Совет Европы, ни какая-либо другая международная межправительственная организация не взяла на себя ответственность дать общую оценку коммунистических принципов руководства, серьезно обсудить преступления, совершенные в его имя и публично их осудить. Однако, как бы ни трудно это было понять, на самом деле еще не было никаких серьезных детальных обсуждений идеологии, лежащей в основе широко распространенного террора, многочисленных нарушений прав человека, смертей миллионов людей, ужасного состояния целых наций. В то время как другой тоталитарный режим ХХ века, а именно нацизм, был изучен и осужден всеми народами, а преступники осуждены, такие же преступления, совершенные во имя коммунизма, не были выучены и осуждены.

5. Отсутствие международного осуждения можно частично объяснить существованием стран, базирующихся на коммунистической идеологии. Желание сохранить хорошие отношения с некоторыми из них может мешать некоторым политикам касаться этого сложного вопроса. Более того, многие политики до сих пор активно поддерживают коммунистические режимы тем или иным образом. По объективным причинам они не касаются вопросов ответственности. Во многих европейских странах существуют коммунистические партии, которые официально не осудили преступления коммунизма. И, наконец, разные элементы коммунистической идеологии, такие как равенство или социальная справедливость, все еще привлекают многих политиков, которые боятся, что осуждение коммунистических преступлений будет восприниматься как осуждение коммунистической идеологии.

6. Однако, как считает докладчик, существует неотложная необходимость публичного обсуждения преступлений коммунизма и осуждения их на международном уровне. Это необходимо сделать, не откладывая, по нескольким причинам. Во-первых, ради общего восприятия необходимо прояснить, что все преступления, включая совершенные во имя идеологии, возвышающие благородные идеи — такие как равенство и справедливость, — осуждаются без всякого исключения. Это особенно важно для молодых поколений, которые не имеют личного опыта коммунистического правления. Понятной позицией международной общественности по этому поводу может быть ожидание от них действий в будущем.

7. Кажется, что своего рода ностальгия по коммунизму все еще жива в некоторых странах. Это создает опасность прихода коммунистов к власти в той или иной стране. Данный документ должен содействовать общему осознанию истории этой идеологии.

8. Во-вторых, пока жертвы коммунистического режима или их семьи все еще живы, еще не поздно предоставить им моральную компенсацию за их страдания.

9. Коммунистические режимы все еще существуют в некоторых странах мира, и преступления, совершаемые во имя коммунистической идеологии, все еще совершаются. На мой взгляд, Совет Европы — организация, защищающая права человека, не имеет никакого права оставаться равнодушной и молчать, даже если эти страны не являются ее членами. Международное осуждение увеличит доверие к аргументам внутренней оппозиции в этих странах и, возможно, будет способствовать некоторому положительному развитию. Это наименьшее, что Европа, колыбель коммунистической идеологии, может сделать для этих стран.

10. Необходимо подчеркнуть, что в этом документе речь не идет о какой- либо финансовой компенсации жертвам коммунистических преступлений, единственная компенсация, которая предлагается — моральная.

11. 15-я годовщина падения коммунистических режимов во многих европейских странах — это хороший повод для такого рода действий. Совет Европы как раз и является той организацией, которая могла бы решить эту задачу, поскольку почти половина ее государств испытали коммунистический режим на себе.

12. В рамках подготовки этого доклада комитет организовал слушания при участии известных личностей, чей анализ по данной теме в значительной мере способствовал подготовке этого документа. (см. программу слушаний в Дополнении 1). Я также осуществил ознакомительные визиты в Болгарию (16 мая 2005 г.), Латвию (3 июня 2005 г.) и Россию (16—17 июня 2005г.) (см. Программы визитов в приложении 2—4). Я хотел бы выразить свою благодарность национальным парламентским делегациям этих стран за их содействие в подготовке этих визитов.

13. Хотелось бы подчеркнуть, что этот доклад ни в коем случае не должен рассматриваться как исчерпывающий подсчет коммунистических преступлений. Исторические исследования нужно оставить историкам, у которых уже есть весьма существенное количество литературы по данной теме, которую я использовал при подготовке этого доклада. Этот доклад оформлен как оценка преступлений коммунизма с политической точки зрения.

3. Коммунистические преступления

25. Коммунистический строй характеризуется массовым нарушением прав человека с самого начала. Для того, чтобы получить власть и удержать ее, коммунистический режим вышел за пределы одиночных убийств и локальной резни, и преступления стали составляющей системы управления. Известно, что спустя несколько лет после становления режима в большинстве европейских стран, и после десятков лет в Советском Союзе и Китае, террор несколько утратил свою силу. Однако, «память о терроре» сыграла важную роль в обществах, и потенциальная угроза заменила реальные зверства. К тому же, если возникала потребность, режим прибегал к террору, что можно проиллюстрировать на примере Чехословакии в 1968 г., Польши в 1971, 1976 и 1981 гг., или Китая в 1989 г. Этот стиль правления свойственен всем историческим и современным формам коммунистического режима, независимо от страны.

26. Согласно приблизительным оценкам (точные данные не доступны) количество людей, уничтоженных коммунистическими режимами, распределяется по странам и регионам следующим образом:

— Советский Союз — 20 млн. жертв

— Китай — 65 млн.

— Вьетнам — 1 млн.

— Северная Корея — 2 млн.

— Камбоджи — 2 млн.

— Восточная Европа — 1 млн.

— Латинская Америка — 150 тыc.

— Африка — 1,7 млн.

— Афганистан — 1,5 млн.

Эти цифры включают: индивидуальные и массовые казни, погибших в концентрационных лагерях, жертвы голода и депортаций.

27. Существует реальные основания для подозрений, что эти цифры намного выше, чем приведенные в документах. К сожалению, ограниченный доступ к архивам, особенно в России, не позволяет определить точное число погибших.

28. Важной чертой преступлений коммунистов являются репрессии, направленные против невиновных людей, преступлением которых была только принадлежность к определенным категориям. Таким образом, во имя идеологии, были убиты десятки миллионов богатых крестьян (кулаков), дворян, представителей буржуазии, казаков, украинцев и других.

29. Эти преступления — результат теории классовой борьбы, предусматривающей уничтожение людей, которые были непригодны для построения нового общества. Большое количество жертв — соотечественники.

30. В конце 1920-х годов в СССР ГПУ постановило: каждый регион должен представить определенное количество разоблаченных «классовых врагов». Цифры устанавливались непосредственно лидерами коммунистической партии. Таким образом, местные исполнительные органы должны арестовывать, высылать или уничтожать определенное количество людей. Если они не выполняли план, то сами подвергались репрессиям.

31. Число жертв и перечень преступлений коммунистов:

— индивидуальные и массовые казни людей, считающихся политическими оппонентами, без суда или по его вердикту; кровавые репрессии относительно участников манифестаций или забастовок; убийство заложников и узников войны в России 1918— 1922г.г. Ограниченный доступ к архивам (а также доступ к документам многочисленных казней) делает невозможным определить точное число казненных, но можно сказать, что число жертв составляет десятки тысяч.

— голод уничтожил приблизительно 5 млн. людей, главным образом это касается Украины в 1921—1923 г.г. Голод как форма уничтожения людей использовался коммунистическим режимом не только в Советском Союзе.

— уничтожение казаков — количество составляет от 300 тыс. до 500 тыс. в период с 1919 по 1920 гг.

— десятки тысяч людей погибли в концентрационных лагерях. Снова ограниченный доступ к архивам не дает возможности определить точное количество погибших.

— 690 тыс. человек были осуждены и казнены в результате так называемой «чистки» рядов коммунистической партии в 1937—1938 г.г. Тысячи были депортированы или заключены в лагеря. В целом с 1 октября 1936 по 1 ноября 1938 приблизительно 1566 тыс. человек были арестованы, из них 668305 были казнены. После более детального исследования архивов оказалось, что это число намного больше.

— массовые убийства приблизительно 30 тыс. «кулаков» (богатых крестьян) во время насильственной коллективизации 1929—1933. Более 2 млн. — депортированы в 1930— 1933 г.г.

— тысячи рядовых граждан СССР, осужденных за связи с «врагами народа», были казнены до Великой Отечественной войны. Например, в 1937 около 144 тыс. человек были арестованы и 110 тыс. из них казнены по обвинению в связях с поляками, проживающими в СССР. Также в 1937 г. 42 тыс. человек были казнены за связь с немецкими рабочими, находящимися в СССР.

— 6 млн. украинцев были заморены голодом в 1932—1933 г. г.

— убийство и депортация сотен тысяч поляков, украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, молдаван и жителей Бессарабии в 1939—1941 гг. и 1944—1945 гг.

— депортация поволжских немцев в 1941 г., крымских татар в 1943 г., чеченцев и ингушей в 1944 г.

— депортация и уничтожение одной четвертой населения Камбоджи в 1975—1978 гг.

— миллионы жертв преступной политики Мао Цзедуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. И снова недостаточное количество документации не дает возможности определить точные цифры жертв.

— большое количество жертв в других уголках мира: в Африке, Азии и Латинской Америке, в странах, исповедующих идеологию коммунистов.

На этом перечень преступлений не исчерпывается. Нет ни одной страны, находившейся под влиянием коммунистической идеологии, которая не предоставила бы свой собственный список жертв.

32. Концентрационные лагеря, созданные первым коммунистическим правительством еще в сентябре 1918 г., стали одним из постыдных символов коммунистического режима. Уже в 1921 существовало 107 лагерей, где находилось более 50 тыс. узников. Огромный процент смертности в этих лагерях можно проиллюстрировать ситуацией в лагере г. Кронштадт: из 6500 узников лагеря в марте 1921 г. только 1500 остались в живых в следующем году.

33. В 1940 г. количество заключенных составляло 2350 тыс. человек, находившихся в 53 концентрационных комплексах, в 425 специальных колониях, в 50 колониях для детей и в 90 домах для новорожденных.

34. На протяжении 1940-х годов в среднем 2,5 млн. заключенных находились в лагерях. Но так как смертность была высокой, то можно предположить, что количество узников было намного больше.

35. В целом количество людей, прошедших лагеря с 1930 по 1953 г.г., составляет от 15 до 20 млн.

36. Концентрационные лагеря также создавались другими коммунистическими режимами, особенно в Китае, Северной Корее, Камбоджи и Веетнаме.

37. Массовый террор, аресты, депортации и убийства последовали в некоторых странах после завоевания их СССР во время Второй мировой войны. Больше всего пострадали такие страны, как Польша (440 тыс. жертв в 1939 г., включая убийство польских офицеров захваченных в плен в Хатыни в 1940 г.), Эстония (175 тыс. жертв, включая убийство 800 офицеров — 17,5% убитых от всего населения), Латвия и Литва (119 тыс. жертв), Бессарабия и Северная Буковина.

38. Высылка целых наций была обычным политическим мероприятием, особенно во время Второй мировой войны. В 1940—1941 г. приблизительно 330 тыс. польских граждан, живших в областях, занятых Советской Армией, были высланы на восток Советского Союза, главным образом, в Казахстан. 900 тыс. немцев из Волжского региона были высланы осенью 1941 г.; 93 тыс. калмыков были высланы в декабре 1943 г.; 521 тыс. чеченцев и ингушей были высланы в феврале 1944 г.; 180 тыс. крымских татар были высланы в 1944 г. Этот список не будет полным, если не вспомнить латышей, литовцев, эстонцев, греков, болгар, крымских армян, турков-месхетинцев и кавказских курдов.

39. Высылка также касалась политических противников. С 1920 г. политические противники в России высылались на Соловецкие острова. В 1927 г., в лагере, построенном на Соловках, содержалось 13 тыс. задержанных, представителей 48 разных национальностей.

40. Самые тяжкие преступления коммунистических режимов, такие как массовые убийства и геноцид, пытки, рабский труд и другие формы массового физического террора продолжались в Советском Союзе и, в меньшей степени, в других европейских странах до смерти Сталина.

41. С середины 1950-х террор в европейских коммунистических странах значительно ослабел, однако выборочное преследование различных групп и личностей продолжалось. Сюда входили полицейское наблюдение, аресты, высылка, штрафы, принудительное психиатрическое лечение, различные ограничения свободы передвижения, запрет на трудоустройство, что часто заканчивалось бедностью и потерей профессии, публичными гонениями и клеветой. Постсталинские европейские коммунистические режимы использовали широко распространенные страхи в отношении потенциального преследования, которые хорошо сохранились в коллективной памяти. Со временем, однако, память о прошлых ужасах постепенно ослабела, оказывая меньшее влияние на молодые поколения.

42. Однако, даже в течение этих относительно спокойных периодов, коммунистические режимы были способны прибегать в случае необходимости к массивному насилию, как это показали события в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., или в Польше в 1956, 1968, 1970 и 1981 г.г.

43. Падение коммунистического правления в Советском Союзе и других европейских странах облегчило доступ к некоторым архивам, в которых были зафиксированы коммунистические преступления. До 1990-х годов эти архивы были абсолютно недоступны. Документы, которые могут быть там найдены, представляют важный источник информации относительно механизмов правления и принятия решений, и дополняют исторические знания о функционировании коммунистических систем.

4. Выводы

44. Считается абсолютно доказанным фактом, что преступное измерение коммунистических режимов не было результатом обстоятельств, а скорее — следствием умышленной политики, разработанной создателями таких режимов даже до того, как они пришли к власти. Исторические коммунистические лидеры никогда не скрывали своих целей, заключавшихся в диктатуре пролетариата, устранении политических противников и категорий населения, несовместимых с новой моделью общества.

45. Коммунистическая идеология, где бы и когда бы она ни осуществлялась, будь это в Европе или в другом месте, всегда заканчивалась массовым террором, преступлениями и крупномасштабными нарушениями прав человека. При анализе последствий осуществления этой идеологии нельзя игнорировать их подобие к последствиям осуществления другой идеологии ХХ-го столетия, а именно нацизма. Хотя они были враждебны друг другу, эти два режима имели множество общих черт.

46. Однако, в то время как неоспоримым является преступный характер нацистской идеологии и режима, заслуживая осуждения за свои действия, во всяком случае, на протяжении половины столетия, а его лидеры и многие сторонники были привлечены к ответственности, коммунистическая идеология и режимы не встретили сравнимой реакции общественности. Преступления редко становились предметом юридического судебного рассмотрения, и многие преступники никогда не были отданы под суд. Коммунистические партии все еще активны в некоторых странах, и они даже не дистанцировались от прошлого — от времени, когда они поддерживали и сотрудничали с преступными коммунистическими режимами.

47. Коммунистические символы открыто используются, и осознание обществом коммунистических преступлений явно недостаточно. Это особенно очевидно, если сравнить его с осознанием обществом преступлений нацизма. Конечно, воспитание молодых поколений во многих странах не способствует уменьшению этот разрыва.

48. Политические и экономические интересы определенных стран влияют на степень критики некоторых все еще активных коммунистических режимов. Это особенно заметно на примере Китая.

49. Как докладчик, я считаю, что в дальнейшем не должно быть никакой неуместной задержки в осуждении коммунистической идеологии и режима на международном уровне. Это должно быть сделано как Парламентской ассамблеей, так и Комитетом министров на межправительственном уровне. Лично я не разделяю позицию некоторых коллег относительно того, что четкое разграничение должно быть сделано между идеологией и практикой. Последняя возникает из первой, и рано или поздно изначально добрые намерения уступают место тоталитарной однопартийной системе и ее злоупотреблениям.

50. Однако должно быть понятно, что эти преступления совершены во имя коммунистической идеологии и они осуждены, каких бы стран это ни касалось... Сами россияне были первыми и самыми многочисленными жертвами коммунистической идеологии. В каждой отдельной стране, где коммунисты получили власть, преступления можно было сравнить с последними. Надеюсь, что этот доклад будет вкладом в дальнейшее примирение, основанное на исторической правде и понимании.

51. Ассамблея должна рекомендовать Комитету министров создать комитет, который выполнил бы всестороннее расследование относительно коммунистических преступлений в государствах-членах Совета Европы. В то же время, от государств-членов, пока этого не сделавших, нужно потребовать создать такие комитеты на национальном уровне. Как ожидается, эти комитеты будут тесно сотрудничать с комитетом Совета Европы.

52. Окончательной целью работы Совета Европы и национальных комитетов должно быть установление фактов и внесение предложений относительно конкретных мер, нацеленных на обеспечение скорого правосудия и компенсации, и на то, чтобы отдать дань памяти жертв.

53. Необходимым условием успеха работы комитетов является доступ к архивам, особенно в России. Поэтому соответствующее законодательство в заинтересованных странах, и особенно в России, должно согласовываться с Рекомендацией №13 Комитета министров (2000) европейской политики относительно доступа к архивам.

54. И, наконец, но не в последнюю очередь, Комитет министров должен инициировать кампанию осознания преступлений коммунизма в Совете Европы. Она должна включать пересмотр школьных учебников. Нужно призвать государства-члены Совета Европы сделать это на национальном уровне.

www.maidan.org.ua (перевод с английского, печатается с сокращениями)
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ