Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неоконченная война

Кому выгодно превратить День Победы в день раздора? Точно — не ветеранам
28 апреля, 2011 - 19:54
ВЕТЕРАН / ФОТО ГРИГОРИЯ СЛАБЕНКО

9 Мая (День Победы) — это сложный праздник, праздник «со слезами на глазах». История его становления уже хорошо описана в прессе, и нет смысла повторять уже сказанное. В СССР его использовали в основном для идеологического оболванивания населения. Во-первых, это было напоминание империалистам, ревизионистам и прочим врагам, о том, что если надо, то мы, «великий советский народ», «за ценой не постоим» и снова будем гибнуть миллионами за торжество идей коммунизма, а поэтому с нами, ненормальными, лучше не связываться. Во-вторых, это было напоминание народу: как бы плохо мы сейчас ни жили, это все равно лучше, чем война. Поэтому главное — это не достойная жизнь, а «чтобы не было войны». Из всего этого следовал вывод: «да здравствует миролюбивая внешняя и внутренняя политика ленинского политбюро ЦК КПСС» во главе с очередным верным ленинцем.

Нынешняя власть в Кремле использует эту дату с той же целью, что и «ленинское политбюро»; да еще и как средство давления и идеологической обработки, а также для провоцирования разделения общества в своих бывших колониях самыми различными средствами: от символики времен царской России в виде георгиевких ленточек до советской символики, советских лозунгов и идей.

Однако у большинства жителей постсоветского пространства существует свое индивидуальное восприятие этой даты, свои собственные ассоциации, с ним связанные.

Например, чем является для меня 9 Мая? Это первый день, когда в Европе перестали греметь выстрелы, когда миллионы людей перестали убивать друг друга. Для меня 9 Мая 1945 года — это первый день мира. Следовательно, для меня дата 9 Мая — это символ, который должен способствовать укреплению мира и согласия между людьми.

А чем эта дата была для моего отца — фронтовика? Сколько я ни рылся в своей памяти, не вспомнил ни одного случая из времен детства и юности, чтобы этот праздник каким-то образом отмечали в нашей семье.

И вот сейчас, пытаясь восстановить в памяти многие рассказы отца, читая его письма, написанные с фронта своей жене (моей маме), я попытался выяснить для себя, что же значила эта дата для него?

Самое главное, когда объявили об окончании войны, он понял с ликованием: значит, я прошел это все и остался жив. О том, что Сталин обязался начать войну с Японией, в армии тогда, разумеется, еще не знали. Этот день значил для отца также, что скоро он вернется домой к своей семье. У меня до сих пор хранится фронтовое письмо, в котором отец пишет маме о том, как ему хочется увидеть ее и дочь — мою старшую сестру, пишет о том, как сильно он за ними соскучился.

Многие фронтовики терпеть не могли бравурные советские военные песни, мой отец тоже любил лишь одну песню о войне — «Темную ночь».

У меня сохранилась пара писем отца с фронта — по ним я знаю точно, что эта песня написана про моих отца, маму и сестру, как и про миллионы других отцов, мужей, жен, матерей и детей.

И, вспомнив все это, с большой долей уверенности могу утверждать — на самом последнем месте у отца была политика: сознание того, что 9 Мая он встретил в армии, одержавшей победу. Собственно, «Темная ночь» во многом потому и стала любимой песней фронтовиков, что в ней не упоминались ни «социалистическая Родина», ни «любимый Сталин», ни «родная партия»; эта песня была начисто лишена политических мотивов.

Таким образом, главным для моих родителей (а поэтому и для меня) в дате 9 мая была не идеология и политика, а простые и понятные мотивы: наступление мира, сохранение жизни, счастье, память о погибших. Насколько я могу судить, так воспринимают эту дату и многие другие украинцы.

К сожалению, многие праздничные и памятные даты люди используют не для добрых, а для злых целей. Например, День Соборности у нас успешно превращен в день разделения и ненависти; мы были этому свидетелями совсем недавно. В этот день власть праздновала во дворце «Украина», и Президент бичевал украинскую оппозицию. Оппозиция собралась на площади и бичевала власть и Президента. Затем оппозиция, в свою очередь, разделилась по партийным признакам и разошлась по разным площадям. Примерно по такому же сценарию проходит и празднование Дня Независимости. Неужели наши политики не понимают, что в такие дни не должно быть партий, блоков, власти и оппозиции, а есть только граждане украинского государства? Неужели они не понимают, что таким образом они не только дискредитируют Украину, но и показывают перед украинским народом и всем миром свою острую интеллектуальную недостаточность?

Во время недавней поездки в Крым я, переключая телеканалы в поисках чего-нибудь интересного, остановил свой выбор на оппозиционном телеканале «Черноморка». Там в это время один из руководителей откровенно антиукраинской организации «Русское единство», давая интервью, твердо пообещал девятого мая быть со своими сторонниками в «бендеровском Львове», чтобы «защитить от фашистов ветеранов войны», которые в этом году обязательно выйдут на демонстрацию. За время более чем десятилетнего проживания в Крыму я имел возможность познакомиться с идеями и образом действия «Русского единства», и ничего, кроме резкого неприятия, эта организация (как и ее спонсоры) у меня, как и у любого нормального человека любой национальности, не вызывает.

Стремление крымских русских радикалов погостить «в бендеровском Львове», казалось бы, не должно вызывать особых опасений. Что может сделать сотня- другая дубоголовых молодчиков в демократическом государстве с населением в сорок шесть миллионов человек? Однако эта инициатива русских националистов встревожила не только меня; во время передачи редакция получила несколько звонков от крымских телезрителей. Двое из трех позвонивших увидели в намерениях «Русского единства» обыкновенную попытку стравливания русских и украинцев и обострения политической ситуации в стране. Кстати, на вопрос ведущего, как отнесется «Русское единство» к возможному приезду в Крым «Свободы» с Западный Украины, русский националист сначала замялся, а затем ответил туманной фразой, смысл которой тем не менее был понятен: мы им покажем, где раки зимуют.

Почему же возможность поездки сотни фашиствующих бездельников в другой город за счет богатых спонсоров тревожит даже жителей Крыма?

Опасность состоит в том, что мы не знаем намерений нашей власти — а вдруг она решит, что совместные проведения акций протеста жителями Львова и Луганска или Донецка слишком опасны, и поэтому пора одну часть недовольных натравить на другую? Не случайно же все упорнее говорят о том, что «Свобода» среди спонсоров имеет и олигархов из ПР, а наши богатеи, как известно, без расчета на собственную выгоду не потратят и сотни гривен. В таком случае лучшей возможности, чем демонстрация участников войны и драка на ее фоне между «Свободой» и «Русским единством», придумать трудно. Не нужно и террористических актов. Особенно опасно это может быть, если и в России решат, что слишком спокойная ситуация в Украине угрожает национальным интересам России; тогда у «Русского единства» появятся не только идеологические, но и сильные материальные стимулы для «наведения порядка» во Львове..

Тем большая ответственность ложится в преддверии предстоящих праздников на наше гражданское общество. Может быть, стоит нашим уважаемым людям (ученым, деятелям культурной и религиозной сфер, как и прочим здравомыслящим гражданам), кроме сбора подписей и агитации в пользу отдельных политиков и политических сил, заняться и другими, не менее значимыми, делами? Например, урезониванием всевозможных радикалов, а также тех представителей власти и оппозиции, которые не прочь разыграть карту политического радикализма в своих эгоистических целях?

К сожалению, некоторые наши ветеранские организации полностью попали под влияние агрессивных внешних и внутренних политических сил и активно используются в антиукраинских и в антидемократических целях. Все еще претендуют на руководство ветеранским движением бывших военнослужащих Советской Армии коммунисты. Георгий Жуков, какой бы противоречивой фигурой он ни был, прекрасно знал военное дело и реальную ситуацию в советских войсках времен Второй мировой войны. Именно он в послевоенное время настаивал на изгнании КПСС и ее органов из армии. Более объективного свидетельства о роли коммунистов во фронтовых победах найти трудно.

Именно коммунисты и пророссийски настроенные активисты в ветеранских организациях являются главным препятствием на пути к примирению между ветеранами разных идеологических направлений в Украине, хотя уже давно примирились друг с другом ветераны воевавших стран в Европе, а День Победы (8 Мая) переименован в День Европы. У нас же война все еще продолжается. Ветеранов, людей прошедших войну, следует уважать, в какой бы армии они ни служили; тем более, что большинство из них не были добровольцами — в немецкой и в советской армии за отказ идти на фронт расстреливали.

Если ветераны идут на демонстрацию, не нарушая общегосударственных законов, то государственная власть должна дать им возможность это сделать — всеми законными средствами. А если кто-то попытается применить по отношению к ветеранам (из любой ветеранской организации) силу, то и власть должна реагировать соответствующим образом.

Думаю, что отец, приведись ему побывать во Львове в день 9 Мая, не отказался бы от встречи с другими ветеранами в непринужденной обстановке, за рюмкой вина. Особенно он был бы рад, если бы удалось найти тех, кто воевал в тех же местах или в той же дивизии, что и он; фронтовики в таких случаях очень радуются. И у меня не укладывается в голове, что в городе Львове для моего отца опасность представляли бы именно «сознательные украинцы» и «патриоты» из «Свободы» или «Тризуба».

Имея такое красивое и ко многому обязывающее название, члены «Свободы» должны были бы первыми взять на себя обязательство: сделать все от них зависящее, чтобы ветераны второй мировой из любой армии могли пройти по улицам Львова в полной безопасности. И тогда у «Русского единства» не будет даже формального повода для того, чтобы устраивать провокации в Львове. Но действительно и обратное — точно так же воины УПА и та же «Свобода» должны иметь возможность без всяких проблем проводить свои акции, если они не выходят за рамки разумных и демократических законов, в любом населенном пункте Украины.

Как бы то ни было, до 9 Мая еще есть время для того, чтобы украинское гражданское общество приняло все меры для предотвращения провокаций, намечаемых на день, который, казалось бы, должен служить совершенно противоположным целям — гуманным целям толерантности и укрепления мира как между европейскими государствами, так и между гражданами нашей страны.

Владимир ЛЕСНОЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ