Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неосознанное зло коммунизма в современной Украине

8 ноября, 2006 - 19:09
БЫКОВНЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

7 ноября на Михайловской площади представители правых сил потребовали запретить деятельность Компартии Украины, убрать с территории страны все символы коммунистического режима и памятники его деятелям, а также признать Голодомор геноцидом против украинской нации с выплатой компенсаций его жертвам Российской Федерацией. «На основании резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 2006 года, требуем от Верховного Суда Украины запретить деятельность Компартии Украины как прямой наследницы КПСС. С этой целью инициируем иск украинского народа против КПУ в Верховный Суд Украины», — сказано в обращении участников вече-митинга. «День» в связи с этим предлагает размышления историка Александра МУЗЫЧЕНКО о необходимости «декомунизации» Украины.

Между календарными датами 7 и 21 ноября, на первый взгляд, нет ничего общего. Однако обе даты имеют символическое значение. 25 октября 1917 года (по новому стилю 7 ноября) в Петрограде военные силы, благосклонные к Русской социал-демократической рабочей партии (большевиков), ликвидировали Временное правительство и взяли власть в свои руки. В течение 1917 — 1922 годов кровавым путем власть большевиков распространилась на территорию почти всей бывшей Российской империи, в том числе и Украины. При этом большевики-коммунисты удачно использовали самые отвратительные инстинкты толпы, опирались на криминальные элементы, тактику террора. В течение всех лет существования СССР воцарилась правда победителей, где главное место было отведено «Великой Октябрьской революции», которая якобы осчастливила многие народы, и только из-за действий коварных сил не смогла осчастливить все человечество. Таким образом, с 7-го ноября начался отсчет существования советского коммунистического государства.

Самые главные преступления коммунистического режима против Украины лежат на поверхности:

1) подавление Украинской национально-демократической революции 1918 года;

2) террор против украинского крестьянства в 1919 — 1921 годах («военный коммунизм»);

3) уничтожение украинской интеллигенции в конце 1920-х — 1930-х годах;

4) массовый террор против рядовых граждан в 1930-е годы;

5) Голодоморы против украинского крестьянства 1921 — 1923, 1932 — 1933, 1946 — 1947 годов;

6) убийства ведущих деятелей украинской эмиграции (Петлюры, Коновальца, Бандеры, Ребета и других), что является проявлением международного терроризма;

7) террор против населения Восточной Украины в 1944 — 1945 годах;

8) террор против населения Западной Украины в 1939 — 1941 и 1944 — 1950-х годах;

9) ликвидация Украинской Повстанческой армии;

10) гонение на украинскую интеллигенцию в течение 1950-х — 1980-х годов;

11) обречение на гибель многих украинцев в Афганистане в 1970-е и 1980-е годы;

12) гонение на украинскую церковь в течение почти всех лет существования СССР;

13) внесение раскола в отношения украинцев УССР и диаспоры;

14) изоляция украинской гуманитарной науки от лучших мировых образцов.

Следует отметить, что этот далеко не полный перечень преступлений коммунизма в Украине не исчерпывается с 1991 годом. Именно коммунисты вместе с другими родственными партиями вносят раскол в украинское общество по надуманной линии Восток — Запад, и до сих пор стремятся установить контроль над исторической памятью и культурой украинцев.

Настоящее разрушение коммунистической системы многие связали с событиями на киевском Майдане, начавшимися 21 ноября 2004 года. Одной из ведущих идей Майдана была идея люстрации, что в более широком смысле означала очищение власти от старых кадров, сознание которых закалялось во времена СССР, омоложение кадров на всех уровнях. Однако после Майдана Президент и его окружение избрали путь всепрощения. Сегодня очевидно, что этот путь был ошибочным. Старые кадры ничего не поняли и ничему не научились. Получив реванш, они опять тянут Украину в советское стойло «братского» государства, ненавидя все действительно украинское, национальное и новое. Таким образом, конец советской эпохи откладывается на неопределенное время.

Парадокс заключается в том, что наибольшее проявление гражданской активности, демократии в новейшей истории Украины завершилось возвращением к власти коммунистов. Реванш антиукраинских сил, в том числе наследников Ленина, усложняет задачу очистки страны от реликтов коммунизма. Даже в некоммунистических кругах до сих пор стремятся измерить баланс позитивного и негативного в коммунизме, в то время как аналогичные разговоры о нацизме являются крамольными. Говорят о значении коммунизма для победы над нацизмом. Но это была победа близнеца над близнецом, которая закрепила порабощенное положение народов в составе СССР. Коммунизм до сих пор не осознан нашими гражданами, причем даже многими, наиболее патриотически настроенными из них, как настоящее зло, что по последствиям превосходит гитлеровский нацизм.

Так, 6 ноября 2006 года в 19.00 в эфире телеканала «Новая Одесса», который называет себя первым интеллигентным каналом Одессы, двое ведущих силились продемонстрировать толерантность по отношению к людям, считающим день 7-го ноября праздничным днем, днем Великой Октябрьской революции. При этом они не смогли продемонстрировать ни интеллигентность, ни толерантность, ни элементарную историческую компетентность, ни гражданское сознание, ни патриотизм. Собственно, этого же не хватает современным сторонникам советской идеологии. Журналистка-ведущая жалела тех, кого государство лишило праздника, отказавшись от празднования 7 го ноября на государственном уровне. Другой ведущий призвал понять этих людей, как понимают друг друга представители разных религий. Оба ведущих сделали вывод, что этот праздник для людей старшего возраста. Словно и нет пожилых людей, которые негативно относились и относятся к наследию большевизма, словно и не было в истории Украины заметной антикоммунистической традиции.

Наверное, в таком же духе и на таком же уровне будет осмыслено историческое значение дня 7 го ноября на других одесских телеканалах и в других средствах массовой информации Юга и Востока Украины. И мало кто вспомнит, что 7 ноября является для настоящих граждан Днем памяти жертв коммунистических репрессий.

Упомянутый телеэпизод на самом деле отражает состояние сознания многих граждан Украины, которые до сих пор формируют представление о советском периоде истории из фильмов, рассказов ветеранов (преимущественно тех, которые обслуживали режим), а главное — не с позиции украиноцентризма, то есть размышлений над тем, что принес коммунизм украинцам, а с общерусских позиций. Отражает он и состояние средств массовой информации Одессы, которые культивируют среди зрителей поверхностное, часто украинофобское представление о важных страницах истории Украины. Когда из года в год мы слышим сетования о том, что у пожилых людей отнимают то 9 мая, то 7 ноября, в голову приходят вопросы: а кто эти люди, как сложился их жизненный путь, не были ли они причастны к массовым репрессиям сталинской эпохи, сексотства эпохи брежневизма, или их нужно любить и уважать априори только за седину? А как живется жертвам коммунистических репрессий, как быть с их настроениями?

В чем же причина феномена «неосознания зла коммунизма», причем не только в нашей стране, но даже во всемирном масштабе? Французский ученый Ален Безансон называет среди основных факторов такие:

1. Нацизм более известен, чем коммунизм, потому что союзные силы широко открыли двери «тайников с трупами» и потому, что многие западноевропейские народы пережили его на собственном опыте. (Тут следует заметить, что многие современные украинские граждане — преимущественно россияне — были переселены в Украину во второй половине ХХ в. Это привело, с одной стороны, к тому, что они не имеют никакой исторической памяти о событиях в Украине, не пострадали от коммунизма так сильно, как пострадали украинцы. С другой стороны, имея определенную пользу от коммунистической системы, они не могут составить антикоммунистический союз с украинцами).

2. Война, связав в военный союз демократические страны и Советский Союз, ослабила западный иммунитет к коммунистической идее, который все-таки был еще очень силен в момент пакта Гитлера и Сталина, и спровоцировала некоторый интеллектуальный ступор.

3. Одно из главных достижений советского режима заключается в том, что он смог распространить и понемногу навязать свою собственную идеологическую классификацию современных политических режимов. Специфика нацизма стиралась. К тому же, ему определялось место справа, и он бросал свою мрачную тень на все правые силы. Он становился абсолютом справа, в то время как СССР становился абсолютом слева (в украинских условиях мы видим манипулирование термином фашизм со стороны Н. Витренко, которая обзывает фашистами всех противников — от американцев до украинских национально-демократических сил, хотя на самом деле именно пророссийские экстремистские силы больше всего подпадают под это определение).

4. Незначительность групп, способных сохранять память о коммунизме. Нацизм длился 12 лет, европейский коммунизм — от 50 до 70 лет в разных странах. Длительность делает эффект автоматической амнистии. Действительно, в течение этого огромного отрезка времени гражданское общество было распылено, элиты одна за другой уничтожались, замещались, перевоспитывались. Все или почти все — снизу доверху — приспосабливались, отдавали, морально деградировали. Хуже того — большинство тех, кто был бы способен думать, были лишены знания своей истории и утратили способность к анализу (это замечание особенно касается Украины, ведь подавляющее большинство тех, кто потенциально мог бы способствовать осуждению коммунизма, было частью системы).

В известной на Западе и мало распространенной у нас книге другого французского историка Стефана Куртуа «Черная книга коммунизма» (1997) доказывается, что коммунизм унес жизнь 100 миллионам во всем мире и является самой преступной политической системой, которая когда-либо существовала на Земле. В том числе, украинец должен обратить особое внимание на такую мысль автора: «Гибель украинского ребенка из «кулацкой» семьи, который был целенаправленно обречен сталинским режимом на голодную смерть, является таким же тяжким преступлением, как и смерть в варшавском гетто еврейского ребенка, ставшего жертвой искусственно созданного нацистским режимом голода».

В распространенных на Западе и у нас осуждениях коммунизма в СССР, в том числе и в Украине, не хватает широкой трактовки понятия «преступления коммунизма». Их преимущественно отождествляют с эпохой сталинизма (см. работу Л. Лукьяненко «Нюрнберг 2.» — К., 2001). Конечно, именнов течение 1930-х — 1950-х годов преступления коммунистов в Украине выглядят наиболее красноречиво.

Однако, главным преступным проявлением коммунизма была его идеология и пропагандистская машина, которая ее создавала. Именно она пустила глубочайшие корни, привела к самым трагическим последствиям — создала советского человека, «совка». Наличие этого нового типа человека в современной Украине является главным тормозом ее общественно-политического и культурного развития. «Совок» не способен воспринимать новое, ненавидит инакомыслящих, склонен к отарному инстинкту, слепому повиновению вожаку. Процесс создания такого человека в СССР длился в течение всего времени его существования, начавшись в 1917 году. Именно коммунистический режим виновен в дискредитации идеи украинского национализма, что создало одно из самых больших идеологических препятствий для национального развития Украины. Опасение национального пробуждения украинцев заставило советский режим сделать все, чтобы отодвинуть украинскую национальную культуру и — главное — язык на маргинес, обречь его на второстепенность и на постепенное умирание в интернациональных объятиях. Коммунистическая идеология стала соединительным звеном для Украины с Россией, не позволяя состояться независимости Украины как главной предпосылке развития украинского народа.

К социальным преступлениям коммунизма следует отнести поселение основной массы населения в «комуналки», необеспечение самыми необходимыми предметами быта, в то время, когда происходила милитаризация промышленности. Идеология коммунизма исповедовала уравниловку, серость, тупую преданность высшей касте — партийным чиновникам.

Мало надежды на то, что большинство современного украинского политикума, даже ряженого в патриотические одежды, способно осознать одну из самых главных проблем современной Украины — ее декомунизацию. Ведь почти все эти политики — «родом из СССР». Идеи «Нюрнберга-2», люстрации скорее выполняют роль пропагандистских лозунгов, предвыборных трюков. Надежды на близкую настоящую декомунизацию, к сожалению, призрачны и, как и всегда, связаны со сменой поколений. Молодежь должна путем глубоких размышлений и основательного знакомства с источниками осознать — преступления не имеют срока давности, осуждение коммунистической идеологии и практики всегда будет своевременным. Украина должна четко заявить — она не наследница УССР, а ее антипод. Нужно прибегнуть к болезненной операции — осознанию того, что твои предки были не правы, и ты не должен слепо наследовать их. Это трудно, но это единственный залог самоочищения. Украинская интеллигенция опять поставлена на раздорожье: то ли подвергнуться очередной смене конъюнктуры и сглаживать острые углы в трактовке коммунизма, то ли, несмотря на конъюнктуру, доносить до молодежи четкое представление о коммунистической системе, как зло. Как всегда, выбор является сугубо индивидуальным делом…

Александр МУЗЫЧКО, старший научный сотрудник регионального филиала Национального института стратегических исследований в Одессе, кандидат исторических наук
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ