Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Несладкие» проблемы сахарной промышленности

12 января, 2001 - 00:00


Украина всегда считалась «сахарной» державой. Сегодня мы радуемся тому, что в Украине есть 1,4—1,5 млн. тонн сахара. Но если вспомнить, что в 1990 году у нас было 5,5 млн. тонн и еще 2,0 млн. тонн сырца завозилось, то нынешний уровень составляет не более 20 %. Сейчас, например, многие ратуют за то, что не нужно завозить сахарный сырец, однако при этом никто не взялся подсчитать весь баланс — сколько же сахара необходимо стране. Ведь сахар нужен не только для внутреннего потребления, он всегда был продуктом, который мы реализовывали, зарабатывая на этом деньги. Почему же сахарная отрасль Украины ныне переживает далеко не лучшие времена? Ответить на этот непростой вопрос попытался читатель «Дня» Николай Клюйков из Киева — один из тех, кто непосредственно связан с производством сахара.

С 1990 года руководимое мной предприятие занимается реконструкцией и капитальным ремонтом сахарных заводов. В лучшие времена предприятие насчитывало 120 рабочих, ежегодно выполняло ремонтно-монтажные работы более чем на десяти сахарозаводах.

За последние три года, в связи с упадком сахарной промышленности, производственная деятельность предприятия сошла на нет. Теперь занимаюсь только возвращением долгов от дебиторов при помощи арбитражных судов.

В нашем государстве, к сожалению, сложилась недопустимая ситуация с исполнением решений арбитражных судов. Приведу только два примера:

1. 13 мая 1999 года Решением № 5137196 арбитражный суд Черниговской области от имени Украины обязал взыскать со счета АО «Линовицкий сахарокомбинат «Красный» в пользу ПБК «Добрыня» 31320 грн. 64 коп. В связи с отсутствием средств на счету ответчика Постановлением от 19 октября 1999 г. изменен способ исполнения решения: повернуто взыскание на имущество ответчика. Приказ передан исполнительным службам Минюста в Прилукском районе Черниговской области, но и доныне ничего не сделано.

2. 18 ноября 1998 года Решением № 2/2033 арбитражный суд Хмельницкой области обязал взыскать со счета ОАО «Вишнивчицкий сахарозавод» в пользу ПП «Добрыня» 51005 грн. 60 коп. Постановлением от 01.03.99 г. изменен способ исполнения решения: взыскание повернуто на имущество ответчика.

Результат тот же самый: оба упоминавшихся сахарозавода продолжают нормально работать, а решения арбитражных судов не выполняются. В результате работники нашего предприятия не могут получить честно заработанные деньги еще по сентябрю 1999 года. (Копии обоих решений высланы автором в редакцию. — «День» ).

При этом по вышеуказанным арбитражным делам в Госказначейство нами перечислены госпошлины соответственно 2085 грн. 70 коп. и 2428 грн. 84 коп. Нами также авансом перечислено в бюджет 11092 грн. НДС за выполненные работы, хотя расчет за эти работы с нами не проведен и доныне. Судебные исполнители свою бездеятельность объясняют тем, что налоговыми службами все имущество и продукция сахарных заводов забраны в Государственный налоговый залог.

Уже много лет в Украине действует давальческая схема переработки сахарной свеклы, в соответствии с которой приблизительно 65% произведенного сахара получают колхозы за свеклу, а 35% остается сахарозаводу за переработку.

По ориентировочным расчетам, в 2000 г. себестоимость 1 тонны сахара для КСП составляет приблизительно 700 грн. при урожайности 400 ц/га, или приблизительно 1500 грн. при урожайности 180 ц/га. В начале сезона сахароварения КСП продавали сахар по цене 2400 грн./т, теперь продают по 2000 грн./т. Таким образом, рентабельность выращивания свеклы у хорошего хозяина достигает 200— 250%, а в целом по КСП, естественно, глухие убытки.

Для сахарного завода в этом году себестоимость 1 т сахара ожидается на уровне 1800 грн./т. Таким образом, закон о сахарной отрасли, принятый Верховной Радой под давлением аграрного лобби, обеспечивает руководству на селе сверхприбыль, а сахарные заводы работают с нулевой рентабельностью, чтобы не остановились совсем.

Предприниматели, которые уже успели оценить выгоду сахароварения, активно вкладывают деньги в приобретение сахарозаводов и долгосрочную аренду земель прилегающих КСП, поскольку средняя рентабельность выращивания свеклы плюс сахароварения может достигать 50—60%.

Эти расчеты доказывают, что в украинской сахарной отрасли, несмотря на теперешние нелады, хорошие перспективы. Думаю, что и мое предприятие еще понадобится — главное выжить.

Считаю, что в то время, когда Президент и правительство прикладывают много усилий для привлечения инвестиций в Украину, приведенные мной факты об отношении к предпринимателям и к верховенству закона — недопустимы.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений ИМАС, президент СП «Укринтерцукор», заслуженный экономист Украины:

— Указ Президента о земле создает предпосылки того, что сахарная отрасль, может быть, станет еще интереснее. На некоторых сахарных заводах уже появляется эффективный собственник. В то же время ситуация на рынке сахара остается очень сложной: мы имеем сразу несколько групп операторов. И самый большой оператор сегодня — это государство в лице налоговых инспекций, за ними следуют Пенсионный фонд и Госрезерв. На этих трех операторов сегодня приходится 60 % общей реализации сахара. Эти организации забирают у заводов продукцию за имеющиеся долги, и когда им приходится сахар реализовывать, его цена непрогнозируема.

Другую группу составляют нефтяные и газовые компании, которые забирают сахар за поставленные ранее нефть и газ. В этом случае сахар идет по любой цене, только бы перекрыть долги. К третьей группе относится тот сахар, который был выдан в виде зарплаты. Эта продукция реализуется, как правило, на улицах также по непредсказуемой цене. Следующая категория — это контрабандный сахар. В прошлом году из Беларуси было ввезено около 140 тыс. тонн сахара белого, переработанного из сырца. И это при том, что в Беларуси есть всего лишь четыре сахароперерабатывающих завода, а в Украине их 191, из которых почти 40 могут перерабатывать сахарный сырец. Здесь имеет место и нарушение ашхабадских соглашений, в соответствии с которым любая продукция, производимая в странах СНГ, поставляется в пределах Содружества беспошлинно. Однако переработанный сахар не является собственно продуктом самой страны, мы же закрываем на это глаза, и в Украину поступает готовый белый сахар беспошлинно. Если учесть, что по неофициальным данным Россия в прошлом году завезла свыше 200—250 тыс. тонн, то Украина получила порядка 400 тыс. тонн белого сахара. Только поэтому у нас не произошел резкий взлет цены, можно сказать, что в 2000 году мы выжили за счет контрабандного сахара.

Сахарный рынок так устроен, что в феврале—марте на Лондонской и Американской биржах устанавливается самая низкая цена на сахарный сырец. Украинский парламент в июне 2000 года принял закон о закупке сырца , а в июле того же года правительство выдало лицензию на 260 тыс. тонн сырца, действующую до 1 сентября. А ведь в июне—июле цена на сырец самая высокая! Только из-за опоздания с принятием этого закона и контрабанды сахара Украина в прошлом году потеряла 140—150 млн. долларов. По нашим данным, уже сейчас российская компания «Альфа» предложила украинскому правительству отдать ей всю квоту (450 тыс. тонн) по ввозу сахарного сырца на 2001 год. В этом случае компания обязуется инвестировать в Украину около 18 млн. долларов, заработав на этом 100 млн. долларов. Мы должны завозить сахарный сырец не через импортеров, а сами, собственными силами, тогда мы создадим рабочие места у себя. При том нужно очень точно считать, сколько сахара необходимо для внутреннего потребления.

С автором статьи во многом можно согласиться. В условиях, когда из 191 завода 100 фактически стоят, предприятие, обеспечивающее оборудование для сахароперерабатывающих заводов, естественно, не имеет работы. Но нужно выжить и надеяться на то, что сахарная отрасль возродится и предприятие снова будет иметь работу.

Николай КЛЮЙКОВ, Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ