По данным Госнадзорохрантруда, за 9 месяцев этого года на производстве было смертельно травмировано 1024 человека, общее количество случаев травматизма составило 18701. Как свидетельствует статистика Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве, ежемесячно происходит около 1650 случаев, которые приводят к утрате трудоспособности, 40% из которых составляют профзаболевания; в среднем каждый день на производствах погибает 12 человек. Больше всего украинцы попадали в ДТП, падали с высоты, попадали руками и ногами во вращающиеся детали механизмов. Лидерство по травматизму бессменно удерживают сельское хозяйство и угольная промышленность. На данный момент подопечными Фонда является около 300 тысяч человек — пострадавшие, а также родственники тех, кто получил смертельную травму на производстве. Во исполнение закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании...» организация обеспечивает пострадавшим неотложную помощь, лечение в профилактических учреждениях, необходимые медикаменты, компенсации на бытовое обслуживание, переквалификацию и т. д. Жалобы же работников Фонда классические: возложенные обязательства несопоставимы с объемами поступлений (хотя на сегодня Фонд и не имеет долгов по страховым выплатам), недоимки и задержки по выплатам в срок по сборам от предприятий (сегодня эта сумма составляет 152,2 млн.), несовершенство законодательства. Что касается последнего, то нонсенсы и вправду имеются. К примеру, Фонд должен стараться повышать выплаты пострадавшим на 19%, при этом размер выплаты плюс пенсия по инвалидности пострадавшего не могут превышать уровень зарплаты, которую человек получал на момент получения травмы. Если учесть, что последняя могла наступить, к примеру, году в 97-м... То есть в случае исполнения норм закона напрямую, говорит замдиректора Фонда Александр С итало, то ни один из 300 тысяч пострадавших не имел бы право на получение «прибавки». Благо, как бы это ни звучало парадоксально, но именно нечетко прописанные в законе нюансы позволяют «проиндексировать» размер вышеу помянутой зарплаты-97. Жалуются в Фонде и на предприимчивость наших сограждан. Ведь из всех потенциальных получателей помощи умершего четко определена лишь одна категория — близкие родственники, однако в определенных случаях ими могут быть и не состоявшие в родстве. Что позволяет, к примеру, 30-летнему сыну второй жены, которому по справке «вдруг» становится двадцать (выплаты производятся до 23 лет в случае, если ребенок с 16 лет не работает, а учится) претендовать на получение помощи. Нередки случаи, когда едущий, к примеру, на свадьбу, человек попадет в ДТП. После, оформив «задним числом» командировку, старается попасть в кандидаты на помощь как «пострадавший на производстве».
По мнению представителей частных страховых компаний, такие случаи были бы исключены, если бы государство не взваливало на себя непосильную ему заботу и не отобрало рынок у специалистов. Причина проста: естественно, не в интересах страховиков расставаться с деньгами, поэтому, как правило, такие компании держат специалистов (в том числе и медиков), тщательно расследующих каждый случай. Большим бы мог быть и размер выплат (сейчас он составляет от 20 грн. до 4 тысяч).
Конечно, предприятие может обратиться в частную компанию и застраховать своих сотрудников от несчастных случаев на большую сумму — обязательное страхование ограничено размером от 0,84 до 13% фонда зарплаты (в зависимости от класса профессионального риска). Вот только если обязательное страхование относится к валовым расходам работодателя, то со страхования «сверх нормы» взимается дополнительные налоги — НДС и т. д. Хотя, по словам председателя правления страховой компании «Аска» Галины Третьяковой, отечественный страховой рынок с самого начала был готов к оказанию услуг, связанных с несчастными случаями. А механизм конкуренции привел бы к тому, что условия страхования улучшились бы. В общем, дело снова упирается в налоги. И, конечно, в традиционно низкий уровень безопасности труда. Ведь число жертв на производстве сопоставимо с потерями от военного конфликта.