С каждым днем XXI века вода становится причиной конфликтов между народами, государствами и целыми регионами. Понимание того, что вода, чистый воздух и почва ценнее нефти и газа, толкают мировую общественность на поиски более эффективных путей решения экологических проблем и таким способом обеспечивать свою безопасность. С одной стороны, именно загрязненная среда становится камнем преткновения, причиной серьезных политических конфликтов во всем мире. Но, с другой стороны, экологические проблемы трансграничного характера могут стать мостом для объединения усилий государств-соседей. Новый подход успешно внедряют международные организации ЮНЕП, ОБСЕ, Европейская экономическая комиссия ООН, НАТО и другие в рамках инициативы «Окружающая среда и безопасность», которая с 2003 года действует на Балканах, в Восточной Европе, Центральной Азии, на Кавказе. Международные эксперты изучили десятки разных конфликтов в разны х регионах. Но самое главное — предложены пути решения связанных с ними экопроблем. Недавно в Киеве во время презентации отчета «Окружающая среда и безопасность. Преобразование риска в сотрудничество: Украина — Молдова — Беларусь» эксперты обсуждали возможности улучшения сотрудничества государственных структур, общественных и международных организаций. Корреспондент «Дня» расспросила одного из инициаторов проекта — Николая ДЕНИСОВА, представителя ЮНЕП из Женевы, какие шансы у Украины сделать окружающую среду более безопас ной?
— Насколько нам известно, еще в 2003 году в Киеве во время Пятой министерской конференции «Окружающая среда для Европы» ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) объявила о новом проекте-инициативы «Окружающая среда и безопасность: трансформируя риски в сотрудничество». Расскажите коротко, что подтолкнуло вас к новой инициативе, в чем ее особенность и отличие от других проектов ООН ?
— Стоит начать с того, что уже в 2003 г. эта инициатива принадлежала не только ЮНЕП, но и двум другим организациям- партнерам: Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), известной в качестве одного из общеевропейских механизмов обсуждения политических вопросов, и Программе развития ООН (ПРООН). В этом, кстати, и одна из особенностей инициативы: вместо конкуренции несколько международных организаций тесно — буквально ежедневно — сотрудничают и совместно решают сложные вопросы. Выигрывают страны. А насчет того, что подтолкнуло — после событий в США в 2001 г. резко вырос глобальный интерес к проблемам безопасности. Причем не только в традиционном понимании этого слова, но и в отношении так называемых «асимметричных угроз», которые не преодолеть военной силой. Часть таких угроз связана с экологическими проблемами, и для своего решения требует действий на стыке охраны окружающей среды и политики в сфере безопасности.
— Среди партнеров инициативы много известных международных экологических организаций, таких, как Региональный экологический центр. Но в чем интерес НАТО, ОБСЕ?
— Именно в политических аспектах экологических проблем, когда возможные экологические противоречия могут сказаться на политической стабильности и отношениях между странами. С другой стороны, природоохранное сотрудничество может поддержать усилия стран и международных организаций по развитию диалога в сложных ситуациях.
— Вы объездили много стран в рамках проекта. Какие самые «горячие» точки выявила Инициатива на Балканах, на Кавказе, в Восточной Европе?
— Заслуживают внимания проблемы совместного использования воды на Кавказе и в Центральной Азии; экологические проблемы территорий «тлеющих конфликтов» (Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Нагорный Карабах в Азербайджане); комплекс ресурсно-экологических проблем в этнически разнородной и изрезанной государственными границами Ферганской долине. Повсеместный риск связан с промышленными источниками трансграничного загрязнения, например шахтами и отвалами на Балканах, складами непригодных пестицидов по всему бывшему СССР. Наконец, страны далеко не всегда способны своими силами нейтрализовать экологические последствия оборонной деятельности. А более подробно по всем регионам подготовлены аналитические доклады, иллюстрированные картами, с изображением мест, где сконцентрированы проблемы.
— Ваш отчет по Восточной Европе объединяет три государства: Украину, Молдову, Беларусь — бывшие республики Советского Союза. Как выглядит окружающая среда Украины по сравнению с Молдовой, Беларусью (если уместно сравнивать)? Какие проблемы безопасности являются приоритетными в решении?
— Как и по другим регионам, доклад по Беларуси, Молдове и Украине содержит карты, составленные в большей мере на основе консультаций со специалистами самих стран. Видно, что проблемы есть везде. Украина — самая большая из стран региона, с самыми протяженными границами. Соответственно, в каких-то отношениях и проблемы ее — более крупного масштаба. Чего стоят хотя бы 16 000 тонн старого ракетного топлива, которое теперь надо как-то утилизировать. Или массовый ввоз в страну в начале 2000-х годов опасных отходов из-за рубежа. Есть большой потенциал для развития сотрудничества с соседями в бассейнах крупных рек: Днестра, Дуная, Припяти. Для стран региона актуальна энергетическая дилемма: по-прежнему преодолевая последствия Чернобыля, двигаться к большей энергетической независимости. Наиболее сложная политическая ситуация в регионе связана, конечно, с Приднестровским регионом Молдовы — где тоже стоит поискать возможности для природоохранного сотрудничества.
— В отчете очень много полезной информации, проиллюстрированной картами, где показано расположение объектов в Украине и Молдове. Но самое интересное — это марки, на которых изображены животные, растения Украины, народные костюмы. Все несет некий позитивный заряд. Это такой замысел, подкрепление идеи — что окружающая среда не только на марках, но и в реальном мире прекрасна?
— И это тоже. Марки — действительно носители информации, во всех смыслах. Изображения на них — отражение взгляда стран и народов на мир, на себя и на свою среду. Конечно, часто такой взгляд позитивен, но на марках есть и терроризм, и Чернобыльская катастрофа, и Голодомор. Можно восхищаться элегантностью линий боевых истребителей и кораблей, гордиться мощью отечественных тракторов и локомотивов, но можно при этом и задуматься, чем нередко оборачивается красота техники для окружающей среды. Словом, многогранная картина. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы замечательные виды Карпат, Полесья, Причерноморья сохранились не только на почтовых марках.
— Какие рекомендации по улучшению окружающей среды предлагают украинским чиновникам международные эксперты в своем отчете?
— Мы анализировали ситуации, где совместное решение экологических проблем и проблем безопасности может пойти на пользу странам и региону в целом. Предложены конкретные идеи для ряда трансграничными бассейнов, промышленных регионов (в Украине это — Донбасс), конкретных источников загрязнения (в том числе — бывших военных баз), а также по укреплению «институтов» на стыке экологии и безопасности. Последнее касается как различных государственных органов, так и неправительственного сектора, средств массовой информации.
— Вы с партнерами уже определились, что будете делать здесь, как использовать результаты отчета? Трудно ли работать с нашим чиновниками?
— По результатам отчета организации — партнеры Инициативы «Окружающая среда и безопасность» совместно со странами региона сформировали так называемую «программу работ» (она приведена в отчете). Это портфель приоритетных проектов. Некоторые из них уже начинаются (например, работы по бассейнам Днестра и Припяти, сотрудничество с Донецкой областью и Крымом, проект по повышению готовности государственных органов Украины к пресечению незаконного ввоза опасных отходов). Другие готовятся к реализации. Для реализации проектов необходимо финансирование, его поиск — тоже большая часть нашей работы. Что касается работы с чиновниками... Мы ведь тоже чиновники и прекрасно понимаем трудности работы на государственной службе. Ищем совместные решения...
— Николай, насколько мне известно, у вас тоже есть украинские корни? Лично вам какой бы хотелось видеть украинскую среду?
— Вам много известно. Кстати, английская версия «Дня» очень популярна среди сотрудников ЮНЕП в Женеве именно благодаря большому вниманию издания к экологическим проблемам. Да, у меня есть киевские и харьковские корни (улыбается). Я всегда любил приезжать в Украину, удалось и поездить по стране. Конечно, хотелось бы, чтобы детям и внукам осталась красота (была такая книга у одного из первых советских профессионалов-экологов, Давида Львовича Арманда: «Нам и внукам»). И чтобы не страшно было дышать полной грудью. Ну и пореже стучать шваброй в потолок соседям по общему европейскому дому.
Беседовала Анна ГОПКО, для «Дня», Николай