Политика вновь переполняет эфир и улицы. Поэтому и кино приходится смотреть политическое. Хотя эта заангажированность довольно относительна, потому что картина британского режиссера Кевина Макдональда «Последний король Шотландии» описывает события более чем 30-летней давности в очень, на первый взгляд, далекой от нас Уганде. Но... В целом этот фильм — один из многих, которые в последнее время в Европе и США снимают об Африке. Причиной ли тому искупление вины перед бывшими колониями либо острая нехватка тем и сюжетов, однако эти ленты более разнообразными не становятся. Все равно акцент на экзотику, на ужасы разоренного войнами и нищетой Третьего мира, все равно довольно прямолинейные сюжеты при всей своей дидактике работают на развлечение. «Последний король Шотландии» — не исключение.
Тем более что и тема весьма благодарная — о президенте Уганды Иди Амине, который подобно его «коллеге», правителю Центрально-Африканской Республики Бокассе, прослыл как самый страшный диктатор в истории Черного континента, и как людоед. Он пришел к власти в начале 1970-х и за неполные десять лет своего правления успел истребить несколько сотен тысяч человек. А кое-кого, как было сказано, даже съесть. Конечно, чтобы поведать эту историю, режиссер забрасывает в фильм пришельца — белокожего европейца, выпускника медицинского колледжа Николаса Гарригана. Последний выбрал Уганду для своей последипломной практики наугад, просто ткнув пальцем в глобус. А уже в Уганде, опять таки чисто случайно, сталне просто персональным врачом Амина, но еще и его советником. Ну и далее по стандартам подобных фильмов: сначала беззаботная жизнь на властной верхушке, секс с податливыми туземками, постепенное прозрение, противостояние злу, чудесное спасение. Вроде бы, во всяком случае так уверяют авторы фильма, все это было на самом деле, все события и персонажи реальные. Так или иначе, но кино довольно таки типичное и не слишком выдающееся. За одним лишь исключением по имени Форест Витакер.
Почитателям хорошего кинематографа этот актер запомнился воистину незабываемой ролью наемного убийцы, живущего по кодексу самураев, в фильме Джима Джармуша «Пес-привидение». Новая, совсем иной направленности роль, как представляется, намного лучше показывает его актерские способности. Да и сам фильм стал известен после присуждения Витакеру «Оскара» за лучшую мужскую роль.
Если быть точным, то Амин в исполнении Витакера — это, собственно, Дракон из хрестоматийной пьесы Исаака Шварца. Как и у сказочного монстра, у Амина — Витакера несколько голов, то есть лиц. Он их меняет с учетом развития событий, ситуации, того, с кем общается. То он любимец народа, болтливый популист, то — сумасшедший параноик, то — непринужденный и остроумный распорядитель светской тусовки, то свой в доску парень, с которым можно поболтать о девушках, то строгий, но заботливый «батя-комбат» во главе своих солдат, то — взбеленившийся палач... Все гримасы меняются так непринужденно, что не успеваешь даже удивиться. Адская сила и ловкость. Казалось бы — как такого победить, в него же даже попасть невозможно.
Но ведь победили. Усилиями многих людей, которые избавились от страха, убив дракона внутри себя. И среди первых таких смельчаков оказался совсем юный, легкомысленный и неопытный паренек из Шотландии Николас Гарриган. Человек со всего лишь одним лицом.