Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая эра: шокирующее начало

13 сентября, 2001 - 00:00

Больше она почти ничего не могла мне сообщить, и я включил телевизор, где, слава Богу, один из каналов транслировал СNN, и я мог расслышать за переводом слова американского диктора. Снова и снова я видел на экране, как два самолета врезаются в башни-близнецы Международного торгового центра. Люди высовывались из окон, взывая о помощи. Потом одна за другой башни обрушились, погребая под собой этих несчастных. Я был в шоке.

В свое время я жил и работал и в Нью-Йорке, и в Вашингтоне. Несчетное количество раз я проезжал на работу мимо Пентагона. Я бывал и в Международном торговом центре, и до сих пор у меня стоят перед глазами эти роскошные лифты, возносящие вас так высоко в небо, эти ложи на вершине мира, где можно сидеть, потягивая коктейли, и поглядывать вниз, на Большое Яблоко, на город, который никогда не спит. А больше всего меня преследуют образы элегантных людей, работавших во всех этих офисах, женщины и мужчины, трудящиеся как пчелы в улье, такие красивые и умные.

Этого не могло здесь случиться? Простите, я вырос в Оклахоме, и после того, что случилось в Оклахома-Сити, я понял, что это может случиться, где угодно. Я не был знаком ни с одной из жертв, но знал кое-кого из их родственников. Если терроризм мог затронуть мою сонную, изолированную Оклахому — его руки могут дотянуться куда угодно. Но Манхэттен, Пентагон, цитадели этого чудесного мира, созданного трудом многих поколений американцев?

Все это выглядит таким бессмысленным. Даже в терроризме есть своя логика: террорист выходит вперед и говорит — «Посмотрите, это я сделал! Видите, как я могуществен? Вы хотели меня остановить, но не вышло! Теперь вам придется иметь дело со МНОЙ!» Но когда никто не берет на себя ответственности, терроризм утрачивает даже ту извращенную политическую логику, которая могла быть ему присуща, и становится просто убийством, жестоким убийством, которому нет прощения ни от Бога, ни от людей.

В полночь мне наконец удалось поймать выпуск новостей канала Deutsche Welle на английском языке и послушать обращение к нации Президента Буша. Он говорил о спокойном гневе, который все мы разделяем. Атака была направлена не только против США, но и против Лондонской биржи, мировой рыночной экономики, против западной цивилизации как таковой.

Европейские комментаторы выражали опасение, что Америка может среагировать неадекватно. В прежнем мире, где не было ядерного оружия, Америка немедленно отреагировала бы на такой кошмар войной, так же, как это случилось когда-то после Пирл-Харбор. Но до сих пор непонятно, с кем воевать. Повторю, я работал в Вашингтоне, и среди многочисленных советников, экспертов разведки, военных аналитиков могут быть люди, которых я знал, люди, которые работают сейчас круглые сутки. Они сделают свое дело. Они — лучшие из лучших. Когда ответ последует, он будет адекватным.

Несомненно, рынок ценных бумаг и доллар стабилизируются, через неделю-другую мир вернется к своим обычным делам. Так всегда бывает. Но в одном, очень важном, отношении мир изменился. Он наконец пришел к пониманию: терроризм создает угрозу всегда и везде, и терпеть этого нельзя. Весь мир, в том числе Украина, продемонстрировал Америке свою солидарность. Америка ее оценила.

Джеймс МЭЙС, «День»

Тысячи, возможно, десятки тысяч погибших. Прекращены полеты гражданской авиации, закрыты границы США с Канадой и Мексикой. Шок, который сменился нервозностью. Паника, в том числе — биржевая, которая вылилась в падение (считается, временное) курса доллара, рост цен на нефть и золото. Отложено открытие очередной сессии Генассамблеи ООН, эвакуирован ее персонал. Эвакуированы многие сотрудники штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. Демонстрация лидерами многих стран мира соболезнований и солидарности с американцами. Чуть ли не первый случай для Украины предложить свою помощь Соединенным Штатам. Таковы результаты первого дня новой эры, которая наступила после терактов в Соединенных Штатах.

Уже много было сказано, что атаки на Международный торговый центр в Нью-Йорке и комплекс Пентагона под Вашингтоном — это трагедия не только Соединенных Штатов, но и всего мира. Характерный признак новой эры в том, что отныне человек, независимо от его национальности, цвета кожи, религиозной принадлежности ни в одном уголке мира не может чувствовать себя в безопасности.

Характерно и то, что первыми глобализацией, о которой так много говорили в последние годы, без проблем овладели международная преступность и международный терроризм. Причем трагедия, произошедшая 11 сентября в Соединенных Штатах, очевидно, проявила далеко не все возможности глубоко законспирированных вождей террористических организаций.

Своей первой цели акция, как можно понять, достигла. Очевиднее всего то, что целью было посеять страх и убедить человечество в своей непобедимости, бросив вызов самому мощному не только в экономическом, но и в военном смысле государству мира.

Этот вызов не может не повлечь за собой изменений в той геополитической ситуации, которая сложилась в последнее десятилетие. На это указывают не только заявления президента США Буша о том, что виновные в трагедии обязательно будет найдены и наказаны. Но и виден водораздел между тем, как была воспринята трагедия в США в различных странах. С одной стороны — естественное сочувствие, страх, искреннее чувство солидарности, и с другой — кадры CNN — настоящий праздник на улицах арабских городов. Пророки Аллаха, кстати, ни в одной суре Корана, священной книги для верующих всех направлений и течений ислама, не учили радоваться чужому горю.

Как бы это ни цинично звучало сейчас, когда спасатели все еще надеются на чудо и верят, что под обломками в Нью-Йорке и Вашингтоне еще могут оставаться живые люди, проблема даже не в том, кто и зачем организовал эти ужасающие теракты. Даже при том, что организаторы, исполнители, источники финансирования и поддержки до сих пор остаются неизвестными. Проблема в том, что человечество оказалось абсолютно не готовым к тому, что это может произойти. Не было представления о самой угрозе, ее возможных масштабах, о том, что и в новом тысячелетии любая фанатичная идея может иметь сторонников-камикадзе. Не было даже намеков на методы и технологии борьбы, тем более — предотвращения терроризма. Теракт в Соединенных Штатах стал символом провала работы спецслужб всего мира, не только американских — возможно, потому что в своей повседневной практике они продолжали исходить из императивов тридцатилетней давности.

Эти теракты в Соединенных Штатах уже сравнивали с Перл- Харбором, когда в начале Второй мировой была уничтожена основная военно-морская сила США. Вряд ли для этого есть основания. Это, скорее всего, проявление необъявленной войны, которое, в свою очередь, могло бы вызывать глобальную войну, если бы у руководства Соединенных Штатов оказались более слабые нервы. Уж слишком многие в США безапелляционно называют виноватым во всем миллиардера Осаму бен Ладена, обвиненного в терактах против американских посольств в Танзании и Кении летом 1998 года, который никогда не скрывал пылкой ненависти к США. Поскольку уже был обещан адекватный ответ, то многие вначале ожидали шквала атак на так называемые «террористичесском полуострове. Кстати, по иронии судьбы, вполне могло быть и так, что террористы- смертники, направившие пассажирские самолеты на Пентагон и Мировой торговый центр, получили подготовку на Западе. Допускается, что они могли тренироваться и в лагерях на территории бывшего СССР, в том числе и в Украине.

Ни одна из известных на сегодня террористических организаций не пожелала взять на себя ответственность за содеянное. Что наталкивает на мысль о том, что американская трагедия могла быть не последней. И речь цивилизационной катастрофе. Речь идет о том, чего не ожидал доктор Бжезинский в своих книгах; о том, чего не ожидали творцы мировой политики периода после «холодной войны». Речь идет об огромном ударе, который получили традиционные западные ценности, речь идет об ударе по психологии обычного рядового гражданина любой страны.

Нет сомнений в том, что человечество довольно быстро выйдет из состояния шока. ООН, наконец, откроет очередную сессию Генеральной Ассамблеи, НАТО будет работать в обычном режиме. Чрезвычайное положение в самолеты опять будут летать через Атлантику, стабилизируется ситуация на валютных, нефтяных и других мировых биржах. Этого слишком мало. Как и заявлений о соболезнованиях и солидарности. Американская трагедия требует абсолютно новых общих подходов к мировой политике, абсолютно новых взглядов на сотрудничество. В конечном счете, глобализация может предоставить шансы не только международному террору — особенно, когда пепел Нью-Йорка и Вашингтона будет стучать в сердце. Многим придется при этом четко определиться.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ