Когда всего год назад я впервые выступал с публичной речью в качестве Генерального секретаря НАТО, я сосредоточился на взаимоотношениях НАТО и России, поскольку считаю их решающими для мировой (не только европейской) безопасности. Тогда я считал, что данные взаимоотношения необходимо было срочно улучшить и что НАТО и Россия должны были начать новую главу в своих взаимоотношениях. Поэтому я сделал несколько конкретных предложений, чтобы заложить фундамент для гораздо более продуктивных будущих взаимоотношений. Минул год: чего же мы достигли?
Мы, прежде всего, углубили наше практическое сотрудничество в следующих областях.
Борьба с терроризмом. Поскольку терроризм является международным злом, мы можем победить его, только работая сообща. Страны НАТО и Россия договорились о совместной оценке террористических угроз и уже значительно преуспели в нескольких конкретных проектах. Мы ведем совместную работу, например, по предотвращению терактов в общественном транспорте и в местах большого скопления людей. В рамках совместной программы под названием STANDEX (превентивное обнаружение взрывчатых веществ) мы объединили усилия ведущих исследовательских институтов и лабораторий стран НАТО и России с целью включения различных технологий в единую систему обнаружения взрывчатых веществ и распознавания потенциальных террористов.
Предотвращение распространения ядерного оружия. Распространение ядерного оружия и баллистических ракет является важнейшей проблемой для международного сообщества в целом и представляет собой серьезную и возрастающую угрозу для стран НАТО и для Российской Федерации. Эксперты из НАТО и России несколько раз встречались для обсуждения того, как их страны могут лучше справиться с данной угрозой вместе, и теперь рабочая группа по контролю над вооружениями, разоружением и предотвращением распространения ядерного оружия развивает данное сотрудничество.
Стабилизация ситуации в Афганистане. Заинтересованность России в стабильном Афганистане не менее высока, чем соответствующая заинтересованность стран НАТО. Весной 2010 г. первые грузовые контейнеры достигли возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности (ISAF) через территорию России, что ознаменовало открытие важного дополнительного пути сообщения. В рамках совместного проекта НАТО и России по обучению в борьбе с незаконным оборотом наркотиков персонала из Афганистана и Центральной Азии уже появилось более 1 300 выпускников, многие из которых уже применяли свои новые навыки для перехвата некоторых крупнейших партий героина в регионе. И, следуя предложениям, сделанным мной в декабре прошлого года в Москве, российское руководство рассматривает возможность предоставления дополнительных вертолетов и обучения афганской национальной армии.
Помимо развития практического сотрудничества, мы в течение прошедшего года вдохнули новую жизнь в Совет НАТО и России, а также расширили и углубили наш диалог. Мы ведем открытые, честные и конструктивные дискуссии по широкому диапазону проблем безопасности России и других стран, а также по предложениям по их решению. Несмотря на то, что данные дискуссии не привели к нашему полному согласию по всем вопросам, они, безусловно, помогают повысить степень взаимного доверия, что, несомненно, будет полезным для нашего дальнейшего сотрудничества.
То же самое верно и в отношении нашей совместной работы над решением общих проблем безопасности, которая идет чрезвычайно эффективно. Достигнуты соглашения по пяти проблемам, требующим углубления сотрудничества: терроризм, Афганистан, пиратство, распространение оружия массового поражения, а также природные и техногенные катастрофы. Мы уже обсуждаем детали соответствующих практических проектов, которые будут реализовываться совместно.
Взаимоотношения НАТО и России успешно развиваются и в других областях. НАТО ведет себя абсолютно открыто с Россией касательно разработки своей новой стратегической концепции, что, я надеюсь, побудит наших российских партнеров вести себя столь же открыто при разработке своих собственных стратегических документов. НАТО также взяло на себя инициативу по выходу из тупиковой ситуации, сложившейся вокруг Договора о сокращении обычных вооружений в Европе, который призван ужесточить контроль над обычными вооружениями и повысить прозрачность касательно таких вооружений.
В целом данные достижения говорят о том, что во взаимоотношениях НАТО и России действительно началась новая глава. Но, несмотря на мой оптимизм относительно будущего наших взаимоотношений, я вижу и остающиеся трудности. Страны союза НАТО по-прежнему обеспокоены ситуацией в Грузии, где у нас с Россией имеются фундаментальные различия в подходе к принципиальным вопросам. Россию также беспокоят некоторые вопросы: например, политика «открытых дверей» НАТО. Я считаю данные опасения излишними, поскольку расширение НАТО повысило безопасность и стабильность для России.
Несмотря на данные не устраненные различия, нам должно хватить доверия друг к другу для разработки масштабных планов действий в будущем. Одним из наших приоритетов должно стать развитие оперативного взаимодействия. В 1990-х гг. мы вели весьма успешную совместную работу по стабилизации ситуации на Балканах. Мне бы хотелось увидеть больше совместных миротворческих операций, и не только на земле, но и на море: в частности, развитие сотрудничества в борьбе с пиратством в Аденском заливе. К тому же, наше оперативное взаимодействие в Афганистане можно усилить. Помощь России афганской национальной армии может значительно повысить возможности афганцев в обеспечении своей собственной безопасности, что в интересах всего мирового сообщества.
Но я вижу наибольший потенциал развития взаимоотношений НАТО и России в области противоракетной обороны. Ранее в этом году в свете возрастания угрозы распространения ядерного оружия и баллистических ракет я предложил создать единый «защитный купол» от Ванкувера до Владивостока. Надеюсь, что в ближайшие месяцы и годы нам хватит политической воли воплотить данную идею в жизнь, тем более что подобная возможность подкрепляется существующим сотрудничеством между НАТО и Россией в области противоракетной обороны.
Здоровые взаимоотношения между НАТО и Россией имеют важнейшее значение для нашей общей безопасности. Теперь, когда для этого создана твердая почва, мы можем вместе с уверенностью смотреть в будущее и строить амбициозные планы. Я сделаю все от меня зависящее для обеспечения реализации огромного потенциала взаимоотношений НАТО и России и рассчитываю на поддержку всех членов Совета НАТО и России в достижении данной цели.
КСТАТИ
Принимая в своей подмосковной резиденции «Горки» западных экспертов — участников ежегодно проводимой в Мюнхене международной конференции по безопасности, президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что россиянам необходимо преодолевать ложное представление об агрессивности НАТО, а европейцам и американцам — о невозможности демократии в России. У части российских граждан «есть ощущение, что НАТО является некой агрессивной составляющей по отношению к России. И, наверное, во многом это лишь заблуждение. Но очевидно и то, что зачастую Россия воспринимается частью западного мира, обычными людьми в качестве страны, где никогда не может быть демократии, руководство которой всегда привержено авторитарным принципам и которая не хочет развиваться совместно с остальным миром», — сказал он. В качестве примера успешного преодоления исторических стереотипов Медведев указал на нынешние российско-польские отношения.
Андерс Фог РАСМУССЕН — Генеральный секретарь НАТО.