Поздно, это, как говорит народная мудрость, все же лучше, чем никогда. Такая оценка намерений правительства «повысить» защиту прав собственности хотя и содержит элемент критики, но все же скорее позитивна. Потому что с ЭТИМ (!) надо что-то в конце концов делать. Помнится, еще осенью прошлого года, во время визита в Донецк, премьер-министр Виктор Янукович, отвечая на вопрос «Дня» о том, как правительство будет бороться с напавшими на Украину рейдерами, объяснил, что корни этого явления следует искать в России (это явление широко распространено и в так называемых цивилизованных странах, но там оно не имеет таких отвратительных форм. — Авт. ). А наши соседи приняли против него эффективные меры, так что теперь полем для этих новых злоумышленников все больше становится Украина. Как сказал тогда Виктор Федорович, в украинском правительстве знают об этой проблеме и уделяют ей внимание. А решать ее будут, в первую очередь, с помощью изменений в законодательство, которое должно поставить надежный заслон любителям поживиться за чужой счет.
К сожалению, резких изменений в отечественном антирейдерском законодательстве пока незаметно. Соответственно и рейдеры, зачастую, чувствуют себя сегодня в Украине хозяевами жизни. А вот правительство, после долгих раздумий по-видимому избрало другой путь борьбы с этим разъедающим экономику явлением.
Вчера в Киеве заседала межведомственная комиссия по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий. И ее председатель — первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров заявил о том, что ее работа будет направлена на то, «чтобы каждый судья, который принимает незаконное решение, знал, что по результатам работы комиссии его персональное дело обязательно будет рассмотрено высшим советом юстиции, а затем Верховной Радой, и наша антикризисная коалиция примет решение о статусе этого судьи. — Потом «главный антирейдер страны» добавил: — Чтобы каждый деятель, который покушался на чужую собственность и спровоцировал захват, тоже знал, что все его действия обязательно получат оценку, а собственность будет надежно защищена». Комиссия будет собираться, как минимум, один раз в две недели, то есть дважды в месяц. Этим вице-премьер, пожалуй, признал, что рейдерство составляет реальную угрозу для страны и ее экономики. И в тот же день на брифинге сообщил о первых результатах работы комиссии: «Принято конкретное решение по всем пяти предприятиям (как сообщил помощник вице-премьера Виталий Лукьяненко, это маслоэкстракционный завод «Бунге-Украина», Киевская фабрика технической бумаги, львовская фирма «Провесинь», кировоградский центральный универмаг и киевское научно- производственное предприятие «Сатурн». — Ред. ), которые были незаконно захвачены рейдерскими усилиями» (первоочередность рассмотрения определена, по словам Азарова, резонансом, который сопровождал эти захваты). По словам первого вице-премьера, в плане работы комиссии рассмотрение ситуации еще по 30 объектам, решения по которым будут приняты в течение полугода. Вот это настоящая оперативность, которой так не хватает нашим судам!
Но тут есть несколько нюансов. В ближайшее время комиссию намерены расширить за счет представителей высшего этажа судебной надстройки. Но странным образом к участию в ее работе не привлечены пока саморегулирующиеся общественные организации, которые заявили, что ставят своей целью борьбу с рейдерством. И тут уж одно из двух: или эти организации на самом деле являются не более чем лоббистами определенных рейдерских структур, или же эту роль на самом деле взяла на себя именно названная комиссия, которая, надо признать, слишком уж быстро принимает решения.
Дело в том, что в любом случае рейдерство — это, по большому счету, все же не что иное, как корпоративные конфликты. И прав был премьер, когда в качестве самого надежного способа их предотвращения и ликвидации называл совершенствование законодательства. А тут вдруг судьбу собственности берется решать не судебная, а следовательно, не слишком в этом деле профессиональная комиссия с неизвестными статусом и полномочиями. Сколько бы мы ни провозглашали уничтожающих лозунгов во здравие украинского, а тем более — советского суда, но только судебная ветвь власти уполномочена именем Украины решать эти и другие конфликты.
И тут мы, конечно, попадаем в тупик, поскольку уровень коррупции граждан, восседающей на этой ветви, широко известен и, к сожалению, очень высок. В интернете можно найти не только подробно расписанные рейдерские схемы и стоимость каждой соответствующей силовой операции, но и тарифы услуг по «уговариванию» судей... И тем не менее другого пути, кроме совершенствования законодательства и судебной системы, в демократическом обществе нет. Никакие «тройки», «пятерки», «десятки» и «двадцатки», создающиеся вне судебной системы, решить эту проблему не в состоянии уже потому, что им, а также создающему их правительству не избежать упреков в заангажированности.