Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые вызовы — новые ответы

23 октября, 2002 - 00:00

Вчера Верховная Рада рассмотрела законопроект о внесении изменений в Концепцию (основы государственной политики) национальной безопасности Украины. Законопроект был внесен Президентом Украины, в парламенте его представил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. «Современная геополитическая ситуация, ее динамика приводят к возникновению новых доминант в экономической, политической, социальной, военной и других сферах, — сказал секретарь СНБО, выступая с трибуны Верховной Рады. — Стабильность развития Украины становится зависимой не только от внутренних процессов, но и от явлений глобального характера, в частности, таких, как глобальный финансовый кризис, международный терроризм и тому подобное». Поскольку Украина втягивается в глобальные, мировые процессы, и возникают новые типы внешних и внутренних угроз, это должно отражаться в Концепции национальной безопасности», — считает Евгений Марчук. «Сегодня нам нужно по-новому посмотреть на информационную политику, больше уделить внимания научно- технологической сфере. Внешнеполитическая ситуация за последние годы кардинально изменилась — международный терроризм, нелегальная миграция, торговля наркотиками стали факторами, активно влияющими на национальную безопасность государства. В то же время Украина наработала значительный потенциал партнерства с НАТО, официально провозглашен европейский выбор. Все это в совокупности требует принятия обновленной редакции Концепции национальной безопасности Украины», — заявил в обращении к депутатам секретарь СНБО.

В представленном проекте закона приводится перечень приоритетных национальных интересов. Это, в первую очередь, защита конституционных прав и свобод граждан, в том числе в сфере получения информации и ее использования; развитие гражданского общества и демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека и гражданина; защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного и политического, экономического и религиозного экстремизма; обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ; невмешательство иностранных государств во внутренние дела Украины. В предложенной редакции концепции определяется перечень угроз национальной безопасности Украины, которые сгруппированы по сферам жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и гуманитарной, военной, экологической, научно- технической, информационной, приграничной. Всего же главных угроз национальной безопасности приводится около 70. Это, в частности, наличие сепаратистских тенденций в отдельных регионах и в деятельности определенных политических сил в Украине, попытки нарушения принципа разделения государственной власти, системы государственной ответственности и дисциплины, низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности субъектов хозяйствования, недостаточный уровень привлечения вкладов населения в развитие экономики, недостаточность условий для формирования среднего класса, рост имущественного расслоения населения, бедность значительной его части, а также создание и функционирование на территории Украины террористических формирований, деятельность которых может быть направлена как против Украины, так и против иностранных государств. В качестве угроз национальной безопасности также названо наращивание иностранными государствами возле границ Украины группировок войск и вооружений, которые нарушают сложившееся соотношение сил; обострение проблемы влияния последствий Чернобыльской катастрофы на здоровье человека; накапливание токсичных отходов и усиление их влияния на окружающую среду, ухудшение состояния этой среды; распространение СМИ культа насилия, жестокости, порнографии; информационная экспансия со стороны иностранных государств; компьютерный терроризм; масштабное манипулирование общественным сознанием путем распространения недостоверной информации.

Исходя из перечня угроз, законопроект определяет основные направления государственной политики в области национальной безопасности Украины.

Это, в частности, вхождение нашей страны в существующие и создаваемые системы универсальной и региональной безопасности, участие в урегулировании конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, НАТО, борьба с международным терроризмом, введение системы демократического гражданского контроля над Вооруженными силами Украины и другими военными формированиями, гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму влияния последствий аварии на ЧАЭС, завершение процессов делимитации и демаркации границ. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности во всех сферах ее деятельности разработчики документа назвали создание и поддержание в состоянии готовности системы сил и средств обеспечения национальной безопасности, государственный мониторинг национальной безопасности Украины, на чем Евгений Марчук сделал особое ударение, управление деятельностью системы обеспечения нацбезопасности, а также использование международных механизмов сотрудничества для укрепления нацбезопасности.

Содокладчиком секретаря СНБО Украины Евгения Марчука от комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны выступил экс-министр обороны, народный депутат Александр Кузьмук. По словам г на Кузьмука, «новый законопроект более совершенный, чем существующий закон, в нем четко определены угрозы, объекты и субъекты национальной безопасности, ясно расписана ответственность всех сторон, отвечающих за обеспечение национальной безопасности». Профильный комитет, согласно информации Александра Кузьмука, внимательно рассмотрел предложенный законопроект, и несмотря на ряд недоработок, (одной из них г н Кузьмук назвал то, что часть положений были позаимствованы из старой, уже утратившей актуальность концепции), абсолютным большинством голосов (9 — за, 1 — против и 1 воздержался) рекомендовал парламенту поддержать законопроект в первом чтении. Судя по реакции зала на представленный законопроект, интерес к документу проявили разные фракции и политические силы. Один из наиболее интересных вопросов, заданных депутатами представлявшему законопроект секретарю СНБО Евгению Марчуку, касался путей решения проблемы финансирования украинских СМИ за счет иностранных государств. Задавший вопрос народный депутат Олег Зарубинский высказал убеждение, что СМИ, получающие гранты из-за рубежа, и в частности, от государственных органов других стран, как правило, поддерживают конкретных представителей украинского политического спектра. Евгений Марчук отметил, что подобная проблема действительно является актуальной. Однако, по его мнению, «изоляция — не лучший путь отстаивания своей национальной безопасности». Таковым, считает секретарь СНБО, является противопоставление влиянию извне более эффективной национальной информационной политики. По мнению парламентариев, с кем довелось пообщаться корреспонденту «Дня», внесенный главой государства проект закона имеет хорошие шансы быть одобренным при голосовании, если этому не помешает чисто политический фактор в виде бойкота со стороны определенных фракций.

Из остальных законопроектов, рассмотренных на вчерашнем заседании, наиболее важным является, пожалуй, законопроект об основах внутренней и внешней политики Украины, — было представлено несколько альтернативных документов, разработанных соответственно депутатами Петром Симоненко (фракция КПУ), Олегом Белорусом, а также Михаилом Павловским (фракция БЮТ). В числе других важных законопроектов, рассмотренных депутатами, следует упомянуть проект закона об основах национальных интересов Украины, об основах внешней политики Украины, а также проект закона об основах внешней политики и внешних отношений Украины.

Вопрос о большинстве во вторник депутаты обсуждали вяло. Судя по всему, «девятка», обнадеженная возвращением 5-ти «мятежных» членов, приостановивших членство в большинстве в связи с инцидентом с депутатом В.Сивковичем, решила еще раз попробовать силы в голосовании без привлечения других фракций. Насколько оправдает себя эта тактика, покажет ближайший четверг.

Владимир СОНЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ