По его словам, первый законопроект касается внесения изменений в закон Украины «О статусе народных депутатов Украины», другой определяет порядок досрочного прекращения полномочий парламента Украины, сообщает агентство Интерфакс-Украина. Эти законопроекты были одобрены на заседании Комиссии по подготовке изменений в Конституцию и другие законопроекты, вытекающие из решений всеукраинского референдума по народной инициативе, а также законопроектов, необходимых для дальнейшего проведения институционных реформ. Комиссию возглавляют глава администрации Президента Владимир Литвин и первый зампредседателя украинского парламента Виктор Медведчук.
По словам А.Мартыненко, законопроектом «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе народных депутатов Украины» предлагается в статью 27 этого закона внести следующие положения: народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность; кроме того, народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования, высказывания в парламенте или его органах, за исключением оскорблений и клеветы.
Кроме того, согласно законопроекту, народные депутаты могут быть задержаны или арестованы лишь при мотивированном решении Верховного суда Украины. Уголовное дело в отношении народных депутатов может быть возбуждено только генеральным прокурором или лицом, которое исполняет его обязанности.
Согласно законопроекту о порядке досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины, парламент может быть распущен досрочно, если в течение одного месяца не будет сформировано парламентское большинство, а также, если не будет утвержден государственный бюджет в течение 92 дней со дня внесения в парламент. Кабинет Министров должен вносить проект бюджета не позднее 15 сентября каждого года.
Кроме того, законопроект предусматривает норму Конституции о том, что парламент может быть распущен в случае, если в течение 30 дней сессии не будут начаты пленарные заседания. Одновременно с досрочным прекращением полномочий парламента, Президент Украины назначает досрочные выборы Верховной Рады, которые проводятся в течение 60 дней с момент издания указа о досрочном прекращении полномочий парламента.
Полномочия парламента не могут быть приостановлены в течение одного года с момента избрания Верховной Рады на внеочередных выборах. Досрочный роспуск парламента также не может быть осуществлен за последние 6 месяцев до окончания срока президентских полномочий и во время действия военного и чрезвычайного положения.
В законопроекте также подробно изложен порядок формирования парламентского большинства. Парламентское большинство формируется на основании согласования и объединения политических позиций народных депутатов и постоянно действует во время всего срока полномочий Верховной Рады.
Деятельность парламентского большинства считается приостановленной, в случае, если количество народных депутатов, которые в него входят, стало меньше половины конституционного состава Верховной Рады.
В то же время Леонид Кучма заявил на пресс-конференции в Анкаре, что он вынужден будет искать «дополнительные способы» влияния на депутатский корпус, если парламенту не хватит «политической зрелости принять судьбоносное для Украины решение» об имплементации результатов референдума. «Я не собираюсь посвятить четыре года перманентной борьбе с парламентом, утрачивая с каждым годом позитивные наработки в экономике», — подчеркнул он, поясняя свою позицию.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ФЕСЕНКО, политолог, Харьков:
— Представленные законопроекты прежде всего следует рассматривать с политической точки зрения — как шаг на пути достижения компромисса в вопросе имплементации итогов референдума. Оценку содержания этих законопроектов, в том числе на их соответствие замечаниям Венецианской комиссии, можно будет дать только после внимательного изучения их.
А вот если искомые 300 голосов собрать не удастся, то в рамках Конституции может быть предпринято только одно радикальное средство — это роспуск Верховной Рады. На мой взгляд, есть два варианта осуществления этого. Первый — это самороспуск парламента. Большинство, понимая тупиковую ситуацию, проводит это решение через ВР.
Второй вариант — в соответствии с Конституцией Президент может распустить высший законодательный орган в том случае, если он в течении сессии не может собраться и начать работу в течении 30 дней. Но тут возникает следующая проблема: у нас нет понятия «пленарное заседание». И вот в этом случае нужную трактовку этого понятия может дать Конституционный суд, а Президент это оформляет соответствующим указом.
Мне кажется, что это крайний вариант, тем более, что у нас на данный момент отсутствует закон о выборах (нового нет, а старый не совсем легитимен). Поэтому, я думаю, что будут предприняты все возможные действия для того, чтобы найти компромисс. Непринятие бюджета и кодексов могут послужить поводом, спусковым крючком для начала процесса роспуска парламента.