Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О легкомысленном лоббизме и его последствиях

Дэу уже не спасти, но АвтоЗАЗ должен жить
10 ноября, 2000 - 00:00

Впрочем о банкротстве Дэу разговор идет уже не один день.
За 32 года своей работы корпорация знала и взлеты, и падения. Однако под
грузом долга в $73 млрд., на $21,5 млрд. превышающего собственные активы,
«Великая вселенная» (так в переводе с корейского звучит название корпорации)
стала неуклонно разрушаться (в последние годы ее чистая прибыль составляла
всего 0,3% от доходов). Такая низкая рентабельность требовала высокой скорости
оборачивания средств и делала компанию чрезвычайно чувствительной к просчетам
в осуществлении планов роста доходов. Поэтому одной из ведущих причин Дэу-фиаско
эксперты «Дня» считают слишком оптимистическое отношение компании к странам
с переходной экономикой и переоценку темпов роста спроса на их рынках:
значительные инвестиции в Узбекистан, Польшу, Индию, Украину не принесли
корпорации планировавшейся отдачи. Последним ударом, окончательно свалившим
империю Дэу, стал финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Теперь, как считают
некоторые эксперты, в случае неуспеха начавшегося процесса реструктуризации
Дэу может возникнуть новая угроза финансовых передряг для этого региона
и опасность еще более крутой волны мирового финансового кризиса. Его «отголоски»
в этом случае, пожалуй, не обойдут и Украину, чья мини-автомобильная промышленность
во многом интегрировалась во «вселенскую» орбиту.Естественно, это предположение
не может служить основанием для паники. Тем более, что во время визита
председателя Верховной Рады Украины Ивана Плюща в Республику Корея премьер-министр
Ли Хан Донг, отвечая на вопросы украинских журналистов о судьбе совместного
предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу», сказал, что южнокорейское правительство намерено
«прилагать все усилия для нормального функционирования (филиалов — Интерфакс-Украина)
компании Дэу в мире».

При этом украинский спикер высказался за «закрепление устойчивой
динамики» к увеличению объема торговли между двумя странами, который в
настоящее время составляет около $500 млн., в том числе $200 млн. инвестиций.
Об «увеличении объема торговли и масштабов инвестиций» говорил и корейский
премьер-министр ...

... Однако для Украины актуальным остается еще один вопрос:
почему инвестором, которому были созданы, как ни в одной другой стране,
льготные условия, был избран «Деу»?

Газета «Киевские Ведомости» 3 ноября обвинила партию «Реформы
и порядок», ее лидера Виктора Пинзеника, а также руководителя Запорожской
организации партии, одновременно работавшего директором «АвтоЗАЗа», Александра
Сотникова в лоббировании проекта «АвтоЗАЗ-Дэу». «Те, кто лоббировал создание
«АвтоЗАЗ- Daewoo», в том числе и партия «Реформы и порядок», либо, как
полагают эксперты, не удосужились просчитать, куда предприятие будет сбывать
свою продукцию, либо умышленно ввели в заблуждение высшее руководство страны.
Более того, ведь еще при создании украинско-южнокорейского автомобилестроительного
гиганта было известно, что положение самого южнокорейского концерна Daewoo
отнюдь не является блистательным, и его возможное банкротство уже тогда
кое-кем в мире просчитывалось», — пишет газета.

Правда, в беседе с «Днем» Виктор Пинзеник сказал: «Мы не
вносили этого законопроекта. В правительстве нет ни одного нашего письма
на эту тему, проект был правительства, а не фракции. Мы за него голосовали,
поддерживали, потому что альтернативы в тот момент ему не было. Американцы
в то время уже отказались. Когда я работал в правительстве, было больше
предложений, а по каким мотивам соответствующие структуры их отфутболили,
не знаю — я в то время не занимался конкретными инвестиционными проектами».

Народный депутат Тарас Стецькив, который в составе партии
«Реформы и порядок» также голосовал за приход в Украину корейского автомобильного
капитала, комментируя перспективы совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу»,
сказал «Дню»: «Нам ничего не остается, как продать «АвтоЗАЗ-Дэу» фирме
«Форд». И уточнил: «Если не купит «Форд», не купит никто». По словам Т.Стецькива,
совместный проект с корейцами «не увенчался успехом» в первую очередь «из-за
неспособности Дэу внести необходимые суммы инвестиций», что, по мнению
народного депутата, связано как раз с тем, что Дэу уже несколько лет «переживает»
большие проблемы. Продать АвтоЗАЗ «Форду», считает Т.Стецькив, это единственно
возможный вариант сохранить автомобильное производство в Украине.

Между тем крупнейшая стратегическая ошибка бывших Дэу-
провайдеров в Украине заключалась именно в том, что нельзя было делать
ставку на единственную компанию. В свое время это существенно подпортило
отношения Украины с ЕС, куда мы до сих пор безответно стремимся. Накануне
визита в Украину председателя Еврокомиссии Романо Проди, агентство ПАП
предполагало, что здесь он выскажет протест против государственного протежирования
— путем налоговых льгот — автомобильным заводам, которые выкупила корейская
фирма Дэу.

Похоже, теперь ситуация с протежированием может повториться.
Ведь наше правительство, как и в прошлые годы, не прочь прислушаться к
«безальтернативным», но не всегда бескорыстным подсказкам, хотя многие
эксперты считают, что в борьбу за наследство Дэу включится не только «Форд»,
но и другие ведущие автомобильные компании («Дженерал Моторс», «Рено»,
«Скания», «Ниссан» уже заявляли о своих притязаниях).

Интересно, что единственный в Украине автомобильный завод
в этот раз может быть продан по минимальной цене. Действительно, он настолько
же отстает от нормальных автомобильных предприятий, как «Таврия» от «Мерседеса»
на скоростной дороге. Но нельзя забывать, что вместе с заводом может быть
продана и значительная часть не слишком уж переполненного украинского автомобильного
рынка. За такой куш нужно платить сполна. Т.Стецькив считает, что продавать
можно «за один доллар — так за один доллар, главное, чтобы «Форд» внес
туда деньги, технологии, наладил производство, даже и в том случае, если
это будет производство на уровне комплектации (сборки. — Авт. ),
иначе автомобильная отрасль в Украине просто не имеет перспективы».

Несколько иную позицию заявил в разговоре с «Днем» глава
запорожской облгосадминистрации Алексей Кучеренко. Он считает, что «АвтоЗАЗ-Дэу»
не настолько «жизненно» зависит от головной компании. По его словам, на
предприятии в последнее время предприняты попытки перестроить производство
на создание специализированных автомобилей, ориентированных на потребности
внутреннего рынка, в том числе и на приобретение бюджетными организациями.
При этом положительное значение, по словам губернатора, может иметь применение
автомобильных корпусов, изготавливаемых в Польше, а также отечественного
силового агрегата, осваиваемого на Мелитопольском заводе. А.Кучеренко считает,
что для продажи новому инвестору нет даже юридической базы, посколько этот
вопрос предстоит решать санатору Дэу в ходе процедуры банкротства. По его
мнению, этот завод «нечто» будет стоить и надо будет постараться «продать
его с максимальной выгодой, а не за счет банкротства нашего предприятия
— совместного предприятия, которое по уставу не несет ответственности по
долгам своих учредителей». Говоря о причинах, по которым СП не удалось
выйти на те рынки, которые предполагалось заполучить, А.Кириченко отметил,
что налоговая нагрузка на импортный автомобиль в Украине составляет 21%,
тогда как на отечественный — 26%. Кроме того, по его словам, основная масса
ввозимых в страну автомобилей с помощью различных ухищрений уходит от налогообложения.
Тогда как руки «АвтоЗАЗ-Дэу» скованы обязательством сохранять рабочие места
и платить рабочим за вынужденный простой. Тем не менее, глава облгосадминистрации
считает, что Украине не следует вводить протекционистские меры и закрывать
возможность ввоза импортных автомобилей в угоду отечественному производителю
и в ущерб украинскому потребителю. Чисто протекционистское решение, к которому
Украина прибегла в отношении сотрудничества с Кореей, уверен А.Кучеренко,
себя не оправдало, поскольку игнорировало интересы других партнеров. В
то же время губернатор видит и перспективу в работе АвтоЗАЗа. Недавно он
побывал в Узбекистане, где имеется СП, аналогичное запорожскому, и убедился,
что коллеги сумели выйти со «своими относительно дешевыми корейскими автомобилями»
на российский рынок, тогда как Украина ничего не делала в этом плане, «что
является явной ошибкой менеджмента».

КСТАТИ

«День» попытался выяснить дальнейшую судьбу СП «АвтоЗАЗ
— Дэу» в Фонде госимущества Украины. Однако ни первый заместитель его главы
Михаил Чечетов, ни заместитель Сергей Глушко не смогли что-либо сказать
по этому вопросу, мотивируя тем, что он не в их ведении. Лишь начальник
управления по управлению корпоративными правами государства Иосиф Войцеховский
сумел внести полную ясность. По его словам, позиции Фонда в этом вопросе
на сегодня еще нет.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»  ФОТО АП  КОРЕЙСКИЕ РАБОЧИЕ, КОТОРЫМ УГРОЖАЕТ БЕЗРАБОТИЦА, ВРЯД ЛИ ПОЗАВИДУЮТ ПОЧТИ ДЕВЯТИ ТЫСЯЧАМ СВОИХ УКРАИНСКИХ КОЛЛЕГ С АВТОЗАЗА, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ЗА ВЫНУЖДЕННЫЙ ПРОСТОЙ, А ВЕРНЕЕ — КАК КОМПЕНСА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ