Сегодня в Верховной Раде проходят парламентские слушания на важную тему — «Национальная идентичность в Украине в условиях глобализационных вызовов: проблемы и пути сохранения». На слушаниях будет выступать немало уважаемых людей, среди которых — друг и автор «Дня» Николай Жулинский. К слову, его выступление с небольшими сокращениями мы сегодня подаем в колонках «Дня». Безусловно, Николай Григорьевич прав в том, что украинцам нужно двигаться в Европу, где вопрос сохранения идентичности каждой европейской нации вложен в лозунг «Единство — в разнообразии». Однако в Украине мы видим совсем другое: политики и чиновники скорее объединятся вокруг того, чтобы уничтожить или присвоить историческую достопримечательность, культурный объект.
«День» немало внимания уделяет вопросу национальной идентичности. Поэтому мы хотим предложить парламентариям свою повестку дня слушаний.
В сегодняшнем номере «Дня» также есть статья Инны Филипенко об угрозе, которая нависла над находкой археологов в историческом центре Киева — на Подоле. Вместо того, чтобы здесь перестроить подземный город-музей со всеми аутентичными предметами IХ—Х веков, Киевский городской совет планирует построить многоэтажные паркинги и развлекательные центры. Это не первое варварское решение, направленное на уничтожение исторического лица Киева. Уже несколько лет в колокола бьет ЮНЕСКО — нельзя застраивать заповедную зону вокруг Софии Киевской. Как нельзя было уничтожать бесценную находку археологов под майданом Незалежности — Лядские ворота ХII—ХIII вв. Сигналы о разрушении памятников истории и культуры поступают не только из столицы, но и из Львова, Хортицы, Одессы, Волыни. Об опасности, в которой оказались достопримечательности в этих регионах, «День» писал неоднократно только в последние несколько месяцев.
Конечно, нельзя не вспомнить и о позитивном. Восстановлены Батурин, Чигирин, мемориальный комплекс в Крутах. Однако это только фрагменты, достаточно важные, нашей исторической памяти. А восстановление украинской национальной идентичности, тем более в условиях повальной глобализации, возможно только в случае сплошной реставрации исторического опыта нации.
Говорить умные вещи с трибуны — хорошее дело. Однако сегодня слов очень мало. Ведь если, поговорив, парламентарии позволят киевскому мэру подписать план реконструкции Подола, мы можем навсегда потерять часть собственного исторического опыта. Если уже сегодня не остановить застройку Хортицы, она навсегда превратится в остров развлечений. И этот список можно продолжать до бесконечности...
Наши политики усердно протыкают друг друга словесными копьями в попытке подать обществу свое понимание национальной идеи, тогда как и Шевченко, и Франко, и Лесей Украинкой национальная идея осмысливалась и образно выражалась как проблема духовного выбора и моральной свободы, как энергия любви к своему народу и всегдашняя готовность к самопожертвованию во имя реализации национального идеала.
А дух народа нашего ослаблен, обессилен борьбой за выживание и отвращением к политически спекулятивной демагогии циничных «государственников». Украинский народ так и не обрел веру, потому что власть ее не культивировала, поскольку была занята, прежде всего, приватизацией политики и коммерциализацией собственной власти. А народ без веры не обретет национального достоинства, потому что именно на вере взращивается дух нации, национальный характер. Помните, как Николай Гоголь высказался: «Настоящая национальность находится... в самом духе народа».
Понятие «народный дух», «душа» народа, которые лежат в основе философии национальной идентичности, принадлежат немецкому философу и естествоведу ХVIII века Й.Г. фон Гердеру. Что же предопределяет специфику «Народного духа» (Volksgeist) каждой нации? По Гердеру, человека как личность формируют «два мира» — мир природы и мир духа, которые воплощены в языке, в психологии и человеческих ценностях, прежде всего язык, через культуру и благодаря культуре, организует и объединяет этих два мира, потому что язык, как позже определит другой немецкий ученый Гумбольд — «это дух нации».
Культурно организованный «дух народа» воплощается в форму «нации-государства» (Гегель) и является проявлением институционной формы свободы народа. Именно Гегель обосновал правом смысл государственности как формы культурной целостности.