В краю терриконов и на этих выборах безоговорочно взяла верх женщина по имени «Привычка», которая не без помощи массовика-затейника с кличкой «Админресурс» вывела в недостижимые лидеры самобытный коллектив под названием «Свои-родные». Можно сказать и по-другому. В краю терриконов при поддержке подавляющего количества «болельщиков» и очевидной лояльности «судейства» снова побеждают «хозяева поля». Вот только, как ни говори, официальные результаты, на мой взгляд, не совсем отобразили тенденции политических настроений, царившие на вотчине регионалов накануне дня голосования.
Дело в том, что мы с коллегами перед выборами колесили по области в рамках общественного проекта «Что должен знать избиратель на выборах в Верховную Раду?» и, общаясь с людьми, отметили для себя два ключевых тезиса: явка в регионе должна оказаться заметно низкой, а позиции ПР в «родных стенах», судя по всему, серьезно пошатнутся. То же самое, даже более показательно, наблюдалось и в шахтерской столице. Это было не социологией, но эмпирикой. И речь идет о довольно-таки немалом количестве людей. Людей, среди которых примерно лишь каждый пятый собирался воспользоваться своим правом голоса и приблизительно только каждый седьмой намеревался поставить галочку за Регионы. Когда складывается такая картина, пусть не социологическая, а ситуативно- эмпирическая, — это все-таки о чем-то говорит...
Например, в Макеевке нам с главой донецкого отделения «Демократического альянса» Евгением Семехиным приходилось выслушивать достаточно грубые высказывания жителей города в адрес действующей власти и всего, что с ней связано. Даже о Викторе Ющенко, по-моему, так агрессивно не говорили в Донбассе во время предвыборной кампании 2004 года и последующих лет президентства «оранжевого» лидера.
А в Ясиноватой на политические вопросы люди реагировали с какой-то тоскливой иронией, в которой чувствовалась обида на всю украинскую политику. Это было похоже на то, что в общественном сознании постепенно умирает серьезное отношение к политической сфере как таковой, а вместе с этим гибнет и понимание политики как чего-то важного и того, что касается каждого гражданина.
«Мы общались с представителями разных социальных групп населения, — комментирует донецкий общественный активист Валентин Красноперов. — В Донецке, Славянске, Макеевке, в других городах главный тренд — это то, что люди недовольны политиками. Многие избиратели решили отдать свои голоса определенной политической силе не от большой любви к ней, а потому что срабатывала «безвыходность», «как все, так и я» или что-то еще в таком же духе. Но я не встречал мнений в стиле «я голосую за них, поскольку мне нравится, как эта партия проводит свою политику» или «мне нравятся идеологические позиции и принципы работы этой партии». От людей я такого не слышал. Они негативно относятся к политической системе страны. Солидная доля избирателей в Донецкой области отошла от регионалов, но не нашла им замены. Такие граждане в основной массе хотели выразить свой протест путем того, чтобы просто не прийти на избирательные участки или испортить бюллетень».
На том, как массовые разочарования в «своей» власти должны были выразиться 28 октября, нужно остановиться подробней. Усматривалось два пути. Первый: разочарованные люди зачастую становятся агрессивными, а в политическом отношении это означает переориентацию на политсилы, занимающие крайние «фланговые» позиции. В случае с Донбассом — регионалы не могли избежать электоральных потерь в пользу КПУ.
Второй путь — это отчуждение, политическое неучастие, глушение политсознания и переход в «отстраненное» состояние гражданской культуры. Здесь как раз таки главный способ электорального самовыражения заключается в том, чтобы не прийти на выборы, забыть, что они вообще есть, не говоря уже о том, что «они все равно ничего не изменят».
Итак, в день голосования в Донецкой области следовало ожидать значительной неявки и победы Партии регионов по счету, но не по игре, подобно тому, как на последних парламентских выборах в РФ победили единороссы. А что мы получили?..
НОВЫЕ-СТАРЫЕ ИТОГИ
Областная явка составила около 58%, проголосовавших за ПР — 65%. То есть показатели не сильно отличаются от тех, что были в 2007 году, когда было намного больше оснований прогнозировать 60-процентный уровень явки и то, что регионалы у себя «дома» наберут не меньше 65%.
Во всех округах области с уверенными отрывами от своих ближайших преследователей победили мажоритарщики-регионалы. Выделим пятерку самых убедительных триумфаторов.
Александр Бобков (41 округ). Заместитель председателя Донецкой областной организации Партии регионов, руководитель фракции Партии регионов в Донецком областном совете.
Леонид Литвинов (53 округ). Народный депутат Украины, которого связывают с Енакиевским металлургическим заводом, входящим в состав «Метинвеста».
Николай Левченко (44 округ). Бывший секретарь Донецкого городского совета. Герой фильма «Другой Челси».
Владислав Лукьянов (54 округ). Народный депутат Украины, которого связывают с инвестиционной группой «Фінансова фортеця».
И, конечно же, сын действующего премьер-министра Алексей Азаров (47 округ).
НА НЕТ И СУДА НЕТ
И где же эти «массово разочаровавшиеся», которые должны были устроить повальную неявку и большой группой электорально наказать «свою» власть за неоправданные ожидания?..
Впрочем, прогнозы по поводу того, что коммунисты получат в регионе более высокий процент, чем на предыдущих парламентских выборах, подтвердились. Они набрали почти 19%, что в три раза больше, чем в 2007-м. Ну, а как быть с явкой в 58%? Да, это невысокий показатель, но явно выше того, что ожидалось... А как быть с 65% за ПР? Потери, по сравнению с 2007 годом, составили всего лишь 7%? И как здесь не процитировать Станиславского?..
Такую ситуацию можно объяснить либо феноменом «однодневной политкультуры», либо «протокольным колдовством».
«Однодневная политкультура» — это когда избиратель пять лет ругает власть, а в день выборов, по неизвестным причинам, входит в измененное состояние политического сознание и голосует за эту же власть, которую он еще вчера крыл последними словами. После выборов избиратель выходит из этого состояния и начинает снова ругать власть, как будто забыв, что он за нее голосовал.
Относительно «протокольного колдовства». После выборов о нарушениях в Донецкой области принято говорить что-то вроде «было много, но в пределах нормы». Если честно, я не вижу смысла разбирать какие-то отдельные случаи и даже основную массу типичных ситуаций. Все, что было зафиксировано с доказательствами, как ни крути, не дает оснований утверждать, что это существенным образом повлияло на исход голосования.
Фундаментальное воздействие могли оказать технологии, использование которых доказать практически невозможно, а когда еще и нет при этом соответствующей воли правоохранительных структур, так тем более. От наблюдателей с разных округов области поступала информация о попытках многократного голосования одного и того же лица. Вот, что могло сделать нужную явку и необходимый процент голосов за партию власти. Но речь идет лишь о том, что наблюдатели замечали «попытки», а это доказательством противоправных действий не является. Все все понимают, а доказательств нет. На нет и суда нет...