27 января в киевском книжном магазине «Є» популярный литературный сайт www.litakcent.com подводил итоги книжного рейтинга «ЛитАкцент года — 2009». Экспертный совет в составе столичных и региональных писателей, критиков и литературоведов: Евгения Барана, Яны Дубинянской, Виктора Неборака, Владимира Панченко (главного редактора этого интернет-издания), Василия Пахаренко, Роксоланы Свято и Александра Стусенко выбирал победителей в двух номинациях — «Художественная литература» и «Литературоведение». Была еще антипремия «Золота булька». В финал антипремии вошли «пустые» по содержанию книги, однако вокруг которых было поднято много шумихи. Как показало время, зря.
Следовательно, среди прозаиков победил Владимир Руткивский со своими «Джурами-характерниками», кстати, несколькими месяцами ранее номинированными на «Книгу года BBC». (Также были поданы Людмила Таран с «Дзеркалом Єдинорога» и Тарас Федю с «Горищем».) «Буквально несколько акцентов, побудивших меня и моих коллег голосовать за «Джур», — начал Василий Пахаренко. — В «Джурах-характерниках» писатель раскрывает времена становления казатчины. Этот исторический период интересен, в частности, тем, что как раз заканчивается «руська» эпоха и начинается казацкая. Автор четко проследил, как происходит взаимопроникновение эпох. Он сделал очень важный акцент на украинско-татарских отношениях: два народа пытались вытеснить друг друга, но в определенных обстоятельствах они дружили, становились побратимами. Эта книга «дышит» ненавязчивым патриотизмом. Прочитав ее, читателю хочется быть причастным к такой истории».
Из двух литературоведов: Евгений и Оксана Нахлик с работой «Пантелеймон Куліш між Параскою Глібовою і Горпиною Ніколаєвою» и Роман Пихманец с работой «Іван Франко і Василь Стефаник: взаємини на тлі доби» — победителем признан последний. (Хотя «Оксиморон» Евгения Моренца и попал в поле зрения экспертов, но к моменту подведения итогов рейтинга вышли из печати лишь «сигнальные» экземпляры. Таким образом, исследование будет рассмотрено в контексте 2010 года). — В монографии Романа Пихманца поражает то, что он не делает никаких стереотипных реверансов перед нашей выдающейся классикой, — говорит Виктор Неборак. — Эта книга очень откровенная, фактографическая и в известной степени актуальная. Чтобы засвидетельствовать ее актуальность, процитирую несколько строк. Оказывается, Василий Стефаник, как сказали бы теперь, был доверенным лицом Ивана Франко на выборах 1897 года в Венский парламент. И вот Роман Пихманец пишет: «...Во время предыдущей избирательной кампании враги автора «Вічного революціонера» не брезгали в 1897 году ничем. Кроме привычных, апробированных еще два года тому назад средств дезинформации и лживости, появились и некоторые новые. В частности, многочисленные агитационные листовки убеждали избирателей в том, что мужицкий кандидат на самом деле не Иван Франко, а хитро замаскированный под русина жид Френкель. Главным аргументом, который должен был бы засвидетельствовать это, был рыжий цвет его волос...» И, наконец, «Золоту бульку» получила Люко Дашвар за «Рай.Центр». (Номинированному Олесю Ульяненко с «Жінкою його мрії» повезло больше.) Резюме Яны Дубенянской короткое: «Хочу обратить внимание на угрожающую тенденцию. Литературному критику, который якобы имеет вкус, попадает в руки вот такая книжка как, например, «Рай. Центр». Очевидно, он не может не заметить фактологических или стилистических ляпсусов. И напишет: это — попса, но она своя тоже украинцам нужна. Затем добавит: «Это — наша украинская популярная литература». Дальше: «Наша украинская качественная популярная литература». А там: «Наша украинская качественная литература»... В конце концов, размываются критерии, по которым мы должны были отличать попсовое издание от достойного».
«Есть много рейтингов. Есть много экспертов — профессиональных и публичных, — подытоживает Владимир Панченко. — Наше же задание — называть вещи своими именами — так, как мы их понимаем. Потому что одна из проблем нашей литературы — разрушение иерархии ценностей. Поэтому я считаю позитивом рост количества книжных рейтингов, которые имеют разную цель: одни выделяют издательство, другие — книжку, а третьи, вот как мы, — авторов».