Помню, в первом классе у нас был урок, посвященный теме: «Моя бабушка». Нужно было рассказать, как мы, первоклассники, уважаем своих бабушек. Ученики рассказывали, что помогают им во всем, не обижают, уважают... А когда я рассказала о том, что в нашей семье внуки, вставая из-за обеденного стола, целуют бабушке руки — учительница расплакалась. А я «меркантильно» получила свою «пятерку». Для меня в этом нашем семейном обычае не было ничего особенного, к нему я была приучена с самого детства.
Это воспоминание нашей журналистки показательно. И не единично. К бабушкиному присутствию в нашей жизни большинство украинцев, несколько поколений которых фактически воспитаны бабушками, просто привыкли. Мы празднуем День матери, День женщины, а вот бабушек оставили без внимания. А между тем, можно говорить о феномене украинской бабушки, образ которой крепко укоренился в украинском сознании. Бабушка — берегиня рода. В ней аккумулируется жизненная мудрость. Через нее передаются традиции: народные, религиозные, семейные. Когда она умирает, вдруг всем — детям и внукам — приходится быстро взрослеть. И этот ее неповторимый мир становится лишь воспоминанием.
Отдельная история — бабушки ХХ века: две войны, три голодомора, бесконечные потери и тяжелая работа. Мало кто из них посещал салоны красоты и моды, но они сумели сохранить в себе аристократизм духа.
8 марта, несомненно, будут поздравлять всех женщин. Но отдайте больше тепла и любви своим бабушкам.
В этом году 8 марта наша газета решила объявить Днем Бабушки. Не политизированных бабушек Клары и Розы (Цеткин и Люксембург), а нашей — родной украинской Бабушки.
Мирослав МАРИНОВИЧ, вице-ректор Украинского католического университета:
— Во все эпохи, при всех системах украинские бабушки выполняют свою роль — роль передачи духовных кодов следующим поколениям. Я различал бы любовь материнскую и бабушкину. Мама любит ребенка как свою кровинку, как плод своей любви. Но при этом мама живет также своей любовью, утверждает себя еще в этой жизни — она молодая. Бабушка же любит внуков по-другому. Как скульптор любит свое творение. Так, наверное, Пигмалион любил Галатею, которую он создал. Т.е. бабушка фактически лепит характер внуков, как кусочки пластилина. У меня такое впечатление, что бабушки в воспитании внуков будто компенсируют то, что им не удалось воспитать в собственных детях. Только считанные родители могли бы сказать, что дети превзошли их надежды. Как правило, у них где-то есть привкус поражения: пытались воспитать одних детей, а они почему-то получились другими... И вот здесь, наконец, когда родители вступают в возраст дедушек-бабушек, то это для них новый шанс. Шанс реализовать то, что им не удалось в детях. И это как будто дает новое дыхание. Также стоит отметить, что бабушкина любовь не вызывает такого подсознательного сопротивления, как материнская или отцовская. Все-таки на каком-то этапе дети воспринимают совет родителей как вмешательство в их мир, как определенное насилие. Тогда как в отношениях с бабушкой этого нет совсем. Она, в отличие от матери, никогда не может быть конкурентом для своих внуков.
Роль бабушки, по моему мнению, испокон веков была ключевой в передаче духовных кодов народа. Что имеется в виду? Все мы знаем феномен чтения бабушками сказок. А в них содержатся духовные коды нашего общества, первые понятия о добре и зле, о конечной победе добра, что чрезвычайно важно. Со сказками приходят определенные аксиомы нашей культурной жизни, которые потом не нужно доказывать, потому что они нам даны. И потому роль бабушки — это не просто роль любящего человека, она — та, кто передает духовный потенциал нации от одного поколения к другому. Пусть будет благословенной любовь каждой бабушки, которой она одаривает своих внуков!
Моя бабушка абсолютно верила в то, что ее внук — самый лучший. Понимаю, что это, очевидно, не было объективно, однако так хорошо, когда кто-то необъективно тебя любит и верит, что достигнешь в жизни незаурядных высот. Эта любовь становится опорой и дает крылья. Я именно так запомнил свою бабушку. В студенческие годы я уже не мог иметь с ней какого-то интеллектуального диалога, но диалог любви был всегда.
Анатолий ХОСТИКОЕВ, народный артист Украины:
— Мою бабушку звали Доминика Акимовна Хоменко. Я вырос в центре Киева. Сначала наша большая семья (двенадцать человек) жила в однокомнатной квартире коммунального дома. Потом, когда родители переехали, я остался жить с бабушкой. Можно сказать, мое детство прошло с ней. Благодаря ей я закончил музыкальную школу по классу баяна — она и бранью, и уговорами настаивала на том. Вспоминаю, дети бегали по улице, гоняли в футбол, а я сидел дома и играл гаммы и ноктюрны... Играл и говорил бабушке, мол, баян все равно выброшу, как только закончу школу... А в ответ слышал: «Это тебе пригодится». И действительно, мы с инструментом до сих пор неразлучны. И даже сейчас, когда есть свободная минута, беру баян и исполняю тот репертуар, который играл в музыкальной школе.
Доминика Акимовна любила поучать: «Толя, жизнь — борьба». Кстати, она разговаривала по-украински и меня научила, даже отдала в украиноязычную школу. А в те времена в Киеве говорили в основном на русском языке. Потом отдала своего внука в спорт. И я, закончив баскетбольную школу, играл за сборную Украины.
Я бабушку свою «хоронил» раз пять в школе. Когда не выучил материал, приходил, повесив нос, и говорил, что вчера «похоронили» нашу бабушку... Спустя некоторое время снова приходилось ее отправлять на тот свет. Пока не попался: одному и тому же учителю рассказал ту же самую историю, а прошел всего-навсего какой-то месяц после «похорон»... Естественно, что тот спросил, сколько же их у меня... Говорю: «Одна»... Возможно, поэтому моя бабушка долго жила — 75 лет. Она все волновалась, мол, ей бы дождаться, когда внучек школу закончит. Закончил. «Ой, теперь только бы дождаться, чтобы ты поступил в институт...» Поступил. «А еще бы увидеть, как на сцене будешь играть»... На дипломный спектакль по окончании Театрального института пригласил родителей и бабушку. И после спектакля Доминика Акимовна говорит: «Толя, тебя как ударили ножом, ты упал и не дышал... (Я играл бандита и в конце спектакля моего героя убивают.) А я ведь тебя растила, воспитывала... Я так плакала... А потом вижу в темноте — ты поднялся и пошел за кулисы. Ну, думаю, слава Богу, живой».
Говорят, маменькин сынок... А я — бабушкин сын. В детстве даже говорил, что не буду жениться, а возьму замуж бабушку... Доминика Акимовна имела рост 2 метра и 5 сантиметров. Она была огромной, как медведица. И надежной. Я за нею был, как за стеной. С ее смертью ушел целый мир — такой добрый, уютный и теплый. Я часто хожу на могилу бабушки и даю на службы за упокой ее души.
Наталья ПАСЕЧНИК, пианистка, Украина—Швеция:
— Моя бабушка имела образование семь классов — это не так много. Но в ней всегда присутствовал утонченный аристократизм. Она жила совсем не теми ценностями, которыми живет наше поколение или даже поколение наших родителей. Бабушка никогда не делала акцент на материальном, а в основу воспитания закладывала человеческие отношения, веру в Бога, глубину чувств. В этом было ее безграничное влияние на меня.
Одновременно она меня научила множеству сугубо практических вещей. Я могу все: от кошения сена и до складывания его в копны. Бабушка всегда повторяла: «Детка, ты не должна делать в жизни все, но ты должна уметь все делать».
Умерла бабушка в прошлом году. Она долго держалась и все ждала меня и мою сестру. А мы живем за границей и тогда не имели возможности часто к ней приезжать. Бабушка ждала наш концерт во Львове. После концерта мы заехали к ней. Как только попрощались — она умерла. Для меня это было тяжелое и в то же время важное ощущение. Насколько сильна у нас была духовная связь! Ее жизнь для меня является примером того, как следует жить на Земле. Я благодарна судьбе, что имела возможность провести с ней много времени.
Мне кажется, что младшие поколения «не бабушкиного» воспитания. Сейчас бабушки не берут на себя такую роль, которую взяла, например, моя — основная роль в воспитании детей тогда, когда родители делали карьеры, занимались обустройством жизни. На Западе такого нет уже давно. Бабушкам отводится роль «развлекательного» плана. Встречи по праздникам, походы в театр, гидропарк... Западные бабушки лишены рутинной жизни — уборка, приготовление еды, сборы в школу. Что лучше, что хуже — не мне судить, но в этом вопросе я, скорее, западный человек: своим ребенком я должна заниматься сама.
Ирина ДОЦЕНКО, библиотекарь, г. Одесса:
— Моя покойная бабушка София Николаевна с черновицкого села. Родилась в учительской семье. Работала в сельской школе учительницей. Жила в разных странах Европы. Училась во Львовском университете. Знала польский, венгерский, румынский и немецкий. Мне повезло. Я не знала ни яслей, ни детского сада. Я выросла с бабушкой. Это совсем не означает, что детство мое было легким. Оно в основном проходило в очередях — бесконечных круглосуточных очередях Одессы послевоенного времени. Когда бабушка умудрялась меня воспитывать, я не знаю, но воспитывала довольно категорично. Бабушка была учителем от Бога. И я это ощутила в полной мере.
Так, например, мне постоянно напоминалось, что я девочка из хорошей семьи, потому не должна делать ничего неприличного. А «неприличным» считались многое: лгать, брать чужое или что-то без спроса, читать чужие письма, обижать кого бы то ни было, лезть в чужую жизнь...
Девочка из хорошей семьи должна была прилежно учиться, не дерзить, быть всегда доброжелательной. Ей не пристало стараться выделиться среди других и вообще привлекать к себе внимание, быть назойливой. Просить что-либо у посторонних можно только в самых крайних случаях и то, если выполнение просьбы не доставляло им труда.
Полагалось быть разборчивой в выборе друзей и компании, общества людей непорядочных избегать. Считалось неприличным делиться своими неприятностями и проблемами с кем-либо, кроме самых близких людей, и то делать это можно было лишь так, чтобы у них не возникло ощущения, что ты обращаешься к ним за помощью. Вообще неприлично ставить кого бы то ни было в неловкое или затруднительное положение.
А еще девочке из хорошей семьи нельзя было краситься, уделять чрезмерное внимание одежде, носить украшения (дорогие нам не по карману, а дешевые — дурной тон), пользоваться духами (по той же причине), строить глазки, сидеть, развалившись или сгорбившись, сидеть с раздвинутыми или скрещенными ногами.
Неприлично жаловаться на зубную боль, плохое пищеварение, да и вообще на болезни, первой начинать разговор за столом или в компании, где есть люди старше тебя, брать с блюда первой или забирать с него последний кусок, брать самый большой кусок.
Нельзя соглашаться отведать спиртное, даже если очень уговаривают. Водки порядочная женщина даже в зрелом возрасте пить не должна, для нее существуют только сухие или сладкие вина. Захмелеть в обществе — позор.
Но главное — это повторялось чаще всего, не компрометировать себя обществом людей непорядочных. Если человек совершил недостойный поступок и не раскаялся, ему не следовало подавать руки и должно отказать от дома.
А еще бабушка научила меня буковинским песням, готовке, шитью. Рассказала про Генриха Гейне и Пушкина.
Моя бабушка, умершая в возрасте восьмидесяти шести лет в 1973 году, следовала этим правилам (они внушались девочке на всю жизнь) до самой смерти. И это несмотря на то, что по ее жизни прошлись три революции (пятого года, февральская и октябрьская семнадцатого), две мировые войны, два голода. И все — в полную силу. Необходимость выживать ее убеждения не поколебала.
Николай ПУШКАРЬ, кобзарь из Субботова:
— Мои деды, родители, и я в том числе, не признавали колхозного строя. Все говорили о нас, что мы «проклятые единоличники». Работать ходили ежедневно в лес, в 15 километрах от села. А еще же хозяйство было. О нем заботилась баба Марфа. Просыпалась в четыре утра, доила трех коз. И все мы не ленивые, поэтому все на столе имели, кроме птичьего молока. А баба Марфа у меня была не только работящая, но и мудрая очень. Хотя необразованная, а о житии святых всегда рассказывала. Кроме того, что была хорошей хозяйкой, выбелила более сотни субботовских изб. Все хвалили, что стены после ее работы аж блестели белым и ровным глянцем. Вспоминаю, что нашу хату бабка каждую субботу подводила, и даже завалинку белила. Опрятная очень, словом. Наставляла меня, сорви голову, на путь праведный. Учила не заботиться ни о вчерашнем, ни о завтрашнем, а только о Боге думать. «Тогда и Бог о тебе будет думать», — говорила. Мне уже скоро 60 лет, но я до сих пор не могу разгадать все тайны, которые баба Марфа забрала с собой в могилу... Наша изба была как раз возле колхоза, то утром, бывало, тракторы гудят, коровы мычат, ругаются возле той конторы... А бабка перекрестится и говорит: «Ад неугасимый. Но оно когда-то потухнет». И не пойму — откуда она знала, что будет «последний иродов царь Михаил меченый?» Я ее спрашиваю: «Как это — меченый? Расскажите!», а она мне: «Вот увидишь: вся эта власть ленинская — иродова, а последний царь будет меченым».
Юлия МЕЛЯНЧУК, менеджер, г. Ровно:
— Моя бабушка Ева — действительно уникум. Она — наш феномен и сокровище. Всегда заботливая, энергичная и... молодая. Сейчас в нашей семье два студента — младший брат и бабушка. И оба на третьем курсе. Для нее высшее образование давно было мечтой, которую не побоялась воплотить в жизнь сейчас. И, безусловно, это вдохновляет. В свое время она закончила училище, поступила в университет, но обстоятельства сложились так, что обучение пришлось оставить. Опять студенткой удалось стать в 69 лет. Она всегда хотела, чтобы у меня было экономическое образование, но похоже, на самом деле, такая специальность была нужна именно ей. В конечном счете, сейчас она ее и получает. Для бабушки всегда самым важным в жизни была семья. Наши проблемы и переживания она воспринимает как собственные. Поэтому, когда брат заканчивал школу и думал о вступительных экзаменах, бабушка втихаря поехала в университет, который он выбрал, и взяла пробный вариант заданий. А по дорогой домой перечитывала их. Как оказалось, ответы на большинство вопросов знала. Когда рассказала об этом внуку, он в шутку предложил сдать вступительные экзамены и ей. Она так и сделала. Никому ничего не говоря, бабушка отнесла документы в другой вуз.
Теперь она одна из лучших студенток. Всегда активную бабушку уважают преподаватели, любят в группе. Сначала она говорила, что одногруппники воспринимают ее чуть ли не как инопланетянку. Но уже вскоре ситуация изменилась, и иначе как «наша пани Ева» они ее не называют. А у нас за период бабушкиного обучения существенно увеличилось общих тем. Она советуется по поводу курсовой работы, рефератов, как и все студенты, волнуется накануне сессии, но сдает ее как можно лучше. Конечно же, мы гордимся ее успехами. Так, недавно именно бабушкину контрольную работу в качестве примера представили в другом учебном заведении.
На днях я прочитала, что ее имя значит «жизнь». Это и в правду о моей бабушке.
Оксана КОЗИНКЕВИЧ, заведующая отделом европейского искусства Львовской галереи искусств:
— Моя бабушка Елена — из рода Кочубеев. Они с мужем владели имением в Яготине. До 1922 года их не трогали. Когда же все началось, дедушка со старшей дочерью поехали в Киев, а бабушка осталась в Яготине. Рассказывала она мне, как приходили их экспроприировать... Пришли тогда челядь, конюхи и начали доставать посуду из шкафов и выставлять на огромный, метров на шесть, дубовый стол... Бабушка вспоминала, что не помнит, откуда у нее силы взялись, но подошла к краю этого огромного, тяжелейшего стола, оторвала от пола, и весь фарфор скатился на пол... К ней бросились с криками: «Да ты до утра не доживешь!!!». А когда уже выходила из дома, хотела накрыться шалью... Не дали: «Это уже не твое!». В Киеве пришлось покупать новые документы, менять фамилию... А в 1932 году, идя на базар, бабушка увидела конюха, который 10 лет назад приходил ее экспроприировать — лежит опухший как бревно. Вернулась домой, взяла тачку, на которой привезла этого экспроприатора домой, и выхаживала, отпаивала, откармливала, пока не выздоровел: «Он тяжело заплатил, ему нужно помочь». В 1936 году бабушка осталась сама с тремя девочками на руках. Тяжело работала, чтобы прокормить детей. Находила возможность помогать и другим. А во время войны прятала у себя не только наших военных, а и итальянцев и даже немцев. До сих пор храню все их письма, которые они писали бабушке и после войны, и в 60-е годы. Я всегда хотела быть с бабушкой. Как приходило лето, летела к ней — мне не нужно было ни на какие моря, чтобы только побыть около нее, чтобы услышать невероятные рассказы. Для меня ее образ — это всегда очки и книжка, читала она до бесконечности. И много плакала. Я думала, что же это за книжка такая, которая ее так растрогала. Однажды посмотрела, а это — «Кобзар». Этот «Кобзар» сейчас у меня. А там — закладочки на стихотворениях, которые больше всего ее поражали. Бабушка для меня была человеком благородным, крепким. Это настоящая украинская женщина — непреклонная, глубоко верующая. Она говорила: «Главное, чтобы никогда не было стыдно перед Господом. Тогда никогда не будет стыдно и перед людьми». А еще — «Ты всегда должна рассчитывать только на себя. Учись! Знания — это капитал, богатство, достояние, которое никто никогда от тебя не отберет». Бабушка меня учила, что нужно не только быть готовой к удару, а и уметь его держать. И когда такое произошло в моей жизни, я вспомнила бабушку. И поняла, что моя печаль, по сравнению с теми утратами, через которые прошла она, — не печаль. Когда-то друзья предлагали бабушке бежать в Европу. Она не смогла, потому что здесь, в Украине, могилы ее родных и близких: «Разве можно их оставлять?». Помню ее слова: «Твои советчики — молитва и Господь. Как бы ни было тяжело, ты — не сама. Поговори в молитве — и у тебя будет решение, будет сила. Не повинуйся врагам». В нее были чрезвычайно красивые глаза — небольшие, но лучистые. Даже когда она уже видела двери рая, глаза её были молодые и счастливые. Наверное, потому, что уже встретилась со своими и теперь может спокойно сложить руки и закрыть глаза, осознавая, что свою жизнь она прожила так, как должна была прожить...
Ольга ГЕРАСИМЬЮК, народный депутат Украины, телеведущая:
— Моя бабушка прожила почти сто лет. ЕЕ так же, как и меня, звали Ольга (я названа в ее честь). Она была очень мудрым человеком. Так, наверное, все говорят о своих бабушках... Но моя бабушка знала что-то особенное. Во-первых, она никогда не болела и не ложилась, даже когда чувствовала себя плохо. Такого я не помню, как не помню, чтобы она плакала. Хотя бабушка прожила очень сложную жизнь: пережила все революции нашей ближайшей истории, кровавый террор, Голодомор, войны, потеряла многих, кого любила. Ее сестер раскулачили и выселили, а когда на Урале начали погибать отселенные украинцы, бабушка уехала и забрала к себе племянницу, удочерила ее и воспитала.
Бабушка работала воспитательницей в сиротском доме. Во время войны она спасала детей от голода и смерти, прятала еврейских детей от фашистов. И еще умела как-то по-особому общаться с детьми... Я помню, как она делала из носового платочка мышку, которая сама двигалась (до сих пор не знаю, как это получалось), или бумажных лягушек, которые прыгали сами. Тогда не было игрушек, и она забавляла сирот по-своему. Детвора ее очень любила, хотя вместе с тем у нее был очень суровый характер. Иногда даже можно было подумать, что наша бабушка детей просто не переносит. Когда мы забегали в комнату и визжали, она всегда очень холодно говорила: «Уберите детей».
Умирала моя бабушка в сознании — она просто решила, что уже достаточно пожила. Она впервые легла и начала всех готовить к тому, что ее скоро не станет. И тогда она вспомнила всех своих воспитанников, которых, возможно, уже и не было на свете, потому что прожила бабушка много лет. Она рассказывала мне о каждом из них...
Кроме того, моя бабушка была великой украинкой. Она выросла на хуторе в Черниговской области. Из-за того, что когда-то упала с коня, у нее был нос с горбинкой. За это во время войны бабушка едва не поплатилась жизнью. Она зашла в хату, а там были фашисты. Ее сразу же начали выталкивать автоматами на улицу, в колонну евреев, которых «гнали» на расстрел: «иуда», говорили. Единственное, что ее спасло, — это Библия в скрыне и вышитые рушники, которые один из «фрицев» там нашел. Если бы эти фашисты знали, что она перед тем, как войти в хату, спрятала от немцев в нашем сарае еврея, сбежавшего из той колонны, которую вели на расстрел! Они бы расстреляли ее на месте, если бы копнули то сено в сарае, которое бабушка якобы накидала для козы.
У меня до сих пор хранится бабушкин портрет, где она со стрижкой каре и в симпатичной маленькой шляпке с вуалькой — простые украинские женщины так не ходили тогда. Ей был присущ аристократизм, а еще — загадочность. Всю жизнь ей кто-то посылал бандерольки с луковичками гладиолусов. Это был ее тайный поклонник — мужчина, не осмеливавшийся к бабушке приблизиться. Бесспорно, бабушка, замужняя женщина, имела строгие нравы и никогда бы себе не позволила даже посмотреть на кого-то постороннего. Но тот мужчина, наверное, любил ее всю свою жизнь. Дедушка об этом знал, и каждый год помогал бабушке высаживать эти луковички из бандерольки. Когда однажды бандеролька не пришла, я знала, что это означает лишь одно — тот мужчина умер.
О бабушке я могу говорить часами. Но если коротко — в моей памяти она навсегда осталась украинской княгиней.
Олег СКРИПКА, лидер группы «ВВ»:
— У меня не было родной бабушки. Мать моего отца, жившая на Полтавщине, рано умерла, и я воспитывался у неродной бабушки Тани (о том, что она неродная, узнал довольно поздно). Бабушка Татьяна много мне, маленькому, рассказывала о давних временах — как когда-то жилось. И в моем воображении оживало украинское прошлое.
В селе люди близки к природе, должно быть, поэтому они столь гармоничны. В мегаполисах, видимо, эта связь потерянная. Кажется, бабушка как раз и развила во мне ощущение природы, восхищение ею, восприятие ее как части украинского кода. Тем более, что на Полтавщине природа, можно сказать, мягкая. Как результат — во многих моих песнях присутствует эта природная украинская фантасмагория, гоголевщина.
Я знал и свою прабабушку, с которой также проводил много времени. Ей было под сто лет, но старушка была очень активной и работящей. Жила с моим двоюродным дедом, своим сыном, и держала на себе весь дом. И вдруг она сломала ногу, слегла и вскоре умерла. Тогда я понял, что движение (работа, деятельность) — основное. Когда человек ограничивает себя в этом, постепенно приходит смерть социальная, а там и физическая.
Как-то долго не был на Полтавщине. Приехал туда (мы снимали клип), пообщался с полтавчанами и понял, что песни «ВВ» — «Були на селі», «Танці» и другие — именно о Полтавщине. Они этимологически оттуда.
P. S.
«Если бы мы знали, какое счастье – внуки, мы бы их заводили раньше собственных детей»
Эта фраза открывает первую страницу в моем «Дневнике бабушки», который я завела после рождения Юрочки. Теперь я часто его спрашиваю: «Где ты был раньше?! Почему так долго к нам не шел?» Наверное, он не напрасно выбрал себе для дня рождения 7 мая. Накануне, 6 мая, церковь совершает службу в честь Георгия Победоносца. А наш мальчик крещеный Георгием, и мы верим в его победную судьбу. Победную, потому что его мама и до сих пор борется с тяжелой болезнью, а сына с двух лет воспитывает без отца. Хотя тот живет в одном с нами городе...
Сколько буду жить, столько буду помнить ночь с 7 на 8 мая 2004 года. Уже дедушка Толя провел меня на ночную маршрутку в Киев (дочь рожала в Институте педиатрии, акушерства и гинекологии). Второй час ночи... Я не спала до утра и думала: какой же это ребенок, который всем нам дался такой тяжелой ценой? Ради которого мама Оксана рисковала своей жизнью?.. Я боялась даже пойти на него посмотреть. Боялась разочарований?.. Своей безграничной радости?.. Того, что отныне буду принадлежать этому ребенку до краев души и не смогу его, как положено, воспитать?.. Но 9 мая утром акушерка завела меня, как договорились, под двери детского отделения. Юрашу вынесли. Он был с непокрытой головкой, завернутый в пеленки, как качанчик, и так смешно облизывал губки, потому что уже хотел есть. Первую запись в своем «Дневнике бабушки» я сделала только через несколько месяцев после его рождения. Потому что это было время, когда сполна пришлось понять другую крылатую фразу: «Бог знал, что не успеет везде сам, поэтому придумал бабушек». Одна из записей. «Юраша опять капризничает. Но бабушка говорит: «Он у нас не балованный. Он просто любимый».
И еще несколько записей из «Дневника бабушки», который фиксирует мгновения жизни Юрочки.
«Едет с мамой в гости к маминой подруге. Муж подруги должен заехать за ними на машине. Спрашиваю: «На какой машине поедешь?» Юрочка уже одет, с гордостью говорит: «На красной, красивой, большой! — и лукаво добавляет: — А Наталья (тетушка его) будет дома!»
«Мама вынимает ящик с игрушками. У Юрочки это... дедушкины молотки, пилочки, пассатижи и т. п. Юрочка говорит: «Тяжелое и большое, а я его люблю!»
«Бабушка спрашивает: «Где бабушкина радость? Где ум, талант, здоровье и красота?» Маленький Юрочка, отвечая на каждый вопрос, показывает пальчиком себе на грудь. Радостно всегда реагирует и на мои слова: «Ты будешь большой человек. У тебя большое будущее».
«Мама одела Юрочку в розовые штаны и кофту. Бабушка: «Смотри, как ты красиво одет, во все розовое!» Юрочка: «И чего же я такой красивый, розовый, интересный и талантливый?»
«Едет с мамой в маршрутке и размышляет:
— Вот выросту, буду возить всех людей.
Подумал и добавил:
— Наших».
«Грустная страница. Юрочка лежит на кровати между подушками, потому что он уже «медведь в берлоге». Лежит с бабушкой. Вдруг серьезно смотрит на меня и говорит: «Тебе задание». «Какое?» «Найди мне папу!»
«И страница веселая. В садике Юрочке нравится девочка. Говорит маме: «Она такая красивая! Я на нее смотрю и любуюсь!»
«Мама сердится. Юрочка допытывается: «Но ведь ты меня любишь?» Мама шутит: «Не люблю, потому что ты непослушный». «Но любишь? Я же твой сын! — искренне удивляется».
Недавно я прочитала дискуссионную, как считаю, статью известного педиатра Евгения Комаровского. Роль бабушек, в частности, украинских, по его мнению, в современной семье как будто и лишняя. Мол, родители сами должны воспитывать своих детей, а бабушки со своими «пережитками» могут этому процессу мешать. Абсолютно не согласна! У бабушек (и дедушек) — большее терпение, а поэтому и понимание ребенка. Хотя, конечно, никоим образом не претендую на первое место в сердце внука. Теперь иногда шучу, что я в его жизни — незаменимая вещь в быту. Мама — играет, а бабушка в это время варит, стирает, ходит на рынок и в магазин, договаривается с врачами, тренером бассейна и руководителем танцевального кружка или спортивной секции... Все-таки у меня больший круг знакомых. Но последнее слово в дискуссиях нужно оставлять за родителями. Потому что это все-таки их ребенок. Но ведь и наш с дедушкой — тоже?! Жизнь показывает, что и наш, и — не наш. Мы — воспитываем по-своему. И я рада, когда недавно вечером внук сказал: «Дед, дорогой мой, вставай. Помолимся Богу!» И это бабушка водит его в воскресную школу при церкви. Я печалюсь, когда он... рвет только что подаренную маме самодельную сумочку, потому что она его за дело поругала. Такое — ударить по самому больному, умел делать тот, кто его породил. Как там говорит моя тетя? «Ген пальцем не витрешь!» А может, это очередной период детской агрессии?..
Что же, с этим должна справиться бабушкина жизненная мудрость.
Наталья МАЛИМОН, «День»