Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обжалованию не подлежит

30 марта, 2000 - 00:00

КС признал конституционным положения указа о проведении референдума. Также соответствуют Конституции 4 из 6 вопросов, выносимых на референдум: о депутатской неприкосновенности, о двухпалатном парламенте, о сокращении численности депутатов ВР, о праве Президента распускать ВР в том случае, если в течение 1 месяца не будет сформировано парламентское большинство или депутаты в 3-месячный срок не утвердят бюджет. Первый вопрос — о недоверии ВР 14-го созыва и внесения в связи с этим дополнения в Конституцию о том, что выражение недоверия ВР на всеукраинском референдуме дает основание Президенту для роспуска ВР, и шестой — о принятии Конституции на всеукраинском референдуме — признаны неконституционными.

Очень важным является решение КС о том, что результаты референдума будут не консультативными, а являются обязательными для рассмотрения и принятия соответствующих решений органами государственной власти.

Нельзя сказать, что решение КС стало большой неожиданностью. Именно такое решение прогнозировалось многими аналитиками. Примечательно также то, что снят шестой вопрос, который подвергался наиболее резкой критике большинством политиков.

На пресс-конференции после оглашения решения, член КС Павел Евграфов подчеркнул, что Президент обязан объявить референдум по народной инициативе, если выносящиеся на него вопросы не противоречат Конституции. По его словам, при рассмотрении этого дела в центре внимания КС было положение о том, что украинский народ имеет исключительное право определять конституционное устройство государства. «Воля народа, его права и свободы — золото Права», — подчеркнул он.

На вопрос: «Как он оценивает то, что два пункта подписанного Президентом указа признаны неконституционными?» г-н Евграфов ответил, что «для этого и существует КС».

Нельзя не отметить то, что своим решением КС создал судебный прецедент, на который будут опираться Центризбирком, Президент и парламент для принятия решения о проведении подобных референдумов по народной инициативе. В этой связи П.Евграфов отметил, что данное решение КС «будет прецедентом и источником права, на который будут ссылаться и которого будут придерживаться в будущем все инициативные группы по проведению референдума. Но очень важно, что предлагаемые на референдум вопросы должны проверяться ЦИК, Президентом, как гарантом Конституции, на соответствие Основному Закону».

Павел Евграфов также отметил, что проекты выводов Венецианской комиссии ПАСЕ (в которых предлагается признать референдум неконституционным) не оказывали влияние на принятие решения КС, хотя бы по той простой причине, что большинство членов КС ознакомились с ними после принятия решения.

Венецианская же комиссия, «безусловно, учтет» решение Конституционного суда Украины по референдуму, так как нынешнее решение КС «дает определенные основания либо для снятия критических возражений Венецианской комиссией, либо серьезных корректив ее позиции», выразил вчера на брифинге свое мнение заместитель главы администрации Президента Украины Леонид Пидпалов.

Что касается реакции Президента, то он, по словам Пидпалова, «воспринял решение КС как определенную реальность, которая должна быть учтена и должна быть выполнена». Он напомнил, что Леонид Кучма ранее высказывал свое отношение к первому вопросу, выносимому на референдум, считая его «неидеальным». Говоря о механизме дальнейшей реализации утвержденных на референдуме вопросов, Л. Пидпалов подчеркнул, что законодательством не определены сроки. В частности, по его мнению, вопрос об уменьшении численности депутатского корпуса может быть реализован уже при избрании следующего состава парламента. Для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в Конституцию и избирательное законодательство. «Не должны быть сужены конституционные права действующих депутатов», — отметил Л. Пидпалов.

В свою очередь Коммунистическая и Прогрессивная социалистическая партии Украины не отказываются от идеи проведения альтернативного референдума. Об этом вчера заявили в интервью агентству Интерфакс-Украина лидеры партий Петр Симоненко и Наталья Витренко.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ГОЛОВАТЫЙ, народный депутат Украины:

— В решении о некоституционности первого и шестого вопроса КС вышел на полную юридическую чистоту конституционного права. По другим вопросам он вышел на политическое решение. Главное, что благодаря этому решению КС потерпели крах намерения тех, кто хотел совершить антиконституционный переворот в Украине, тех, кто хотел повернуть Украину на путь Лукашенко. Теперь Украина не повторит белорусский путь. Кроме того, своим решением КС стал на защиту украинского парламентаризма. Теперь никогда не может выноситься на референдум вопрос о недоверии парламенту, избираемому народом. Это большая победа демократии, парламентаризма и европейских ценностей конституционного права.

Что касается оставшихся четырех вопросов, то они практически ничего не означают. Решения, принятые на референдуме, будут обязательными для рассмотрения государственными органами. Это означает, что в ВР должен быть внесен соответствующий законопроект: или Президентом, или 150 депутатами (число депутатов, обладающих законодательной инициативой). Однако, например, меня лично никто не заставит вносить законопроекты по этим вопросам. Законопроект может внести Президент, ВР его рассмотрит и может принять или отклонить. А потом должна обратиться в КС за выводом, потом вывод КС пойдет в ВР. Так пройдет одна сессия ВР, потом вторая. И только потом будет принято решение. Таким образом, гарантировано, что мы года два будем решать эти вопросы. Встает вопрос: нужно ли тратить 30 млн. гривен для того, чтобы Президент внес в ВР законопроект после референдума, если то же самое можно сделать обычным путем? Александр ЛАВРИНОВИЧ, народный депутат Украины: — Важнейшим является то, что КС продемонстрировал: он защищает действующую Конституцию Украины и верховенство права в нашем государстве. Проведение референдума в полном объеме с трактовкой его результатов как норм прямого действия могло бы привести к негативным последствиям и поставить под угрозу избранный Украиной путь к европейской интеграции.

Если оставшиеся вопросы будут поддержаны на референдуме, то изменения в Конституции будут инициироваться или Президентом, или парламентом по предусмотренной процедуре. Я думаю, что при нашей жизни не будет вопросов о двухпалатном парламенте, поскольку это вряд ли найдет поддержку в Верховной Раде, которая должна рассматривать его и вносить соответствующие изменения в Конституцию. Во всяком случае, на сегодняшний день подавляющее большинство депутатов высказываются против внесения таких изменений. Поэтому, даже если этот вопрос будет поддержан на референдуме, это не будет иметь никаких последствий для содержания Конституции.

Дмитрий СКРЯБИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ