Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оценка без оценок учит достигать успеха

26 января, 2001 - 00:00

В Украинском колледже имени В. Сухомлинского, экспериментальной школе-лаборатории, ученики начальных классов в течение уже десяти лет учатся без оценок. Идея безбалльного оценивания возникла у Василины Хайрулиной, директора школы, кандидата педагогических наук, члена-корреспондента АПН Украины , во время изучения опыта работы отдельных школ Украины, России и Германии. «Желание хорошо учиться, — рассказывает Василиса Николаевна, — это содержание нормальной детской жизни, но это желание очень легко затушить нежелательными для ученика оценками и негативным отношением окружающих к успехам школьника. Каждый человек, даже самый маленький, как социальное существо постоянно стремится найти себя, выразить свое «Я» и благодаря этому удостоиться признания другими людьми, самому поверить в свои собственные силы. Убеждать родителей в этом было совсем непросто, ведь самое первое, чего они всегда ожидают от ребенка, — это классическая оценка, выраженная в баллах».

Сложный процесс детского труда часто остается вне внимания родителей, хотя маленький ученик сталкивается со многими трудностями, которые мог бы преодолеть с помощью взрослых. Обычно плохую оценку своего ребенка родители воспринимают как проявление небрежности, лени дочки или сына и принимают педагогические меры в виде различных форм наказаний. Такие наказания вместо сочувствия и конкретной помощи дают не только негативные эмоции, а более горькие последствия, особенно для впечатлительного ребенка. Учитель- методист Нина Титаренко , подытоживая опыт работы колледжа в решении этой проблемы, рассказала об оценивании младших школьников без баллов, а именно о различных формах поощрения к учебной деятельности ребенка. Это использование учителем различных форм одобрения, согласования, ободрения, как и замечаний, возражений, осуждения. В общении стимулируется не только успешное обучение, но и старательность, активность, опрятность, благожелательное отношение к окружающим. Иногда это делается даже авансом, чтобы поддержать во всех воспитанниках, независимо от их уровня развития и умений, чувство защищенности в коллективе. Постепенно детей приучают оценивать не только свое отношение к работе, но и конечный результат работы. В младшем школьном возрасте ребенок плохо понимает значение отметки, а ласковое прикосновение, ободрительная улыбка или благожелательный взгляд производят больше впечатления, чем оценка в дневнике. Словесная оценка помогает овладеть также и умением уверенно реагировать на неудачу. Сочетание оптимистического с реалистическим в отношении к детям, которые имеют проблемы в обучении, препятствует созданию изоляции «сложного» ученика от коллектива, помогает ориентироваться на социальное познание мира, в котором он живет. Когда эксперимент по безоценочному обучению только начинался, где-то через месяц после работы по новой системе произошло чудо — второклассница Татьянка впервые заговорила на уроке перед всем классом по собственной инициативе (раньше учитель опрашивал девочку индивидуально, поскольку та стеснялась низкого уровня своих знаний).

Корреспондент «Дня» поинтересовалась отношением учеников к оценкам. Шестиклассница Катя Штепа-Пекур о своей учебе без оценок в начальной школе рассказывает, как о радостных событиях: «Когда учительца говорила мне, что я молодец, я ощущала, что я все смогу». Катя спокойно воспринимает 12-балльную систему, считает, что новая система больше стимулирует обучение, но маме воспринимать новую систему трудно, посколку она привыкла к 5-балльной. Сейчас мама Кати растерялась — не знает, когда ругать дочь, а когда хвалить. Девятиклассники также вспоминали безоценочную учебу в младших классах как очень полезное дело.

Андрей Гаевой отметил, что в старших классах учеников следует оценивать, чтобы не расслаблялись. Ирине Щур больше по нраву 5-балльное оценивание, ибо родителям новую систему воспринимать тяжело, и они требуют баллов выше возможностей ученика, а заработать 12 баллов очень трудно. Девятиклассники отметили, что сложности введения новой системы возникают еще и из-за постоянных изменений критериев оценивания, что было бы лучше сначала все продумать, а потом что-то менять. Учеников огорчает то, что не по всем предметам могут рассчитывать на наивысший балл, ибо проявлять творческие способности по всем предметам просто невозможно.

Интересно, что самым простым к 12-балльной системе оказался переход пятиклассников, которые до этого еще не получали оценок. Учителя сначала выставляли отметки за работы, выполненные на наивысшие баллы, постепенно расширяя диапазон. Несмотря на то, что негативная оценка по новой системе вообще не существует, негатив в сознании продолжает жить. Больше всего переживают отличники, менее 12 баллов воспринимают болезненно. Раньше у них была цель достичь наивысшего балла — пятерки, сегодня эта цель трансформируется в 12 баллов, но ведь не каждому отличнику это под силу. Возникает ощущение неудовлетворенности собой, которое в конце концов может привести к неуверенности в своих силах, поскольку 12 баллов уже воспринимаются как недосягаемая высота. Возникновение ощущения неудовлетворенности чаще всего провоцируется родителями, которые желают видеть в своих детях гениев. Другие категории учеников также нервничают, поскольку по новым критериям боятся получить оценку ниже, чем имели раньше.

Для облегчения восприятия учениками и учителями этой системы педагогический коллектив разработал словесный эквивалент 12 баллов — «чрезвычайно, блестяще, безукоризненно, работает добросовестно, старательный в обучении, обстоятельно владеет материалом, успевает, справляется с заданием, работает под контролем, тяжело дается, нуждается в постоянном внимании, нуждается в помощи».

Василина Хайрулина считает, что безоценочное обучение в средней и старшей школе (кроме выпускных классов) — дело будущего. Для работы по такой методике нужен специалист высокого класса, что на сегодня очень проблематично из-за низкой заработной платы учителя, который в первую очередь занят проблемами выживания, а не проблемами повышения профессионального уровня. Создать «ситуацию успеха» на уроке может только учитель-мастер, который умеет держать внимание детей без принуждения работать из-за страха перед наказанием оценкой. Поэтому на сегодня 12-балльная система — это неплохой выход из ситуации при условии более детального продумывания ее внедрения (речь идет о критериях выставления оценок). Сегодня опыт безоценочного обучения оказался кстати при работе по системе тематического оценивания без учета текущих оценок, которые вообще можно не ставить.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ