Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Очень актуальный Мыслитель

«Большой антикварный салон-2009» открывает единый европейский культурный контекст
6 октября, 1996 - 20:14

Вряд ли надцать лет назад, когда столичная Европейская площадь в сознании киевлян ассоциировалась прежде всего с нерушимым в своей монументальности музеем Ленина, можно было представить, что скоро громоздкую фигуру вождя пролетариата потеснит «Минотавр» Дали, «Вечная весна» Родена или бронзовые воплощения пластики Александры Экстер (которая этим же соцреализмом была решительно отрицаема), а вместо социалистического духа в теперь уже Украинском доме будет господствовать сюр и авангард. Очень ироничная история, не так ли?

Каждый раз творческие форумы, которые организовывает Украинский дом, — и прежде всего его директор Наталья Заболотная при поддержке украинских меценатов, искусствоведов, галеристов, художников — взбираются на новые и новые творческие эвересты, каждый раз самым неагрессивным и эстетическим из всех возможных — художественным — штурмом берут новые высокие планки. В понедельник второй «Большой антикварный салон» представил экспозицию шедевров монументальной скульптуры из уникальной коллекции всемирно известной французской литейной мастерской «Вальзуани». А это, во-первых, Роден и его известный «Мыслитель», а также «Вечная весна», «Поцелуй», «Адам», «Граждане Кале» (надо отметить, что «Мыслитель» уже был представлен в Украинском доме в прошлом году, правда, его уменьшенный вариант, тогда как на этот раз «Мыслитель» и остальные роденовские шедевры представлены в оригинальных размерах). Во-вторых, бронзовая скульптура величайшего сюрреалиста Сальвадора Дали («Метаморфозы Венеры Милосской», «Минотавр», «Истеричная сюрреалистическая женщина»). А также Франсуа Помпон, Ричард Гино и сверхценные для украинцев скульптуры, отлитые в «Вальзуани» на основании работ из папье-маше, которые принадлежат предвестнице европейского авангарда, украинке Александре Экстер.

Такая грандиозная экспозиция далась Украинскому дому непросто. В своем блиц-интервью для «Дня» (№176 от 2 октября 2009 года) директор Украинского дома Наталья Заболотная уже рассказывала, что переговоры с французской стороной продолжались очень долго и стоили тысячи звонков в день. Ведь в сознании французов Украина, к сожалению, до сих пор маргинальное государство, которое постоянно находится чуть не в состоянии войны. И вряд ли в этом следует обвинять «непроинформированных» европейцев, скорее вина лежит на... Но оставим политику. Роден, Дали, Помпон, Экстер — в Киеве, и за это стоит поблагодарить Украинский дом, а также бизнесмена, коллекционера и мецената Игоря Воронова, который взял на себя расходы, связанные с перевозкой и страхованием коллекции «Вальзуани».

ТВОРЧЕСКАЯ ШТАБ-КВАРТИРА

Уникальное творческое сокровище — 20 скульптур общим весом почти 10,5 тонн, страховая стоимость которого составляет 18 миллионов евро, принадлежит литейной мастерской «Вальзуани». Печать «Вальзуани» есть на экспонатах и целых коллекциях всемирно известных творческих институтов: парижского Музея Родена, Музея д’Орсе, Музея современного искусства, Центра Жоржа Помпиду, лондоской Галереи Tate Modern, нью-йоркского Музея Метрополитен и Музея современного искусства (МОМА). Еще при жизни Родена, Дали, Помпона, Дега, Ренуара, Модильяни, Гогена, Задкина, Матиса, Армана мастерская отливала в своем цеху работы этих художников. Среди современных скульпторов, работы которых имеют печать «Вальзуани», — каталонец Антон Клаве, экстравагантный Марк Куин, сын скульптора Мишеля Гино — Гино-младший, известный российский скульптор Михаил Шемякин. Но попасть в эту элитную когорту, чтобы отливать свои работы в «Вальзуани» — не так просто. Леонардо Бенатов (принц Леонардо Аргутинский-Долгорукий), владелец литейной мастерской, президент Фонда Гала и Дали, известный в мире искусства как скульптор Леонардо Бунатьен-Бенатов, который сопровождает коллекцию «Вальзуани» в Киев, утверждает, что предпочитает покупать права на работы художников, которых уже нет в живых, он предпочитает отливать работы самостоятельно, не имея дела с художниками и их сложными характерами.

История семьи Бенатовых чрезвычайно интересная. Отец Леонардо Бенатова (тоже Леонардо), выехал из России в начале 20-х годов в Европу на обучение. Как вспоминает его сын и наш гость в своем интервью изданию «Арт Ukraine», эмиграция молодого художника из СССР стала возможна благодаря тому, что он «рисовал портреты Ленина». Следовательно, Леонардо Бенатов выбирает жизнь в свободной и вдохновенной модерными художественными настроениями Европе, отказавшись от фамилии Аргутинский-Долгорукий, чтобы не подвергать опасности семью, которая остается в «советской» России. Известно, что эмигранты из советского лагеря в Европе пытались держаться вместе, жили в своеобразных сообществах, поэтому, вскоре Леонардо Бенатов-старший женится на дочери известного художника-эмигранта Филиппа Малявина. Кстати, работы Малявина, которые ныне принадлежат Третьяковской галерее в Москве — это подарок именно Бенатова. Одновременно он поддерживает приятельские отношения с известными эмигрантами Казимиром Малевичем, Василием Кандинским, Хаимом Сутиным.

Что касается печати литейного завода «Вальзуани», то его история не менее интерестна. В свое время Леонардо Бенатов-старший выкупил ее у своего друга Даниэля Виндельштайма, который, в свою очередь, приобрел печать, чтобы таким образом помочь семье Вальзуани. Уже на то время в цеху отливались работы почти всех знаменитых скульпторов начала XX века — Бенуара, Майоля, Деспио, Пикассо. Вместе с печатью в собственность Бенатова попадает все наследие Вальзуани, включая гипсовые формы Дега, Родена, Модильяни, Помпона и многих других. Сегодня печать «Вальзуани» стоит на большинстве работ Родена. В мастерской хранится 50 гипсовых форм работ этого скульптора из которых, собственно, и отливают бронзовые объекты. Учитывая это, не удивительно, что в начале прошлого столетия «Вальзуани» стала своеобразной штаб-квартирой для встреч и общения упомянутых выше выдающихся мастеров, среди которых, кстати, была и Александра Экстер.


Окончание на стр.ТАЙМ-АУТ

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ