«Почти годовая работа нефтепровода Одесса—Броды показала, что его реверсное использование коммерчески невыгодно. Причина этого очень проста: нет загрузки нефтепровода, которая гарантировала бы его хотя бы нулевую рентабельность. Таким образом случившееся в реалиях доказывает необходимость возвращения к основной стратегии использования нефтепровода», — об этом «Дню» вчера заявил заместитель председателя правления по вопросам стратегического планирования государственного предприятия ОАО «Укртранснафта» Михаил ГОНЧАР. Он также отметил: «Одесса—Броды временно продолжает работать в реверсном режиме, однако в соответствии с поручениями Президента и правительства Украины сейчас осуществляется всестороннее изучение вариантов перехода к основной стратегии использования нефтепровода для транспортировки легких сортов нефти с Каспийского региона на европейских рынок». Проблемы вокруг нефтепровода Одесса—Броды уже долгое время находятся как будто на информационной периферии. Впрочем, ситуация вокруг этого проекта складывается довольно непростая и опасная. Свои взгляды по этому поводу высказывают иностранные специалисты.
Налаживая все более тесные межправительственные отношения, Украина и Польша создали совместное предприятие «Сарматия» с целью продолжения нефтепровода Одесса—Броды из Украины в Польшу. Геополитической целью строительства 490-километрового отрезка от Бродов в Украине до Польского Плоцка должно быть создание «Евроазиатского транспортного коридора» от Казахстана и Каспийского моря, через Россию и Черное море и далее через Украину и Польшу до порта Гданьск на Балтийском море. Понятно, что Украина и Польша хотели бы еще больше укрепить тесные дружеские отношения с помощью такого крупного коммерческого проекта. За счет средств, выделенных Европейским Союзом, уже проводится технико-экономическое изучение этого маршрута. Но насколько крепка коммерческая основа для привлечения бизнес-партнеров и осуществления строительства такого нефтепровода?
В 1999 году наши компании, совместно с «Галф Интерстейт Инжиниринг» (США) провели исследования, в ходе которых мы пришли к выводу, что каспийская нефть, транспортированная по нефтепроводу Одесса—Броды, не сможет составить конкуренцию российской нефти на нефтеперерабатывающих заводах в Центральной Европе, в том числе в Польше. Наши выводы подтвердились. Нефтепровод был построен и оставался недействующим в течение двух лет, пока в сентябре 2004 года он не начал работать в реверсном режиме для транспортировки российской нефти в южном направлении от Бродов до Одессы для дальнейшего экспорта на европейские нефтеперерабатывающие заводы через Босфор.
К сожалению, мало что изменилось, и одного лишь укрепления политических связей между Украиной и Польшей будет недостаточно, чтобы сделать маршрут Одесса—Броды—Плоцк экономически целесообразным. Благодаря доступу к нефти с Северного моря через Гданьск польские нефтеперерабатывающие заводы имеют много возможностей получать нефть из различных источников. И, что главное, они будут искать наиболее экономически привлекательную нефть, каковой в обозримом будущем будет российская нефть.
За последние два года ценовая разница между нефтью сортов «юралз» и «брент» увеличилась более чем в пять раз и достигла уровня 6,95 доллара США на барреле. В своем отчете перед акционерами в феврале 2005 года президент и генеральный директор компании «Орлен» господин Игорь Шалупек сказал, что по оценкам компании ценовая разница между «юралз» и «брент» будет оставаться на уровне не менее 2,95 доллара США на барреле до 2009 года и, таким образом, российская нефть будет оставаться более экономически привлекательной. Каспийская нефть уже в порту Новороссийск на 5,3 доллара дороже, чем нефть «юралс», доставленная в Плоцк, и это не считая расходов на транспортировку по Черному морю и нефтепроводному маршруту Одесса—Броды—Плоцк.
Кроме того, Польская нефтетранспортная компания «ПЕРН», Пшиязнь, давно ведет работы по расширению нефтепровода «Дружба», по которому российская нефть транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы в Польше и восточной Германии. Свою цель «ПЕРН» видит в том, чтобы «удовлетворить растущий спрос на дешевую российскую нефть со стороны польских и немецких нефтеперерабатывающих заводов», а также в том, чтобы работал «маршрут экспорта нефти через порт Гданьск». Расширение «Дружбы» запланировано завершить в 2006 году, и тогда импорт каспийской нефти в Польшу станет ненужным.
До сих пор объемы российской нефти, транспортированной по нефтепроводу Одесса—Броды в реверсном режиме, были вдвое меньше запланированных. Планы строительства нефтепровода «Дружба»—Адрия с целью экспорта российской нефти в порт Омишаль в Адриатическом море могут привести к тому, что южный реверс нефтепровода Одесса—Броды станет ненужным. В прошлом году парламенты Украины и Беларуси ратифицировали соглашение о строительстве нефтепровода «Дружба»—Адрия, но дело затормозилось из-за того, что хорватский парламент задерживает ратификацию по экологическим соображениям. Также южный реверс нефтепровода Одесса—Броды может в перспективе утратить свое значение для Украины по причине высокой загруженности судами Босфора.
Если на пути идеи достройки нефтепровода до Плоцка и Гданьска так много препятствий, каковы же тогда реальные перспективы использования Украиной нефтепровода Одесса—Броды? В минувшем году Посольство США в Украине утвердило план перемаршрутировки ежегодно 10 млн. тонн каспийской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды в северном направлении и далее по юго-восточной ветви нефтепровода «Дружба» до центра Европы. Сейчас эта нефть перевозится танкерами через Босфор в порт Триест и далее транспортируется по нефтепроводам к нефтеперерабатывающим заводам в южной Германии, Чешской Республике и Австрии. Перевод этого потока на маршрут Одесса—Броды—«Дружба» позволит уменьшить судозагруженность Босфора.
Для осуществления такого плана необходимо иметь согласие нефтетранспортных компаний в Украине, Словакии, Чешской Республике и южной Германии на тарифные уступки для повышения конкурентоспособности маршрута, а также план инвестиций объемом в несколько сотен миллионов долларов для увеличения транзитных мощностей. Это достаточно выгодное предложение, поскольку нефтетранспортные компании увеличат свои прибыли за счет увеличения объемов транзита. Очевидно, что, учитывая неопределенную экономическую целесообразность маршрута Броды— Плоцк—Гданьск, необходимо начинать работу над этим планом как можно скорее.
Если этот проект маршрута Одесса—Броды—«Дружба» не будет осуществлен, тогда очень вероятно, что нефтепровод Одесса—Броды снова будет простаивать и превращаться в памятник безрассудной политике минувшего режима Украины стоимостью в 500 млн. долларов, выброшенных на ветер.
Джеффри БЕРЛИН является исполнительным директором американской финансово-консультативной компании «Приватизационные Партнеры», работающей в Украине с 1994 г.
Реймонд ОЛБРАЙТ — исполнительный директор американской компании по финансовым стратегиям «ГлобалНет Файненшиал Сольюшнз», которая находится в Вашингтоне.