Заявление депутата Александра Ельяшкевича о том, что 180 депутатов недостаточно для принятия каких-либо решений и его же предложение спикеру добровольно уйти в отставку — были проигнорированы. В ответ Ельяшкевич сообщил, что он и еще часть депутатов от «Громады» вынуждены покинуть здание ВР и присоединиться к большинству, собравшемуся в Украинском доме.
Накануне координатор большинства Леонид Кравчук заявил, что в Украине «нет парламентского кризиса». По его мнению, «говорить о парламентском кризисе можно было бы в том случае, если бы депутаты разделились на две одинаковые части. А при наличии большинства можно говорить только о том, что спикер Александр Ткаченко игнорирует парламентское большинство и грубо нарушает регламент, не включая в повестку дня предложения представителей большинства».
Однако, если уж не парламентский кризис, то кризис парламента налицо. Пользуясь медицинской терминологией: при давлении 180 на 235 жить может быть и можно, но полноценно работать вряд ли.
Представители левых заявили, что действиями большинства управляет Президент, а Президентом в свою очередь управляет Международный валютный фонд. Поскольку МВФ в устах коммунистов и прогрессивных социалистов — самое страшное ругательство, казалось бы, это заявление венчает все упреки в адрес большинства. Однако левые не успокоились и прокляли большинство последовательно от имени украинского народа, женщин и детей. Лидер КПУ Петр Симоненко напомнил, что 21 января — день памяти Владимира Ленина и назвал собрание большинства — «сходняком». Весьма символично, что «сходняк» проходил в бывшем музее Ленина, а ныне — Украинском доме, а левые находились на улице Грушевского в здании ВР с советской символикой.
Однако, если отвлечься от всех этих «образцов парламентской этики», вывод весьма неутешителен: ведь парламент — это не более и не менее чем точный слепок нашего общества. Равно как и все процессы, происходящие в нем, — отражение процессов происходящих в обществе. Предстоящий референдум (при всей гамме отношения к его проведению) очевидно выступит дополнительным катализатором этих процессов и в значительной мере определит дальнейшую судьбу ВР. Но в любом случае, за всеми упреками нынешнему составу ВР нельзя забывать о том, что парламент — краеугольный камень демократии. При всей высокопарности этого определения, если в стране будет уничтожен парламентаризм, получим автократию Лукашенковского образца.
Как дальше разрешится правовая коллизия с двумя парламентскими заседаниями, сегодня сказать сложно. А.Ткаченко заявил: «все то, что сегодня делается так называемым большинством и то, что его незаконно возглавляет один из заместителей председателя парламента Виктор Медведчук — это нарушение не просто Конституции, это уголовное дело». Он также сообщил, что у него состоялся телефонный разговор со спикером Госдумы России Геннадием Селезневым и председателем Совета Федерации России Егором Строевым (по привычке «настучал» «cтаршему брату» — ?). По словам А.Ткаченко, материалы о ситуации в украинском парламенте будут переданы в Госдуму и Совет Федерации, кроме этого, соответствующее обращение будет направлено в Совет Европы. По словам А.Ткаченко, представители фракций ПСПУ выступили с предложением направить небольшую группу депутатов на встречу с президентом для обсуждения ситуации. «Я согласен встретиться с Президентом, проводить переговоры по сложившейся ситуации, но инициировать эту встречу я не буду», — отметил спикер, добавив, что президент «инициировал» сложившуюся ситуацию в парламенте, — сообщает Интерфакс-Украина.
К Леониду Кучме как гаранту Конституции с соответствующим заявлением обратилось и большинство. Таким образом, похоже, что решение Президента может быть решающим в парламентском конфликте.
Большинство выполнило свою первую задачу и четко проголосовало за отставку спикера и его зама. Однако у трезвомыслящих наблюдателей эйфории не наблюдается. Первое испытание на прочность — пакетное голосование по новому руководству ВР — еще впереди. Тогда станет ясно насколько большинство устойчиво, ответственно и способно к поиску компромисса.