Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Один раз увидеть,

или Дипломаты за Дунаем
13 сентября, 2004 - 19:55

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — такой была главная цель поездки более двадцати дипломатов в устье Быстрое, вокруг которого в последнее время поднялось столько шума. Именно здесь немногим более двух недель назад был восстановлен судоходный канал, соединяющий Черное море и Дунай. Скандал вокруг украинского канала вызван в первую очередь опасениями, что транспортная артерия причинит вред окружающей среде. В нецелесообразности создания судоходного движения уверена Румыния, о необходимости внимательнее относиться к природе во время сооружения канала заявляли в Соединенных Штатах и Европейской Комиссии. Все предыдущие шаги украинского правительства — встречи с коллегами из Бухареста, представителями международных организаций — к заметным результатам не привели. Кроме единственного — строительство первой фазы глубоководного судоходного канала завершено, и на очереди — второй этап. Организация поездки иностранных дипломатов к «месту события» имела довольно конкретную цель — продемонстрировать «другую» правду в ситуации с каналом.

БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ «УКРАИНСКОЙ ВЕНЕЦИИ»

Дипломатический иностранный десант из Киева встречала несколько прохладная погода Одесщины. Однако пронзительный ветер не мог воспрепятствовать тому, чтобы заметить все красоты «украинской Венеции» — так называют изрезанную многочисленными каналами окружающую территорию города Вилково. Дипломаты порой выбегали на палубу теплохода «Крымская стрела», чтобы полюбоваться местными ландшафтами и сделать более качественные снимки придунайских пейзажей.

Ни горы грунта, который поднимают со дна Быстрого для его углубления в баровой (морской) части, ни мертвых рыбы и птиц, которые якобы погибают от вмешательства человека, дипломатам увидеть не удалось. Мощные землевысасыватели (машины, поднимающие грунт для углубления канала) расположены не на заповедной территории. А именно в отношении этого можно было услышать обвинения... Грунт, поднятый со дна, отвозится баржами и сбрасывается подальше от Дунайского биосферного заповедника. Об этом также заявляли защитники природы... По убеждению директора предприятия «Дельта-лоцман» Виктора Бездольного (заказчика работ по проектированию и строительству глубоководного канала), расчистка баровой части устья Быстрое от ила, наоборот, преследует немало полезных целей с экологической точки зрения. По его словам, работы, которые проводила соседняя Румыния по сооружению собственных каналов, привели к изменению водотока в украинской части дельты Дуная. За счет выравнивания берегов скорость течения в румынских каналах увеличилась, в то же время украинские каналы начали мелеть. Через несколько лет, рассказал Виктор Бездольный, «может произойти катастрофическое изменение водотока», когда украинская часть дельты просто заилится. Именно тогда может и произойти пресловутое нарушение экологического баланса, из-за чего под угрозой окажется вся имеющаяся в наличии флора и фауна Придунавья.

Качество работ по подъему грунта, по словам Виктора Бездольного, отвечает всем нормам. Собственно, ради этого Украина и объявила тендер, в котором участвовали несколько ведущих фирм Запада. Победила немецкая компания «Мобиус», опыт которой достигает ста лет, а ее «рабочее кредо» — не навредить природе. Немцы согласились на участие в проекте только тогда, когда подробно изучили всю необходимую документацию, разрешавшую сооружение канала. «Сам факт того, что в возобновлении судоходного движения принимает участие немецкая компания, свидетельствует, что имеем дело с экологически оптимальным проектом», — отметил Виктор Бездольный.

ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ — ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ

Каким будет эффект от этой поездки? Изменится ли позиция отдельных государств после этого визита в отношении канала? Такие вопросы, очевидно, больше всего беспокоили организаторов «дипломатического тура» — Министерство транспорта и связи и Министерство иностранных дел Украины. Руководители двух ведомств, похоже, вполне были удовлетворены беседами с послами.

«Изменилась тональность вопросов. Главный позитив этой поездки — дипломаты смогли изучить ситуацию на месте», — заметил министр транспорта Георгий Кирпа.

«Для всех было принципиально важно убедиться, что никакие масштабные гидротехнические работы здесь не проводятся, а те, которые проводятся, находятся в русле восстановления нормального водотока, который до сих пор существовал и который должен обеспечить экологический баланс в регионе», — подчеркнул руководитель МИД Украины Константин Грищенко. Георгий Кирпа рассказал, что если бы Украина даже не решила восстанавливать судоходный канал, то чистить баровую часть все равно пришлось бы. «Дипломаты, похоже, поняли, — продолжил министр, — что здесь нет никаких нарушений. Есть только политика Румынии, которая направлена на то, чтобы и в дальнейшем оставаться монополистом по пропуску судов «река-море» по своим каналам».

Существуют уже и первые результаты возобновления судоходного движения. Так, за две недели украинским каналом воспользовались 38 океанских яхт и 24 торговых суда из России, Турции, Болгарии и, конечно, Украины. Министр транспорта признал, что эта цифра пока что незначительная. Однако, заметил Георгий Кирпа, не стоило и ожидать стремительного прорыва в показателях. Многие транспортные компании, которые занимаются морской и речной транспортировкой, раньше заключили контракты с румынскими владельцами каналов. Некоторые из договоров подписаны сроком на год. Понятно, что разорвать их никто не может, поскольку средства за пользование каналами уже оплачены. «И даже такой результат, когда существуют контракты, а отклонения в пользу Украины пошли, свидетельствует о большом интересе по использованию украинского канала как наиболее экономически эффективного, как наиболее дешевого». По замыслу украинского правительства, этот канал будет работать, в отличие от румынского, круглосуточно, будет позволять двигаться в две стороны, а плата за пользование им будет втрое меньше. Георгий Кирпа рассказал, что в начале октября в Одессе будет проведена большая международная конференция перевозчиков, где участникам предоставят информацию о всех возможностях и условиях в отношении заключения контрактов.

Впечатления иностранных дипломатов были довольно позитивными. Правда, посол Румынии Александру Корнеа отметил, что Бухарест никогда не изменит своей позиции. Руководитель представительства Еврокомиссии Иян Боуг не был настолько категоричным. «Это очень интересный визит. Иногда не совсем корректно высказываются, заявляя, что Еврокомиссия была критической в отношении проекта. Мы просто ставили вопросы, надеясь на получение подробной информации от Киева», — рассказал дипломат. По его словам, немало информации Украина уже представила Еврокомиссии, еще некоторые сведения Брюссель ожидает получить... Иян Боуг также сообщил, что в ближайшее время в Украину прибудет группа экспертов от Еврокомиссии, «чтобы изучить на месте, что было сделано на этот момент». Посол Нидерландов Моник Франк (ее страна ныне председательствует в Евросоюзе) сразу же напомнила журналистам, что ЕС никогда не высказывал критики в отношении украинского канала. «Для меня была очень полезной поездка. Я узнала немало новой информации», — рассказала дипломат, отвечая на вопрос «Дня»

НАСТУПЛЕНИЕ, КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ, ЗАЩИТА...

В мире очень трудно найти страну, у которой не было бы проблем хотя бы с одним соседом. С Румынией проблемы не только у Украины. Непростые отношения у Бухареста с Софией, Братиславой, Будапештом (дипломатические споры между ними случались неоднократно)... Очевидно, именно поэтому в неформальных беседах представители Болгарии, Словакии, Венгрии стоят на стороне Украины.

Обида румынской стороны в деле восстановления канала имеет свое объяснение. Официальное — обеспокоенность возможным нанесением вреда окружающей среде. Неформальное — значительные экономические потери, учитывая более дешевый для перевозки грузов украинский судоходный канал. Критические замечания со стороны Госдепа США и Еврокомиссии также имеют свои «неофициальные» основания. Компетентный источник в МИД Украины рассказал, что брюссельская критика спровоцирована прежде всего отсутствием в самой Украине единой позиции по каналу. Госдеп США стал на сторону Румынии, по словам уважаемого собеседника, из-за того, что инвесторы румынских каналов имеют американское гражданство; кроме того, между США и Румынией более близкие отношения в политическом плане.

Украина и Румыния переживают чрезвычайно напряженный период своего соседства. Недавно представители Бухареста заявили о намерении передать дело по делимитации морского шельфа с Украиной в Международный суд ООН. Эксперты считают дипломатический выпад румын реакцией на беспомощность в ситуации с сооружением украинского канала. «Это не наш выбор — идти в Международный суд. Единственная проблема здесь заключается в том, что мы создаем хорошие условия для зарабатывания денег юридическими советниками, адвокатами. А придется привлекать с обеих сторон ведущие юридические фирмы. Если мы хотим дать заработать им деньги — пожалуйста, по-видимому, это кому-то надо», — отметил министр иностранных дел Константин Грищенко, отвечая на вопросы журналистов. Он напомнил, что Киев предпочитал переговоры на двустороннем уровне, однако Бухарест решил иначе. Министр также высказал уверенность, что международное морское право — на украинской стороне. «Просто мы могли бы прийти к решению по-другому. Но если придется делать так, как предлагают румыны, — пойдем в Суд», — прибавил Константин Грищенко.

Последние заявления с украинской стороны указывают на то, что Киев не оставит без адекватного ответа и Бухарест. Киев начал открыто говорить о том, на что раньше ввиду «добрососедства» закрывал глаза. «Мы уже изучили ситуацию и будем ставить вопрос о серьезных нарушениях, которые допущены и допускаются Румынией», — отметил министр транспорта Георгий Кирпа. Речь идет о нарушении в сфере охраны окружающей среды.

Удастся ли когда-нибудь нормализовать отношения с Румынией? Один из украинских дипломатов ответил на этот вопрос кратко и довольно понятно: «Нет. Так же, как Россия не может договориться с Японией в отношении Курильских островов, Украине будет сложно прийти к взаимопониманию с Румынией». Между тем не исключено, что чрезвычайная резкость и напряжение в двусторонних отношениях несколько спадет в ближайшее время. Немало украинских экспертов уверены, что сегодняшние румынские декларации носят внутренний предвыборный характер (парламентские и президентские выборы в этой стране состоятся 28 ноября нынешнего года).

Сергей СОЛОДКИЙ, «День», Киев — Вилково — Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ