Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оксана БИЛОЗИР: «В искусстве нельзя проводить реформы»

Министр культуры и искусств о Годе Украины в Польше и новациях
11 апреля, 2005 - 20:52
ОКСАНА БИЛОЗИР

Поводом для этого интервью стала статья Татьяны Полищук «Неоконченная пьеса» («День», № 61), в которой шла речь о непростой ситуации вокруг Театра русской драмы. Проверка хозяйственной деятельности театра частью труппы трактуется едва ли не как политическая расправа над руководителем театра М. Резниковичем. В коллективе состоялось весьма эмоциональное собрание, на котором представители Министерства культуры и искусств не присутствовали. Сама же министр в эти дни находилась в командировке. После выхода материала в редакцию позвонила советник министра Оксана Мельничук и пригласила на встречу с Оксаной Билозир. Надо признать, что Оксана Владимировна не избегала встреч с журналистами, хотя о работе вверенного ей министерства сегодня в СМИ говорят едва ли не каждый день. И часто — весьма критически. «Это значит, что общество реагирует на нашу работу, — считает Оксана Билозир. — Мы не скрываем свою позицию ни по одному вопросу». Но прежде чем говорить о конфликтах, мы повели разговор на более приятную тему: об открытии 11 апреля Года Украины в Польше. Какую культурную программу представит наша страна польским зрителям?

— Главная идея Года Украины в Польше заключается в презентации национальной культуры и искусства — от скифских сокровищ до украинского модерна начала ХХ в. и фотодокументов оранжевой революции. Будут представлены различные жанры, коллективы и художники. Программа начнется гала-концертом в Национальной опере в Варшаве. В исполнении Национального оркестра Украины и капеллы «Думка» (дирижер — В. Сиренко) прозвучат произведения Лятошинского и Людкевича. А в фойе театра будет развернута выставка «Оранжевый сезон», которую после варшавян увидят еще и в Кракове. В «Замке ксендза» (в городе Вальжбых) зрители увидят фотоработы на тему «Прекрасный Львов». Современная украинская музыка будет представлена во время гастролей оркестром «Леополис» и хором «Глория» в Люблине и Варшаве (в мае). Вниманию польской публики мы представим духовную музыку, ее исполнит капелла «Трембита», которая выступит в июне в Кракове и Перемышле. На протяжении трех месяцев на 50-й Варшавской книжной ярмарке будет работать украинский стенд, а также выставка работ украинских выпускников Краковской академии искусств «Украинский модерн».

— И какова же позиция министерства в отношении ситуации вокруг Русской драмы?

— Есть такая поговорка: «Где тонко — там и рвется». У меня такое впечатление, что в театре что-то есть очень тонкое, поскольку реакция на то, что в театр с проверкой пришла Генеральная прокуратура — очень бурная. Театр им. Л. Украинки — государственное предприятие и вполне естественно знать: в каком состоянии находится это хозяйство. Когда к нам, а Минкульт также не застрахован от этого, придут представители Генпрокуратуры, мы будем обязаны предоставить им все документы. Кстати, наше министерство к проверке Русской драмы прокуратурой не имеет никакого отношения! Есть распоряжение правительства о проведении проверок в различных направлениях деятельности учреждений культуры, коэффициента их полезного действия и прочего.

Ненормально, что за 80 лет существования Русской драмы коллектив никогда не проверяли! В этом я вижу пассивное отношение и невнимание государства к театру, который является государственной собственностью. А может, там нужно чем-то им помочь? А может, чего-то в театре не хватает?

Еще нет окончательных выводов этой проверки. А потому, если бы я пришла на собрание коллектива, то правильно ли бы поступила: один государственный орган (прокуратура) выполняет свои прямые функции, а приходит представитель другого государственного органа (я как министр) и спрашивает: что они там делают? Это ненормально…

— На собрании труппы прозвучала информация о театральной реформе, которую в ближайшее время готовит Минкульт. Ходят разговоры о том, что репертуарные театры закончат свое существование, теперь деньги на постановки будут давать только под конкретные режиссерские и продюсерские проекты. Всех ожидает своеобразная переаттестация (с кем-то подпишут договоры, а с кем-то — нет). Какая судьба постигнет провинциальные театры? С кем вы консультировались перед началом реформирования?

— Минкульт издал распоряжение, чтобы до 15 апреля все театры подали нам свои изменения в уставе в том, что должности художественного руководителя и директора они разделили. Теперь во всех коллективах будет работать отдельно человек, который будет заниматься менеджерской деятельностью (это директор-менеджер), а о творческих вопросах будет заботиться худрук. Именно он примет решение — есть ли перспектива, потенциал у актеров. А, может, нужно кого- то еще взять в коллектив. Я не вижу проблемы в том, когда деньги — отдельно, а творческая работа ведется отдельно. Как профессиональная артистка, считаю, что это единственный верный вариант.

Хотя мне не очень нравится слово «реформа», поскольку в искусстве реформы проводить невозможно. Мы не проводим реформу, а создаем возможности для максимального улучшения работы в театрах. У нас были проведены «круглые столы» с театральными критиками, режиссерами, учеными, театроведами, экспертами. Мы аккумулируем разные предложения, вносим на их рассмотрение наши инициативы, потом находим какое-то консенсусное решение, а только затем Минкульт окончательно принимает решение и предпринимает реальные шаги.

У нас есть и другая часть реформирования. Это создание в театрах «совета театров» как совещательно-консультативного органа. Он может собираться раз в месяц или чаще, если это потребуется, и там актеры будут обсуждать все свои проблемы (экономики, политики, стратегии, бизнеса, творческой работы). Почему мы сегодня лишили актера возможности говорить о том, что его волнует, что ему болит? Те, кто до сих пор сидел на двух стульях, сами решат, что им ближе — административная или творческая работа. Это касается и Михаила Резниковича. В прошлую субботу мы с Михаилом Юрьевичем встречались. Он принес заявление, в котором просит отпустить его поехать в командировку в Германию, так как там собирается ставить спектакль. Приглашал меня прийти в Русскую драму, посмотреть «Каменного властелина», которого он поставил по Лесе Украинке. Но я сожалела, что не смогу прийти, поскольку еду в командировку на Хортицу. А о том, что во вторник в его театре намечено собрание коллектива и что на него приглашены представители СМИ, Резникович мне даже полслова не сказал! Вот вам и ситуация...

Нам было прислано письмо от актрисы Русской драмы Ольги Сумской, и мы на него дали официальный ответ. О том, что назначение на освобождающиеся должности будет проходить на конкурсной основе. Мы специально хотим сделать это открыто и публично, чтобы разные люди проявили свои амбиции, если хотят работать в этом театре и имеют конкретные планы и интересные идеи. Я хочу подчеркнуть, что назначения на руководящие должности больше не будут происходить в кабинете министра культуры, а только через конкурс. Решение примет компетентный совет, в который войдут представители не только Минкульта и художники, но и специалисты из Минюста, Минэкономики.

Что касается театров, находящихся в коммунальной собственности, то мы не можем что-то диктовать или закрывать эти коллективы. В небольших городах очень часто театры финансируются из местных бюджетов, и мы не имеем на это никакого влияния. Мы можем только с ними концептуально работать, что-то советовать...

Пусть люди работают спокойно — никто не собирается закрывать репертуарные театры. А что именно ставить в театрах? Это будут решать руководители, «советы театров» и актеры. Кого приглашать ставить спектакли — также прерогатива самих театров.

— После того, когда на юбилее Театра им. И. Франко не было ни одного первого лица, в театральных кругах столицы начались разговоры, что теперь новая власть возьмется за франковцев. Не секрет, что ведущие актеры этого коллектива Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев почти в каждом интервью говорят о своих претензиях к руководству театра и лично к Богдану Ступке.

— Никто Богдана Сильвестровича не собирается снимать. Этот вопрос вообще не стоит. У франковцев должности худрука и директора разделены. Коллективу только нужно будет создать «совет театра». И именно «совет» будет давать оценку работе своих руководителей, а не министерство этим должно заниматься. Из моего кабинета никакие авторитарные решения выходить не будут!

А что касается того, что меня не было на юбилее франковцев, то в тот же день открывался Год Грузии в Украине. Это мероприятие проходило на государственном уровне и по протоколу я как министр должна была присутствовать на концерте-открытии. Очень жаль, что эти два важных события совпали во времени и я не смогла прийти в Театр им. И. Франко на праздник. Об открытии Года Грузии все знали еще несколько месяцев назад, а юбилей коллектив театра мог перенести на любое другое число. Я лично уважаю высокопрофессиональный коллектив украинского театра и люблю франковцев.

— Еще один болезненный вопрос о Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. Почему он закрылся?

— Есть Государственная служба охраны памятников и наследия, которую возглавляет Николай Максимович Кучерук. Есть директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Павлович Кролевец. Именно директор должен рассказывать о состоянии дел Государственной службе охраны памятников и наследия, сообщать о том, что у него возникли проблемы. В пятницу моя секретарша целый день разыскивала директора музея. Ведь он нарушил все процедуры и просто закрыл музей, не предупредив никого. А это нарушение. Ни письма, ни объявления о закрытии, ни объяснения, что нужно провести ремонтные работы, потому что отвалилась какая-то часть штукатурки, ослаблено перекрытие, — директор не сделал. А он просто закрыл музей, чтобы сразу возбудить интерес общественности и представителей СМИ, и говорить о том, что нет финансирования на Лавру. Но ведь это неправда! Действительно, в первом квартале учреждениям культуры было сложно работать. Пришло новое правительство, поставившее первейшую задачу — обеспечение социальных гарантий для общества. Поэтому различные капиталовложения, ремонтные и реставрационные работы были перенесены на следующий квартал. Хотя с 12 апреля на реставрацию Киево-Печерской лавры выделено 900 тысяч гривен. Но у меня возникают вопросы к директору Национального музея: если у тебя такие серьезные проблемы и ты знал, что Минкульт готовил изменения и дополнения в бюджет; и что понадобятся большие средства, чем запланированные (тем более, что долг у тебя есть за прошлый год), то ты должен был бить в набат. Нужно было бы хоть раз прийти ко мне и рассказать о проблемах музея. Мы бы все посчитали и, я уверена, деньги бы нашли. Но это не сделано. Поэтому у меня впечатление, что директор музея специально спровоцировал этот конфликт. Например, за прошлый год он получил за то, что работал музей, поступления на специальный фонд 5,5 млн. грн. А мне теперь интересно знать: как он распорядился ими? Ведь часть тех средств могла бы пойти на ремонтные и реставрационные работы. Почему, зарабатывая средства, музей только ждет бюджета, который в первую очередь должен обеспечить социальные программы государства? Я была в Лавре. Видела собственными глазами, что там делается. Ремонтные работы будут проведены, и с этого воскресенья музей снова откроет свои двери.

— Николай Томенко предлагает упразднить звания «народных», «заслуженных» и так далее. Народная артистка Оксана Билозир с ним согласна?

— Звания — это наша традиция. Артист должен знать, что его увидели, отметили. Он еще с большей энергией готов работать дальше. Сейчас мы разрабатываем стратегию и концепцию культурной политики Украины. 20 апреля пройдут парламентские слушания по этим вопросам. Вместе с комитетом ВР по вопросам культуры и духовности мы предложим обществу нетрадиционное и неожиданное видение развития и существования культуры в нашей стране. Цель наших новаций — создать процесс децентрализации, чтобы из Киева, наконец, увидели местные элиты, и поднять их роль, статус и значение.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ