Вчера Минфин попытался мобилизовать и нацелить на наполнение бюджета все ведомства, задействованные в сборе налогов. Открывая созванное для этого совещание, министр финансов Виктор Пинзеник (на фото) недвусмысленно дал понять, что в бюджетной сфере наметились «опасные тенденции» и потребовал от выступавших вносить предложения, чтобы не допустить «опасного развития ситуации, хотя формально мы не имеем оснований для того, чтобы бить тревогу: показатели бюджета выполнены по доходам как помесячно, так и по итогам квартала».
В проекте соответствующего приказа Минфина, наряду с констатацией достижений налогово-бюджетной политики (противодействие разбалансировке бюджета, удержание его дефицита на экономически безопасном уровне и т.д.), сообщается о том, что «существенный рост расходов бюджета сформировал уже в первом квартале довольно большой дефицит общего фонда государственного бюджета — 3,2 миллиарда гривен» (в прошлом году по итогам трех месяцев зафиксирован профицит в 1,3 миллиарда, а сейчас дефицит пришлось гасить за счет сокращения остатков средств на счетах правительства). По налогу на прибыль предприятий невыполнение составило почти 970 миллионов гривен, по ввозной пошлине на 141 миллион, по вывозной — на 205 миллионов, по рентной плате за нефть и газовый конденсат — на 253 миллиона.
Что же случилось с бюджетной сферой, которая в прошлом году была гордостью правительства? В первом квартале план поступлений в общий фонд госбюджета не выполнили Полтавская, Сумская, Днепропетровская, Черновицкая, Херсонская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Черниговская области и АР Крым. При этом чемпионом среди недоимщиков стала Донецкая область, которая недодала в бюджет почти четверть своего плана, причем сработала даже хуже, чем в прошлом году (92,1%). План по налогу на прибыль донетчане, еще недавно с гордостью называвшие себя главными донорами бюджета, выполнили немногим больше, чем на 51%. Не сильно отличается и результат Крыма. Недодали этот налог еще восемь регионов.
Самой большой угрозой для бюджета в нынешнем году финансисты считают популистские законы, принятые парламентом накануне выборов. В результате, как отметил министр, законы, не обеспеченные финансово (например, о детях войны), не выдержит ни один бюджет.
Но дело не только в популизме законодателей. Это убедительно показал в своем докладе заместитель главного финансиста страны Виктор Кальник, со знанием дела расписав старые и новые оффшорные схемы вывода средств из налогообложения. Причем «разработки» минимизаторов оказались не по зубам нашей прославленной налоговой, которая на полпроцента не выполнила план поступлений в бюджет. Это привело к тому, что доля ГНАУ в поступлениях в общий фонд госбюджета сократилась (с 65 до 56%) и стала, по словам Кальника, самой низкой за последние четыре года. Главе налоговой Александру Кирееву даже пришлось оправдываться: мол, все дело в макроэкономических показателях экономического развития, а также в проблемах реалистичности бюджетного планирования... Впрочем, среди названных Кальником причин бюджетных трудностей, фигурировали также и прямые упущения налоговых служб в областях, которые, не добирая поступлений от налога на добавленную стоимость, слишком щедро, сверх плана, компенсировали НДС за предыдущие периоды.
В прошлом году предприятия горно-металлургического комплекса аккумулировали за рубежом почти 2,5 миллиарда гривен, от чего бюджет потерял поступлений от налога с прибыли на 700 миллионов гривен. По словам Кальника, такая тенденция сохраняется и в этом году. Но области то и дело обращаются в центр с просьбами уменьшить им планы бюджетных отчислений.
Похоже, власть не сумела найти с бизнесом общего языка и не выдвинула для него приемлемых мотивировок социальной ответственности. Если в прошлом году, как указывают в своем информационном бюллетене за ноябрь 2005 — март 2006 года эксперты Центра экономического развития (президент Александр Пасхавер), «за счет давления на хозяйствующие субъекты как в государственном, так и в частном секторе, правительству удалось добиться быстрого наращивания доходов бюджета», то в этом году бизнес ответил на давление новыми изощренными схемами минимизации и, как отмечалось на совещании, в массовом порядке этому учился на различных курсах. В результате эксперты предрекают в этом году рост бюджетного дефицита, который достигнет 2,2% ВВП (закон о бюджете предусматривает 2%). Кроме того, неблагоприятным фактором для нынешнего бюджета станет повышение цен на энергоносители. По словам Киреева, на этом бюджет потеряет около трех миллиардов гривен. И еще одну существенную дыру в бюджете может проделать судебная практика, в ходе которой отдается предпочтение популистским базовым законам, принятым на основе принципов политического популизма.