Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ОПРОС «Дня»

12 августа, 2005 - 19:02

Степан ВОЛОГОДА , фермер, Харьковская область, село Александровка:

— Сегодня мелким хозяйственникам по-прежнему тяжело. Жизнь дорожает — сейчас прицениваюсь, почем в ближайшее время продавать картошку, морковь, свеклу. Коров или свиней держать — это себе в убыток, если их немного. Может, разве что для себя. Приемная цена на молоко за лето сильно упала.

Я живу далеко от областного центра, где выгоднее всего продать свою продукцию, так как в своем селе кто у меня в больших объемах сделает закупки? И цены не набьешь. В город везти, так это сколько потребуется бензина на дорогу? В июле цены на бензин и дизтопливо в области выросли на 6—14%, и это еще не предел. Не накатаешься особо. К тому же при постоянном использовании автомобиля (мелкие фермеры возят свою продукцию в прицепах к машинам) он изнашивается, а запчасти тоже подорожали. Может так получиться, что эта поездка, с учетом затраченного бензина на транспорт на всех сельхозработах, закупки гербицидов и в конце концов своего собственного труда и времени, которое никто не оценивает по-настоящему, выйдет в минус. О кредитах можно только повздыхать, так как имеют возможность их получить только немногие — в основном крупные фермеры. Зная проценты и закладные, страшно даже идти в банк. Никто ведь не застрахован от непогоды, которая в одночасье может погубить весь урожай. Страховать тоже не все спешат — не верят.

Жизнь фермера — это постоянное напряжение и тяжелый низкооплачиваемый труд. Моя дочь со своей семьей уже бросили свой дом, поле. Только через два года им удалось продать жилье за очень смешные деньги. Поселились в городе, где жилье, которое им нужно еще приобрести, стоит минимум в 20 раз дороже, чем то, что они продали в селе. А все равно не вернутся. Вот и останутся скоро в селе одни беспомощные старики. Кто тогда будет кормить страну? Необходимо комплексное решение проблем села и привлечение к этому делу всех профильных министерств. Должны быть существенные долгосрочные льготы для подъема фермера. В противном случае выживут только крупные хозяйственники.

Евгений СТЕПКО , аместитель председателя Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Львовской области:

— Количество фермеров на Львовщине колеблется около цифры 1100. Конечно, это очень небольшой показатель, и он мог бы быть значительно большим, если бы наша жизнь отличалась стабильностью и хотя бы какой-то уверенностью в завтрашнем дне. В последнее время немало галичан возвращаются из-за границы, и многие из них хотели бы заняться фермерством. Отрасль, которую они выбирают, это, как правило, откорм свиней, птицеводство, садоводство. Реже — откорм большого рогатого скота. И, что интересно, эти люди преуспевают. Связано это с тем, что фермеры, которые с рождения на земле и никуда не отлучались, планируют постепенное развитие, рассчитывают на кредиты, которые им негде взять. Банки от них отворачиваются, потому что нечего брать в залог. А те, кто вернулся из-за границы, вкладывают в развитие сразу немалые суммы, привлекают новейшие технологии и… выигрывают. И слава Богу! Однако и эта когорта фермеров в последнее время в раздумьях — двигаться вперед становится все труднее.

Говорю это не как функционер, а как фермер, который имеет 10 гектаров земли и выращивает пшеницу. В этом году больше, чем 20 центнеров с гектара (причем зерно четвертой категории) мне не получить. Простые подсчеты говорят, что даже расходы едва покрою. Ведь комбайнеру за 1 ар нужно заплатить 7 гривен. А горючее, которое все время дорожает, а стоимость посеянного зерна, а удобрения! А пока побегаешь и сдашь все, то больше тысячи гривен «прибыли» за весь тяжелый годовой труд на руках не оставишь. Поэтому многие задумываются — зачем мне это?

Уверен, что разговоры, которые сейчас слышны от руководства о том, что крестьянин может выжить без дотаций, не имеют под собой никаких оснований. Государство наоборот должно поддержать фермеров в создании обслуживающих кооперативов и агроторговых домов. Рассчитывать здесь только на личную инициативу сложно. Ведь в селе может быть два-три фермера, а такого количества не достаточно, чтобы раскрутить кооператив. Требуется 10—12 фермеров, и тогда, объединившись, они могут закупить или, например, отремонтировать технику и все необходимое им оборудование.

Стоит подумать и о серьезном прогнозировании и регулировании деятельности фермеров, чтобы свести к минимуму риск. В прошлом году все, кто сажал капусту, очень об этом жалели. Потому что урожай был хороший и давали оптом закупщики по 10 копеек за кило. А нынче капуста — по гривне за килограмм. Однако сажать ее многие побоялись, и снова остались в проигрыше. Вот так и работаем — то картофеля многовато посадим, то свеклы, и все пропадает...Как будто и действуют какие-то государственные программы, как будто что-то дотируется, но столько на все это контролеров и злоупотреблений, что до рядового фермера мало что доходит. Поэтому и остается он один на один со своими бедами и проблемами.

Не удивительно, что все чаще приходит на ум Столыпин, который все пытался устроить проще — выдачу кредитов отдал банкам, с них и спрашивал. А государство заботилось о стабильности, о том, чтобы цены не скакали, как бешеные, и на этом не наживались непорядочные люди.

Василий ГОРБИК , частный предприниматель, фермер Мижгирского района:

— Мижгирский район считается самым безработным в Закарпатской области, что и понятно: земли мало, несколько предприятий, которые в свое время формировали экономику района и давали людям работу, давно остановились, поэтому любая работа ценится на вес золота. Но и начать ее — чрезвычайно сложно.

У меня же были определенные собственные сбережения, поэтому с помощью полученных от центра занятости средств я и основал собственное дело по откорму свиней, реализации мяса и мясопродуктов...

Вот тут и начались проблемы. В первую очередь грянул «мясной кризис», который разразился в начале года. Еще не вырастив одно поголовье, я уже подсчитывал, получу ли убытки... Государство абсолютно не думает о мелком производителе, который живет тем, что может сделать сам, собственными руками.

Или же другая сторона дела. Теперь в арендованном помещении я выкармливаю 42 поросят. Как будто не так и много, однако для этого нужно обустроить места для содержания, закупить корма, рассчитываться за аренду, платить наемным работникам и тому подобное. Хорошо, что со стартовым капиталом повезло, однако как быть с расширением хозяйства? Например, дешевле самому выращивать корм, чем закупать его. Для этого нужна сельскохозяйственная техника, т.е., кредиты. И если сейчас банковские кредиты и подешевели, а также появились различные государственные программы по частичному погашению процентной ставки за пользование кредитом, то о разрешении другой проблемы наше государство не подумало. Речь вот о чем. Скажите, кто возьмет в залог имущество на селе? Оно является абсолютно неликвидным, стоит копейки, а под что еще крестьянин может взять средства? С другой стороны, пробовал ли кто-то из властьпредержащих пройти всю процедуру оформления кредита, оформление документов на землю и тому подобное? Это же месяцы потерянного времени, а продукция не будет ждать, когда на нее средства «упадут с неба», ресурсы нужно вкладывать сейчас, сразу...

Т.е., юридическим лицам-фермерам легче, а у частников, да еще и начинающих — практически голова седеет, когда начинаешь дело. А деньги уже вложены, терять не хочется....

Осенью я планирую открыть магазин по продаже мяса. Другого выхода просто не вижу, потому что рынки сбыта — это еще одна трагедия для фермера. Если мы знаем, как посадить зерно или накормить свиней, то не знаем, что потом делать с готовой продукцией. Нет никакой информации, я не знаю даже, где ее искать? Доступ к сети интернет — до этого мы еще не дошли, а периодической прессы нет.

Поэтому мое мнение о нынешнем фермерстве в Украине одно — государство вынуждено повернуться к фермерам лицом, серьезно изучить их проблемы, а не только обещать этим заняться. Пока люди еще хотят работать, им следует помогать, потому что посмотрите, как молодежь массово сегодня сбегает из села...

Александр БАЛАБАНОВ , председатель СОО «Красная Украина» (Старобешевский район Донецкой области):

— К сожалению, все изменения, которые у нас произошли в последнее время, увы, — в худшую сторону. Причин этому много, но я в который раз должен отметить, что очень большие проблемы влечет за собой диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и материальными ресурсами (я имею в виду удобрения, стройматериалы, горюче-смазочные материалы). Работники сельского хозяйства остро нуждаются в дотации под продукцию сельского хозяйства, как это делается во всем мире. Сейчас многие селяне ничего не имеют против того, чтобы продукты были дешевыми, но им нужна помощь в приобретении материальных ресурсов. Посудите сами: они не могут снижать цены на мясо, хлеб, молоко, когда им, к примеру, приходится платить по 4 грн. за дизтопливо. И эта проблема, о которой я говорю, является первопричиной множества других проблем, которые, в целом, привели к явному ухудшению ситуации в сельскохозяйственной сфере. Например, диспаритет цен накладывает свой отпечаток на нашу социальную сферу, которая просто разрушается, потому что на нее не хватает средств. А для того, чтобы эти средства появились, чтобы была возможность дотирования, нужно, в свою очередь, нормальное развитие промышленности, экономики… Все взаимосвязано, и проблемы фермеров, селян начинаются с других глобальных общегосударственных проблем. Кроме того, сложившаяся плачевная ситуация постепенно приводит к тому, что многие предприятия, многие фермерские хозяйства остаются без своих инвесторов, спонсоров. Сейчас у нас в области многие предприятия находятся в стадии банкротства и обанкротятся, если так будет продолжаться и дальше. Просто многие инвесторы, которые раньше имели какие-то надежды и планы в сфере сельского хозяйства, могут отказаться от них, а ведь у нас очень многие хозяйства зависят именно от поддержки со стороны своих спонсоров. Самое грустное в этой ситуации то, что мы не видим, чтобы кто-то сегодня пытался улучшить эту ситуацию, а давать какие- то обещания и гарантии со своей стороны мы не можем. Я понимаю, что прежнее устройство сферы сельского хозяйства во многом было несовершенным и требовало изменений, но то, что изменилось сегодня, увы, никаких положительных перемен не принесло.

Григорий АФАНАСЬЕВ , председатель Одесской областной ассоциации фермерских хозяйств:

— Наша Ассоциация сумела договориться об открытии программы финансирования фермерских хозяйств с «Проминвестбанком» под 3% годовых. Такой малый процент объясняется тем, что большую часть процентной ставки оплачивает государство, а непосредственно фермеру остается выплатить только 3 процента. Причем даже не с первого, а со второго года кредитования! Одновременно существует еще и 30- процентная бюджетная компенсация взятого кредита. Это не просто слова — это реальная помощь фермерским хозяйствам. Первый кредитный транш на Одесскую область составил 1 миллион евро. Это только начало. На эти деньги мы уже закупили два американских комбайна. Всего планируем закупить 26 — по одному на каждый район области. С банками у нас сегодня проблем нет. Матвиенко дал добро на пятилетнее льготное финансирование сельского хозяйства. У многих членов нашей ассоциации появился, может быть, впервые, шанс стать на ноги, развернуть производство. Но есть и проблемы. Главный камень преткновения — это человеческая психология. Ну не привыкли наши люди жить в долг, боятся. По старинке действуют: «Нацарював, та й втік». А тут нужно наперед на десять, двадцать лет планировать. Вот эту проблему мы сегодня и пытаемся решить.

Подготовили Ирина ЕГОРОВА, Анна ХРИПУНКОВА, Елена АСТРАХОВИЧ, «День», Наталия ПОПОВИЧ, Ужгород,
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ