Этого стоило ожидать. Публичная перепалка между премьером и спикером по поводу «кто виноват в провальных результатах взаимодействия правительства и парламента» была запрограммирована. Участие в процессе заинтересованных с обеих сторон министров и депутатов, подчеркнутое миротворческой аранжировкой Президента, лишь усилило шумовой эффект, не меняя сути. А суть состоит в том, что в Украине нет правительства профессионалов. Мясной, бензиновый, газовый, нефтяной кризисы, рост инфляции и снижение экономического роста, вступление в ВТО на грани срыва, информационные войны между Кабмином, Совбезом, отдельными министрами — какие еще нужны доказательства? Квотный принцип, на который так надеялся Президент, не стал той матрицей, которая обеспечила бы поствыборную консолидацию общества и результативную законодательную работу. Более того, политическая активность руководства страны свидетельствует о том, что власть вместо того, чтобы начать кадровое оздоровление, еще глубже влазит в управленческий кризис. Об этом свидетельствует как еще не выветрившиеся намерения по созданию мегаблоков (НСНУ — БЮТ — НПУ), так и стилистика и технология построения партии власти. Напомним, вскрытие квотной проблемы началось с заявления премьер-министра Юлии Тимошенко по итогам парламентской сессии. «На последней сессионной неделе украинская и мировая общественность стала свидетелем спланированной провокации в зале Верховной Рады. Жаль признавать, что к этому непосредственно причастно руководство законодательного органа, сделавшее предпочтение сохранению социального и экономического напряжения в обществе и на этой основе дискредитации работы правительства и президента», — зачитала заявление правительства Юлия Тимошенко. Помимо прочего, поведение депутатского корпуса заслужило из уст главы правительства эпитет «политическое дикарство». В качестве выхода из ситуации премьер предложила сделать явью одну из постреволюционных фобий спикера Литвина: создать до сентября парламентское большинство, которое вместе с Кабмином порадовало бы Президента выполнением его предвыборной программы. Реакция противоположной стороны, а именно руководства парламента, оказалась поспешной и весьма нервной. Уже вечером того же дня (в среду) Владимир Литвин появился на УТ-1 для того, чтобы прокомментировать ситуацию. О серьезности положения свидетельствовал такой штрих: впервые за многие годы спикер появился на экране без укладки. Тогда же в среду на согласительном совете было принято ответное заявление «чемберленам из Кабмина». Можно ли назвать это заявление позицией всех парламентских сил — большой вопрос. За документ не голосовали «Наша Украина» и БЮТ. Более того, фракция СДПУ(О) заявила о том, что не поддерживала заявление. А вообще вся эта история с согласительным советом больше похожа на попытку решения личных политических проблем руководства парламента, а не на консолидированную инициативу лидеров парламентских фракций. Сам Владимир Литвин назвал заявление Кабинета Министров, озвученное Тимошенко, попыткой переложить вину за происходящее в государстве на парламент. Он обвинил Кабмин в попытке дискредитации Верховной Рады и давлении: «Не дело Кабинета Министров указывать Верховной Раде, что и как делать». Кроме того, спикер обвинил Кабмин практически в святотатстве — попытке «втянуть Президента Украины Виктора Ющенко в политический конфликт». И Президент втянулся. Находясь в Австрии, Виктор Ющенко попросил стороны конфликта подать друг другу руки и делать взаимные комплименты. Спикер и премьер, по мнению главы государства, должны вынести уроки из нынешней ситуации, и если в ближайшее время взаимопонимания между ними найдено не будет, то, как выразился Виктор Ющенко, «страну ждет серьезная ревизия».
Похоже, что в этом конфликте двух центров влияния Президент все же ближе, условно, группа Тимошенко. Об этом свидетельствует поддержка Виктором Ющенко идеи создания парламентского большинства: «Думаю, что до 1 сентября мы завершим переговорный процесс и формализируем структуру в парламенте». Хорошо. Знакомая тема? А средства те же? В случае реализации этой идеи перед спикером станет выбор: либо войти в состав этого большинства, либо превратиться в техническую фигуру. Центр управления большинством необязательно будет рассредоточен в прокуратуре, налоговой, МВД. Но то, что он будет находиться вне парламента, — очень может быть. Если к этому добавить ситуа цию с использованием правоохранительных органов в политической борьбе, отсутствие реального прогресса в расследовании резонансных дел, то получается состояние, близкое к дежа вю. А это означает, что отечественный политический класс утрачивает тот импульс, который ему был передан Майданом. Стоит помнить также о том, что лозунг «Схід і Захід разом» не нашел никакого отражения в политике власти, в первую очередь кадровой. Ни в Совбезе, ни в правительстве, ни в секретариате Президента нет авторитетных и влиятельных на Востоке и Юге страны фигур. И при этом нельзя сказать, что таких, недискредитированных фигур (только как пример — Гайдук) не было в прошлой власти. Вся эта мышиная правительственно-парламентская борьба чревата тем, что широкие социальные группы, разочаровавшись, вновь впадут в апатию, в оппозицию ко всякой политике вообще и, в конце концов, займутся своим привычным делом — решением частных проблем подальше от государства, либо в коррупционном сговоре с его конкретными представителями. Это цена, которую придется заплатить всем за фанатов квотного принципа и показной лицемерной консолидации.
Что же касается политтехнологического смысла парламентско-правительственного кризиса, то шансы группировки Тимошенко выглядят предпочтительнее. Во-первых, ее команда обладает мобильностью, хорошей реакцией и в некоторой степени интеллектуальной наглостью. Во-вторых, в орбиту премьера втягиваются политические партии, имеющие реального избирателя, лидеров, а также репутацию «истинно верующих» сторонников Ющенко. Кстати, все это, в сумме с рейтингом премьер-министра, является серьезным ресурсом, который вполне способен конкурировать с ресурсами как секретаря Совбеза Порошенко, так и госсекретаря Зинченко с первым помощником Президента Третьякова. Наверное, указанная тройка граждан и превосходит группу премьера по финансовым и медийным возможностям, однако по умению создавать информационные поводы и становиться фигурантами новостей «ближний круг» Президента вряд ли сравнится с премьером и ее министрами, прежде всего из экс- ПРП. Правда, многие источники свидетельствуют о том, что тройка довольно удачно организовала информационную блокаду главы государства, однако пока не понятно, останется ли этот политический инструмент таким же эффективным, как и во времена нескольких администраций прежнего президента.
Некоторые признаки уже есть — например, управляемость правоохранительными органами и риторика Президента, особенно в регионах. Ющенко уже выступает в стиле Кучмы и Лукашенко как оппозиционный к своему правительству и местным властям политик... Кроме того, «победа» Тимошенко над Литвином окончательно превратит правительство в самостоятельный центр влияния. В Совбезе и так много нервничаний по этому поводу. Последний образец политической логики из этого сериала — заявление НСНУ по поводу последних событий. Партия власти обвинила в происходящем и парламент и... правительство. То есть НСНУ обвинила сама себя. Поскольку вице-премьер и министры являются одновременно ключевыми фигурами партии власти.
Возвращаясь к руководству парламента, в качестве третьей особенности ситуации следует отметить тяжелую политическую наследственность Литвина и его сателлитов. Это обстоятельство на полную катушку используют сторонники премьер-министра Тимошенко. Например, Вячеслав Кириленко, министр труда и социальной политики, дал такую оценку ситуации в Верховной Раде: «По моему мнению, мы снова стали свидетелями того, как в парламенте оформилась коалиция, ключевыми лицами в которой являются Литвин и бывший президент Кучма. Последний все еще хорошо контролирует парламент при посредничестве своего зятя Виктора Пинчука», — цитирует министра «Обозреватель». — На самом деле причину нестабильной работы Верховной Рады следует искать именно в здании под куполом». По мнению Кириленко, «тандем Литвина — Кучмы по обычной схеме использует в своих целях ряд парламентских сил, которые до недавнего времени очень плодотворно сотрудничали с кучмовской властью. Как и раньше, махинаторы активно пользуются услугами коммунистов, чтобы заблокировать инициативы новой власти. Это, по их мнению, должно дискредитировать новую власть», — считает министр. Сеанс разоблачения он завершил пассажем о том, что Владимир Литвин ведет двойную игру. «Именно в этом и заключается главная причина конфликта», — сказал Вячеслав Кириленко. Примерно такие же аргументы в адрес Владимира Литвина привел и вице-премьер Украины по гуманитарным вопросам Николай Томенко. Он обвинил спикера в том, что тот вместе с представителями прежнего руководства страны дестабилизирует парламент, чтобы сделать невозможной результативную работу правительства и дискредитировать новую власть.
Исходя из всего сказанного, вряд ли для правительства представляет серьезную угрозу руководство парламента. В случае политической поддержки Президента и отсутствия саботажа со стороны Совбеза и Секретариата, правительству вполне по силам сколотить проправительственное большинство. Голосов новой оппозиции слишком мало, а коммунисты не раз показывали свою, мягко говоря, принципиальность. Показывали дисциплинированно, то есть оптом. Парламентское болото в виде разного рода «единых и инициативных» уже давно выказывает свое желание лечь костьми в поддержке Президента. Правда, учитывая уровень дисциплины провластных фракций при голосованиях, сохраняют возможности для своей традиционной «игры на мизере» социалисты.
Правда, во всей этой затее с большинством нельзя исключать и еще одного нюанса. Возможно, намеренная эскалация конфликта правительства с руководством парламента является предвыборной технологией. Программа-минимум такой технологии состоит в том, чтобы, заменив спикера и сформировав большинство, поставить под жесткий предвыборный контроль парламентскую политическую и информационную площадку. Программа-максимум — распустить парламент и уже осенью провести досрочные выборы. Ситуация в экономике быстро ухудшается, и пока нет никаких признаков того, что осенью, когда инфляция окончательно съест прошлые социальные подарки Кабмина, страну не потрясут очередные товарные кризисы. Кстати именно такой сценарий анонсировал провластный депутат Юрий Кармазин. «Я считаю, что за этим заявлением (Кабмина. — Ред. ) стоит апробация и подготовка общественного мнения к возможному прекращению полномочий парламента», — заявил депутат в интервью агентству Интерфакс-Украина в среду. Он выразил убеждение, что Раду «хотят вынудить досрочно сложить с себя полномочия и инсценировать досрочное проведение выборов». Понимая, что если такая ситуация продлится до весны, то партия власти проиграет. Ю. Кармазин уверен, что народные депутаты «сами соберут подписи о самороспуске», и в этом случае досрочные парламентские выборы пройдут осенью. «Неужели вы не понимаете, что речь идет о смене спикера?» — сказал депутат, добавив, что заявление Кабмина — «звоночек Владимиру Литвину». Парламентское большинство, о котором говорится в этом заявлении, — «имеется в виду — без Литвина», — подчеркнул он. Если парламент не поддержит отставку спикера, досрочные парламентские выборы неизбежны, и они буду выгодны правительству, но не выгодны Президенту и его окружению, считает Ю.Кармазин. Он подчеркнул, что за отставку В.Литвина могут быть собраны необходимые 226 подписей, и «депутатов к этому уже готовят».
Еще одним выводом из наиболее резонансного политического скандала недели является большое сомнение относительно создания мегаблока власти на парламентских выборах. Вряд ли после всего происшедшего кто-то серьезно верит в то, что партии Ющенко, Тимошенко и Литвина пойдут на выборы единым блоком. У правительства сила отторжения Литвина и всего связанного с ним «политнабора» очень велика. Возможно, на данный момент она даже больше, чем сила обязательств окружения Ющенко перед спикером и политическая ревность этого окружения по отношению к правительству. Пока более реалистичным выглядит парламентский поход власти двумя колоннами: НСНУ с братьями меньшими и, вторая колонна, Юлия Тимошенко с партнерами (Рух, УРП, экс- ПРП). Несомненно среди двух — будет и колонна №5. А вот где будет Литвин, очевидно, будет зависеть от того, как и когда собирается новая власть перевернуть наиболее трудные страницы прошлого. Среди этих страниц не только дело Гонгадзе. Квотный принцип, а точнее, рефлекс — тоже. Этот рефлекс уже появлялся в регионах во время первой волны кадровых назначений. Теперь накопленная масса противоречий подошла к «горлу». Квоты, коалиции, казалось бы, должны формироваться не после президентских, а после парламентских выборов. «Уровень» коалиционности, продемонстрированный как прежней, так и нынешней властью, вообще ставит на повестку дня вопрос: а готова ли вся эта группа товарищей, называемых украинскими политиками, обращаться с таким дорогим и сложным европейским инструментом как парламентская республика? Может, пока до вступления в силу политической реформы еще есть немного времени для того, чтобы продумать механизмы защиты налогоплательщиков и избирателей от наших парламентско-правительственных коалиций?
КОММЕНТАРИИ
Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований «Пента»:
— Мне уже как-то приходилось говорить, что Верховная Рада четвертого созыва родилась под несчастливой звездой. Ее просто преследует лихорадка кризисов. Главная причина — период полномочий парламента этого созыва пришелся на период подготовки и проведения президентской избирательной кампании, связанной с этим смены политического режима в стране. Обостренная, подчас непримиримая политическая борьба, главной публичной площадкой которой является парламент, и не дает нормально работать Верховной Раде. Кризис на излете седьмой сессии парламента стал первой репетицией грядущей предвыборной борьбы в стенах Верховной Рады. Законопроекты по ВТО стали лишь поводом, однако поводом весьма резонансным. Похоже, тему ВТО попытаются раскручивать как один из проблемных расколов на предстоящих выборах, используя ее как одну из «страшилок» для избирателей. На осень можно прогнозировать стычки по поводу бюджета. Причем не только по бюджету 2006 года. Я не исключаю и вероятности секвестра (урезания) ряда расходных статей бюджета-2005.
Если же говорить о «провоцировании» кризиса в парламенте, следуя логике авторов заявления Кабмина, то можно рассматривать самые разные версии. Например, можно предполагать, что хотели подставить и публично дискредитировать Президента и заодно столкнуть его со спикером парламента, создать повышенное политическое напряжение в отношениях между ними. На эту цель, кстати, работает и заявление правительства. Обиды и раздражения членов правительства можно понять, еще более понятна логика «межведомственного конфликта» между правительством и парламентом. Однако, судя по многочисленным свидетельствам, прохождение законопроектов по ВТО через парламент не было должным образом подготовлено и со стороны правительства. Так что пенять нужно не только на парламент.
Каких-то особых последствий у этого «кризиса» не будет. Осенняя сессия будет горячей, конфликтной и пройдет под знаком нарастающей предвыборной борьбы. Стабильное и уж тем более эффективное парламентское большинство в нынешней Верховной Раде создать не удастся. Тем более, его не удастся создать без спикера и ориентирующихся на него фракций. В лучшем случае можно говорить о формирования «компромиссного» и «конструктивного» большинства, которым не удастся управлять извне, но с лидерами которого можно будет договариваться и Президенту и правительству.
А вот о создании стабильного большинства, о механизмах взаимодействия и совместной работы парламента и правительства надо думать с учетом перспективы будущих парламентских выборов и политической реформы. Без завершения политической реформы, которая в том числе предлагает и инструменты разрешения парламентских и правительственных кризисов, обеспечить нормальное взаимодействие законодательной и исполнительной власти не удастся.
Виктория ПОДГОРНАЯ, директор Центра социально-политического проектирования:
— Причины парламентско-правительственного кризиса, который начался при рассмотрении пакета документов по ВТО, определяются различной стратегией ключевых игроков в парламентской кампании 2006 года. Силы, которые рассматривались как единый блок, — «Наша Украина», БЮТ и Народная партия, — сейчас продемонстрировали, что у них достаточно разные позиции и взгляды на основные вопросы повестки дня — как по линии экономики, так и по линии политики. Я не думаю, что существует какой-то личный конфликт между премьером и спикером. Скорее это связано с поиском своего места, стратегии на будущее. Взгляды премьера Юлии Тимошенко вызывают сейчас высокую конфликтность в парламенте. Спикер Владимир Литвин как человек информированный и знающий ситуацию в парламенте, не может не понимать, что левые взгляды Тимошенко ориентированы на восток, на небогатые слои населения. В парламенте же ситуация обратная. Там представительство интересов большинства граждан страны минимально. Тех же коммунистов вряд ли можно считать представителями интересов бедных — они, скорее, демагоги. В парламенте заседают 300—350 миллионеров, которые не исповедуют левые взгляды, и не могут поддержать политику Тимошенко. ВТО — это только повод показать свои претензии, показать несогласие с политикой правительства. Литвин же как спикер не может не разделять позиции большинства парламента. Разница во взглядах приводит к конфликту.
В дальнейшем все будет зависеть от того, сложится ли единая коалиция между силами Президента Виктора Ющенко, премьера Юлии Тимошенко и спикера Владимира Литвина. Я пока не вижу серьезных подвижек в этом направлении. Но осенью этот вопрос будет самым главным на повестке дня. Логичным решением выглядит, если бы эти силы пошли по отдельности. Ведь разница в политпозициях заметна не только между Ющенко и Тимошенко — с одной стороны, и Литвином — с другой, но и между Ющенко и Тимошенко. Правда, я не исключаю того, что Тимошенко выполнит свои обязательства перед Виктором Ющенко и пойдет в коалиции. Но это только при том условии, если сам Ющенко приложит достаточно усилий, чтобы это произошло. А именно — если Тимошенко будет твердо обещано кресло премьера и в дальнейшем. Относительно же большинства в парламенте, о намерении создать которое заявляет Виктор Ющенко, думаю, что если его и удастся создать, оно будет скорее формальным.
Василий СТОЯКИН, директор Центра политического маркетинга:
— Назвать произошедшее кризисом, на мой взгляд, было бы преувеличением. Мне кажется, речь идет об обычном обмене мнениями, может быть, слишком резком.
Что касается причин, то их несколько. Во-первых, правительство ощущает, что его меры не приводят к позитивному результату. На протяжении июня экономический рост составил аж 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это очень низкий показатель. И есть основания полагать, что к концу лета мы будем иметь уже полновесный спад внутреннего валового продукта. В этой ситуации правительству срочно нужно продемонстрировать с одной стороны свое единство, а с другой — найти виноватых в сложившейся ситуации. В данном случае, виноватой сделали Верховную Раду, которая не очень позитивно отнеслась к правительственным предложениям.
Вторая причина — стратегическая. Оранжевая революция ведь осталась незаконченной. Удалось провести масштабную чистку вертикали исполнительной власти, но при этом неочищенными остались представительные органы, которые были сформированы еще при прошлом режиме. Они слабо управляемы со стороны новой президентской администрации и Кабмина, что последним, конечно, не нравится. В этих органах нет определенного проправительственного или даже пропрезидентского большинства. Поэтому конфликт между этими ветвями власти будет сохраняться до момента парламентских выборов. Можно даже говорить о возможности попытки заострить ситуацию с тем, чтобы привести ВР к досрочному роспуску, но, скорее всего, ничего из этого не получится.