Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От мавки — к продюсеру

В Мукачево частная фирма создает частный театр
19 сентября, 2000 - 00:00

Часть отпуска в этом году мы с младшей дочерью провели
в славном закарпатском городе Мукачево. В нем вместе с мужем Дмитрием проживает
моя очень давняя подруга — Леся Демчук-Комьяти. Мы с ней познакомились,
как иногда шучу, еще в «той» жизни: в пионерском лагере «Спутник» на Свитязе,
когда мне было 13, а ей 14... У обеих родители учителя, обе мы — Петровны,
у обеих были чудесные длинные и пышные косы (только я — классическая брюнетка,
а она такая же классическая блондинка). Но это все только банальные совпадения.
Ибо, кто знает, что соединяет людей в таком наивно-детском возрасте, не
разлучая потом всю жизнь? Один мой высокопоставленный знакомый по этому
случаю имеет, возможно, и дискуссионное мнение: друзей мы заводим тогда,
когда еще молоды и бедны.

Лет с пятнадцать тому я уже делала попытку вернуться, хотя
бы в воспоминаниях, в детство: специально во время командировки заехала
в «Спутник», чтобы убедиться: почти ничего не изменилось с того времени,
как мы с Лесей проводили здесь лагерную смену. И даже на ужин был такой
же прозрачный молочный суп!..

Вероятно, изменились мы сами, не хочу говорить — постарели,
ибо у Леси по этому поводу есть своя шутка: «Когда-то мы были молодые и
красивые, а теперь просто красивые!» Что касается моей подруги, то, выглядывая
ее в окне автобуса «Луцк — Ужгород» на автостанции в Мукачево, еще издалека
выделила в толпе стройную осанку той, которая и когда- то выступала ярким
примером к крылатой фразе — «Комсомолка, спортсменка, красавица!». Нет
давно комсомола, уже лет десять Леся — кандидат в мастера спорта по спортивной
гимнастике — не делает шпагат, но осталась она такой же энергичной. Только
теперь уже в новой ипостаси — как руководитель малого частного предприятия
«Элара» выступила продюсером спектакля по произведению нашей славной землячки
Леси Украинки «Адвокат Мартиан», премьера которого состоялась в начале
августа. И этим соблазнила таки меня приехать к ней в гости. Не считаю
себя заядлой театралкой, поскольку частенько спектакли разочаровывают.
Но здесь была интрига — поставить Лесю Украинку, пьесу о первых христианах
— не то, что «Цыганку Азу» или даже «Лісову пісню»...

***

Спектакль должен состояться в воскресенье, а мы приехали
в субботу. И первым делом пошли в местный киноконцертный зал, построенный
80 лет назад еще чехами. Здесь готовилась премьера. Уже стояли на месте
декорации — на сцене, вынесенной по замыслу режиссера немного в зал, а
сам режиссер, Владимир Канаев, вместе с помощниками завершал работу над
самой главной деталью: огромным серебристым крестом. Все представление
этот крест — незаметный зрителям — будет лежать в центре сцены, по нему
будут ступать актеры, а после последней реплики Мартиана крест начнет медленно
подниматься вверх... Мартиан в отчаянии раскинет руки, кажется, он также
распятый, — и зал замрет, чтобы через мгновение, которое покажется вечностью,
захлебнуться в аплодисментах... Этой последней сцены, режиссерской находки,
нет в первичном варианте пьесы, но вряд ли Леся Украинка была бы против...

Все это будет завтра, а сегодня, пораженная размахом постановки,
я сделаю (как будет шутить потом дочь) «профессиональную стойку» и буду
допытываться у Леси: зачем, скажем прямо, ей нужны эти хлопоты?! Много
ли вы знаете предпринимателей, бизнесменов, которые бы израсходовали немалые
и собственные средства, и средства фирмы не на организацию гастролей очередных
«Воплив» или, теша собственные комплексы, на конкурс так называемой красоты,
а на поддержку профессионального театра, постановку классического представления?
На Волыни таких точно нет, до недавнего времени не было и в Закарпатье.
Между тем много ли таких людей найдется во всей Украине?! Старый театральный
«зубр», директор Волынского драматического театра Богдан Береза ответил
на этот вопрос, вздыхая:

— Вероятно, такие люди есть. Ездит же наш министр культуры
по Украине со своим спектаклем...

До возможностей министра провинциальному театру, как и
до Бога... Но год назад Леся Комьяти решила, видите ли, перечитать всю
Лесю Украинку. Во-первых, сама она родом из волынского села Поворск, что
не так и далеко от Колодяжного — малой родины великой Леси. Во- вторых,
в школьной юности сыграла роль Нимфы в знаменитой «Лісовiй пісні» (Лукашем,
между прочим, был Николай Федорук, теперешний мэр Черновцов!).

— «Адвокат Мартиан» открывает шестой том 12-томного издания.
Я прочитала пьесу и поняла, что должна что-то делать, чтобы люди знали
о ней. Ибо — что рядовой гражданин знает об Украинке-драматурге? На «Камінному
господарі» после «Лісової пісні» знания, по большей части, заканчиваются.
Рассказать кому-то, чтобы эту пьесу прочитал? Можно одному, двум, десятерым...
Собиралась уже звонить по телефону знакомым во Львов: прочитайте и поставьте!
Но здесь подвернулся Канаев — он читал пьесу целую неделю, а потом пришел
и сказал: «Леся Петровна, я этой пьесой заболел! И знаю, как ее поставить!».
А почему бы и нет? — так описывает Леся Комьяти события, предшествовавшие
нынешней премьере.

Чтобы написать свою пьесу, небольшую одноактную драматическую
поэму, Леся Украинка перечитала за два года массу литературы. Чтобы поставить
ее, Леся Комьяти и частное предприятие «Элара» посвятят год жизни. Актерам
пошили шикарные костюмы и по спецзаказу — обувь («Если что-то делать, то
это должно быть самое лучшее!» — скажет потом продюсер).

Художественное оформление осуществила выпускница Репинской
академии в Ленинграде Екатерина Штраус, чьи работы теперь выставляются
если не в Швейцарии, так в Финляндии, а этим летом ее приглашали на международный
пленэр в Париж...

Владимир Канаев единственный в Закарпатье режиссер, закончивший
аспирантуру, учился у знаменитого ленинградского режиссера Товстоногова...

В спектакле играют лучшие мукачевские актеры (из местного
Закарпатского областного театра русской драмы, у которого свои проблемы
— безденежье и длительный ремонт помещения). Лидия Пирогова — народная
артистка Украины, и этим все сказано. Василий Фурдь в роли Мартиана — к
сожалению, еще не заслуженный и не народный (в провинции не те возможности,
что у его однокурсников Натальи Сумской и Богдана Бенюка), однако так любимый
мукачевским народом. Талантливые Станислав Овдиенко и Виктор Добряк, молодой
актер Руслан Аитов, а также не актеры, однако настоящие актерские открытия
— учащаяся педучилища Надежда Геревич, студент института культуры Евгений
Тычина, школьница Иринка Арендарчук, бывший коллега супругов Комьяти по
керамическому заводу (работали там инженерами) Даниил Сурмай. Кажется,
это единственный человек в Мукачево, который без всякого грима, благодаря
естественным данным, мог так сыграть роль Мима, немого слуги Мартиана...

И последней на афише значится фамилия продюсера, без которой,
однако, спектакля никогда бы не было.

***

Встретила Леся как-то знакомую. Не виделись где-то года
три. В лучшие для себя времена та работала в торговле, была очень уважаемым
человеком, ради получения дефицита перед нею и на колени падали... «Хорошо
тебе, — позавидовала Лесе. — Имеешь фирму, деньги лопатой гребешь». «Греби
и ты!» — посоветовала. «Так не знаю, где ту лопату взять», — сиронизировала.
«Открой Закон о предпринимательстве, перечитай сопутствующие документы
— вот и имеешь «лопату». Какую себе сделаешь, такую будешь иметь. Сделаешь
меньшую — твоя будет, большую — также никто не отберет...»

Сама же Леся в советские времена имела абсолютно не конкурентоспособную
профессию: химика-технолога на керамическом заводе, правда, с дипломом
знаменитого Львовского политехнического. И меня всегда удивляло, почему
такой творчески одаренный человек («ее» было все — от хора и конкурса чтецов
до спортивной секции, а еще прекрасно вышивает и вяжет и является членом
ассоциации народных мастеров) пошел по «нетворческому» пути?

Свою будущую профессию она выбрала... на железнодорожном
вокзале. Старом-престаром вокзале в родном Поворске. Родом из 1902 года,
он пережил революции и войны, его пол топтали солдатские сапоги, не раз
давали лиха каблукам свадьбы. А вечерницы, на которые со всего села и теперь
собираются парни и девчата, поскольку ведь на вокзале никогда не отключают
свет!.. В годы Лесиной юности ее ровесники собирались здесь послушать,
как вдохновенно играет на гитаре одноклассник — Леня Зубанов, в будущем
— известный на Волыни милицейский ас...

— На этом вокзале пол выложен плиткой. Вся целая-целехонькая.
И я подумала: если она выстояла почти сто лет, то как же интересно ее изготавливать?

В «те» времена они имели определенную стабильность: Леся
работала на керамическом заводе технологом, Дмитрий — главным конструктором.
Кстати, здесь же художником работала и известная теперь полмиру Екатерина
Штраус (тогда Игнатишак). Волынянка от деда-прадеда, Леся на Закарпатье
прижилась, а историю рода своего мужа знает не хуже собственной.

— Открываю как-то один из журналов, а в нем на снимке...
копия моего Дмитрия! Читаю: представитель правительственных экономических
кругов США Комьяти... Это — один из потомков прадеда Дмитрия: в часы Австро-Венгрии
тот был известным в этих местах нотариусом. Брат прадеда был наместником
Папы Римского в Подкарпатской Руси...

Венгерскую кровь рода Комьяти разбавил Дмитриев дед Золтан,
вступив в брак с русинкой. Его сыну, а Лесиному свекру (свекрови, очень
доброй женщины, уже нет 10 лет) — 80. Всегда тяжело работал, но имеет «хобби»
— он сапожник, по-местному «шустер». И дети всегда удивляются, как отец
разбирается, где чья обувь.

— Как я, говорит, не буду помнить, где чье, когда знаю,
кто мне его дал? — смеется Леся.

Отец Дмитрия дружил с известным в Украине сказочником,
дедом Короловичем (припоминаете, «Сказки Верховины», «Три золотых слова»?..).
Какие соревнования — кто больше сказок расскажет — они устраивали! Дмитриева
сестра шутит, что «неньо (папа) любит «казкувати», как начнет — на три
дня хватит». Только дети деда Короловича те сказки за ним записали, а деда
Михаила — нет...

Не знаю, наслушалась ли Леся сказок свекра или просто проявилась
ее творческая натура, но и малому частному предприятию она дала романтическое
название — «Элара», есть такая планета, спутник Юпитера. Они с Дмитрием
прошли непростой путь бизнесмена-одиночки.

— Я люблю такую притчу: пришел человек к Богу и просит:
«Господи, мне так тяжело, почему ты дал мне такой тяжелый крест?» «Что
ж, иди выберешь другой», — отвечает Господь. Пошел за ним человек, видит,
столько крестов стоит, а сбоку — один, самый маленький... «Вот этот можно
взять? « «Бери, разве мне жалко... — отвечает Господь. — Он и так твой!»

«Эларе» уже семь лет. Теперь это фирма, которая обслуживает
отечественного производителя, при ней начало действовать первое в Мукачеве
частное издательство. Леся и Дмитрий не гребут деньги «лопатой», не принадлежат
к числу мукачевских «олигархов». Но...

— Знаешь, какой я еще имею долг перед людьми, перед родным
краем? — говорила Леся. — Хочу издать сборничек своего земляка Богдана
Голюка. Он умер в психбольнице, поскольку разговаривал с цветами, птичкой...
И писал чудесные стихи. Он их сжег, и только частичку спасла племянница.
Теперь они у меня. Книжка почти готовая, я назвала ее — «Журавлі пролетіли»,
было у Богдана такое стихотворение. Вот послушай:

... Журавлі пролетіли над хатою,

Аж мороз по спині пробіг.

Хто, хто мені осінь сватає,

Наче дівчину на порі?..

Наталья МАЛИМОН, Луцк — Мукачево — Луцк  Часть отпуска в этом году мы с младшей дочерью провели в славном закарпатском городе Мукачево. В нем вместе с мужем Дмитрием проживает моя очень давняя подруга — Леся Демчук-Комьяти.
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ