Прекрасная новость! Всемирно известный врач Николай Касьян будет навсегда увековечен в родном городе Кобеляки на Полтавщине. На этой неделе Кобеляцкий городской совет принял решение о переименовании улицы Ленина в улицу Касьяна, а в центре родного города выдающегося «костоправа» на углу улиц Шевченко и Касьяна ему будет установлен памятник. Обнадеженные этой информацией, мы с энтузиазмом взялись готовить материал о том, что это переименование свидетельствует о постепенном возвращении украинского общества к здравому рассудку, отказе от пережитков прошлого и почитании тех, кто действительно имеет огромные заслуги перед украинским народом. Но тут корреспондент «Дня» в Кировоградской области Людмила Макей послала нам информацию о том, что в районном центре Бобринец община города собирает средства на установление памятника... Льву Троцкому, который здесь родился. И весь энтузиазм сошел на нет... У нас одновременно восстанавливается Батуринская крепость и устанавливаются памятники Екатерине II, мы говорим, что во всем виновна тотальная коррупция, и, в то же время, даем взятки... Украинцы живут раздвоенного сознания, зачастую даже не понимая этого. Отказ от Ленина в пользу врача, который спас или облегчил тысячи жизней — для общества жизнеутверждающий факт. Одновременное установление памятника Троцкому, даже ради коммерческой выгоды, — проявление болезни раздвоения, от которой можно избавиться только общим волевым усилием. Когда же срастется разорванное сознание, и мы перестанем путать грешное с праведным? Когда же к нам на самом деле вернется тот желанный здравый смысл?
Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора Института социологии НАН Украины:
— Когда французы перестанут почитать Наполеона, который принес столько горя в мире и ради своего тщеславия миллионы людей бросил во всемирную бойню, когда мы перестанем чтить людей, которые только тем и занимались, что убивали (а украинцев это касается в большей мере), тогда, может, наступит цивилизованное общество во всем мире. Вообще сакрализация насилия и фигур, связанных с насилием — это мировая тенденция. А мы эту недавнюю историю, ко всему, еще очень болезненно ощущаем, потому что знаем от своих близких, чего нам стоили эти троцкие, ленины и сталины. Но думаю, что Троцкий — это не тенденция, а, скорее бизнес-проект нескольких людей. Кто-то, например уманцы, зарабатывает на святом, так, наверное, и бобринцы хотят зарабатывать на грешном. Воспринимайте это как следствие очень сложной институциональной перестройки страны. Все это долговременный процесс выхода из Советского Союза и, должен сказать, в ближайшее время он не закончится. Так что давайте радоваться тому, что на Полтавщине почитают человека, который при своей жизни сделал очень много добра, и вместо вора отдают долг памяти врачу!
Владимир ПАНЧЕНКО, доктор филологических наук, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Большевики, прийдя к власти, сразу называли своими именами все что угодно: города, улицы, корабли, библиотеки, школы, стадионы... Они понимали, что через названия и символы в головы людей закладывается определенный идеологический код. Поэтому не нужно думать, что наша снисходительность к большевистской «топонимике» так уж безневинна. Ее следует доводить до ума, тщательно, компетентно анализируя каждый конкретный случай. Неторопливо, но этот процесс происходит, о чем свидетельствует и почтение памяти в Кобеляках Николая Касьяна. Сам подход мне кажется правильным: следует максимально привлекать локальную историю, «свои» имена...
Что же касается Бобринца и Троцкого, то мой комментарий будет, возможно, несколько неожиданным. Бесспорно, Троцкий — фигура демоническая. Он и Ленин — главные творцы октябрьского переворота 1917 года. Лев Давидович был левым среди левых, по этой же причине и пытался воплотить идею всемирной революции. Ему принадлежит идея трудовых армий, как и немало другого, что позже назовут «казарменным социализмом». Хорошо известно его отношение к Украине в 1917—1920 гг.: и до сих пор поражает инструкция, которую в 1920 г.Троцкий подготовил для большевистских комиссаров-агентов, которых отправляли на Украину. Льву Давидовичу отнюдь не откажешь в знании украинской «специфики» и умении по-иезуитски использовать ее на свой лад...
Но — парадокс в том, что именно Троцкому, начиная с 1922—1923 гг. выпало быть самым ожесточенным, самым последовательным и самым умным критиком Сталина, сталинизма, тоталитаризма. Об этом написаны обстоятельные исследования (И. Дойчера, Д. Волкогонова). Странно, что о Троцком ничего не пишут украинские историки. Такое впечатление, что украинские интеллектуалы 20-х гг. сидели тихо и никак не реагировали на те политические дискуссии, которые в 1923—1929 гг. были чрезвычайно острыми. Касались они таких вопросов, как демократия, исторические перспективы наций, экономическое развитие страны... Троцкий был центральной фигурой в тех дискуссиях. Резонировали они и в Украине, о чем свидетельствует история нашего Расстрелянного Возрождения. Все это стоит исследовать, только где вы — братья-историки?!
Еще один парадокс Троцкого заключался в том, что в конце 1930-х гг. он выступил... за самостоятельность Украины! Известно, Украина должна быть «рабоче-крестьянской», но все же логика политической борьбы Троцкого со Сталиным вела его к выводу, что Украина претерпевает притеснения, и что она имеет право быть самостоятельным государством. Об этом шла речь в нескольких статьях Троцкого довоенной поры, которые у нас перепечатывались, — однако кому о них известно?
Но вернусь к Бобринцу. Его городской глава (я с ним знаком) не является сторонником тоталитаризма. И мотивы его решений, как мне кажется, имеют не политический, а социально-экономический характер. Представьте себе бедный бюджет маленького южного города на границе Кировоградской и Николаевской областей, поставьте себя на место городского главы, — правда ведь, вы будете вынуждены искать какие-то «фишки», чтобы привлечь к этому городу туристов, инвесторов, просто проезжий люд (неподалеку проходит трасса на Николаев, Одессу, Херсон, Крым)... В Бобринце сохранились два дома, принадлежавшие Давиду Бронштейну, отцу «красного Бонапарта». За несколько десятков километров — остатки села Янивка, где родился Троцкий. По-моему, это интересно. В конечном итоге, есть же в Мексике музей Троцкого! И ничего...
То есть мое мнение таково: все зависит от того, какой будет концепция памятника. Насколько мне известно, в Бобринце не собираются прославлять и восхвалять Троцкого (как не прославляют, скажем, Наполеона во Франции). Хочется верить, что памятник (если уж за него берутся) будет адекватным, что его авторы будут представлять своего «героя» таким, каким он был: «красным Бонапартом», фанатиком, блестящим оратором и организатором, жестоким политиком, талантливым литератором, самовлюбленным вождем... Одним словом, демоном ХХ века.