С 12 по 26 апреля в зале Национальной филармонии Украины будут соревноваться молодые и самобытные музыканты из разных стран. На «болезненные» вопросы «Дня», связанные с финансированием, спонсорством, а, следовательно, и стабильностью престижного конкурса, а также о том, как удается удерживать высокую творческую планку, рассказывает идейный вдохновитель, генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, проректор научно-методической работы Киевского института музыки им. Р. Глиэра Юрий ЗИЛЬБЕРМАН.
— Как перенос сроков конкурса в прошлом году отразился на его судьбе?
— Любой перенос таит в себе опасность потерять интерес молодых пианистов. Не все, кто готовился к конкурсу в 2009 г., приедут в следующем году. У кого-то возраст не позволит состязаться в намеченной возрастной группе, кто-то запланировал участие в другом конкурсе, а это значит, что выучил уже новую программу, а ведь есть еще всякие события, связанные с учебой, семьей и т.п. Конечно, пострадали и члены жюри, которые были приглашены на Конкурс им. В. Горовица 2009 году.
Ведь каждый из них заранее (а мы, как правило, ведем переговоры с будущими членами жюри за два года до конкурса) готовили «окно» в своих плотных графиках, чтобы приехать на две недели в Киев. Поэтому перенос негативно отразился и в этом векторе. Кроме того, статус серьезного конкурса (а Конкурс В. Горовица известен в музыкальном мире в этом качестве) не предполагает таких внезапных (за два месяца до проведения) отказов. Недаром в личном письме, адресованном мне, президент Европейской ассоциации молодежных музыкальных конкурсов (EMCY), отвечая на сообщение о переносе конкурса, употребил английское слово «shame» — позор. Сложности были и со Всемирной федерацией международных музыкальных конкурсов (WFIMC), членом которой является Конкурс В. Горовица, и уставом которой предусмотрено, что перенос конкурса возможен только с согласия Генеральной ассамблеи Федерации, и только в случае, если во время, на которое переносится конкурс, в близлежащих странах не проводится конкурс в этой же номинации (имеются ввиду фортепианные конкурсы).
— Обращались ли вы к меценатам, и кто готов вас поддерживать?
— Проблема в отсутствии в нашей стране закона о меценатстве. В таких условиях помочь могут только очень неравнодушные люди. Замечательно, что такие все-таки есть. В этом году конкурсу исполняется 15 лет! Все эти годы нашим союзником и другом был и остался «Укрсоцбанк». Уже много лет нам помогает «МакДональдс». Талантливых пианистов в этом году взял в опеку «Альфабанк», Президентский фонд Леонида Кучмы, Киевский часовой завод Kleynod и многие другие, которых судьба юных музыкантов действительно волнует!
— Расскажите, а как нынче развиваются другие проекты Конкурса: международные фестивали «Киевские летние музыкальные вечера», «Виртуозы планеты» и «Летняя музыкальная академия»?
— Плохо! В прошлом году нам удалось провести только «Летние вечера» и «Академию». Очень жаль, что единственный в мире фестиваль «Виртуозы планеты», в котором играют только «золотые» медалисты конкурсов Всемирной федерации, не смог состоятся из-за отсутствия средств. В этом году рассчитываю на помощь Министерства культуры и туризма. Может быть, удастся провести все наши проекты.
— Имеет ли Конкурс возможность сейчас поддерживать победителей прошлых лет?
— Это вопрос «на засыпку»? Однозначно — нет! Мэрия Киева перестала финансировать конкурс и все его спутники — фестивали, академию — еще в 2008 г. Как известно, непременным условием для конкурсов — членов Всемирной, а с 2008 г. — и Европейской федераций, является предоставление лауреатам конкурса концертов. Все годы существования Конкурса В. Горовица мы давали возможность нашим лауреатам выступать с концертами в разных странах. Они выступали в Карнеги-холле (Нью-Йорк), залах ЮНЕСКО и А. Корто (Париж), Дворца Наций (Женева), Большом зале Московской консерватории. Концерты наших лауреатов звучали в Норвегии, Дании, Венгрии, Израиле, Румынии, Чехии, Италии, Китае и Японии. Для этого мы совершали обмены с ведущими конкурсами мира. Их лауреаты приезжали и играли для киевлян на фестивалях «Киевские летние музыкальные вечера», «Виртуозы планеты», а наши пианисты получали концерты в странах, где проходят эти конкурсы. Но уже два года мы не имеем возможности принять иностранных музыкантов, соответственно и наши лауреаты меньше играют в концертах заграницей. Правда, Мария Калугина, Илья Зуйко, Александра Касман, Вон Вай Инь, Евгений Аристов, Артем Канке играли концерты во Франции, Польше, Америке, Испании, России и Египте. Но эти концерты обеспечивались приездами в 2007 и 2008 годах музыкантов из этих стран. Прошлый год мы не сумели принять никого, таким образом, в будущем вряд ли сможем рассчитывать на выезды наших лауреатов.
— Уже известен список участников нынешнего Конкурса. Были ли трудности на отборочном этапе?
— Список участников был опубликован на сайте Конкурса 1 февраля. Это являлось непременным требованием, обусловленным в вышедших еще в мае 2007 г. условиях VIII Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Отборочный тур мы провели в январе. Самой большой трудностью было отобрать наиболее талантливых, профессиональных пианистов, учитывая количественное ограничение — не более 80 участников. Ведь программа конкурсанта, скажем, первого тура — это 25 минут, а во втором туре ему необходимо играть программу не менее 30 минут! Поэтому отобрать нужно было ровно столько участников, сколько «поместится» в 14 дней состязаний. Конечно, самым обидным было отказывать украинским детям. Во-первых, их было больше, а, во-вторых, мы хорошо знаем, что для многих наших пианистов участие в крупном конкурсе, проходящем на Родине — единственная возможность показать себя. Ведь поездка заграницу для большинства — неподъемна в финансовом плане!
— Расскажите, кто в этом году вошел судейскую команду жюри?
— В жюри Конкурса представлены как бы две группы: концертирующие пианисты с мировыми именами и опытные педагоги. Первая группа — Вадим Руденко (Россия), Яков Касман (Россия — США), Николай Сук (Украина — США). Во второй — Элеанора Вон (Китай), Татьяна Рощина (Украина), Марьян Рыбицки (Франция), Джон Роос (ЮАР), Хамиш Милн (Великобритания). Возглавляет жюри известный композитор, ректор Киевского института музыки им. Р. Глиэра Александр Злотник.
— В этот раз появилась новая программа для участников — «Host family». Как возникла идея проекта и его основные условия?
— На всех крупных конкурсах участники живут в принимающих их семьях. Это делается потому, что в семье участник (а это, как правило, несовершеннолетний юноша или девушка) получает внимание и заботу, которую, к сожалению, не может обеспечить ни какое другое место поселения (гостиницы, общежития). Конечно, в нашей стране, мы не могли надеяться на это раньше, так как квартирный вопрос от булгаковского времени до конца века продолжал быть, мягко говоря, не совсем решенным. Ныне многое изменилось и сейчас появилось достаточно семей, условия жизни которых позволяют принять в доме ребенка из другой страны. Во многих домах стоят великолепные рояли, есть отдельные комнаты для гостей, в семьях одна или несколько машин, позволяющих отвозить конкурсанта в филармонию и назад, то есть появились возможности внедрить и у нас полезный и благотворный опыт зарубежных стран. Вот мы и кинули клич: принимайте наших конкурсантов! Условия не являются уж очень обременительными: принять, поселить, желательно в отдельной комнате, предоставить рояль (или возить ежедневно на репетицию в Институт музыки им. Р. Глиэра), опекать, не отпускать одного, особенно вечером... Вот, пожалуй, и все. Отрадно, что многие украинские семьи выказали желание принять молодых пианистов, приятно, что в этом активное участие приняли сотрудники посольства США, у которых большой опыт работы в этом.
— Юрий Абрамович, продолжаете ли исследовать жизнь и творчество Владимира Горовица (Зильберман — автор книги «Киевская симфония Владимира Горовица». — Л.Н.)?
— После выхода книги я продолжил работать над темой «Горовиц в Киеве». Написал диссертацию, книгу о юных годах пианиста, около двух десятков статей. В Йельском университете, где хранится личный архив Владимира Горовица и его жены Ванды Горовиц-Тосканини, я нашел множество интереснейших документов, раскрывающих некоторые неизвестные страницы творческой биографии великого пианиста. Большая статья, посвященная творческим и личным контактам Сергея Рахманинова и Владимира Горовица — она вышла в прошлом году в московском журнале «Академия». Сейчас выходит статья о благотворительности пианиста, оказываемой им в годы Второй мировой войны (кстати, в ней, в частности, освещается «Концерт тысячелетия», в котором Федеральное казначейство получило громадную сумму — около миллиарда долларов, в пересчете на сегодняшние цены). Большая работа, посвященная юношеским годам музыканта, вошла в научный сборник Йельского университета. Сейчас работаю над большим очерком о дружбе и творческих контактах двух великих украинских музыкантов — Натана Мильштейна и Владимира Горовица.
— Вы являетесь членом жюри телепроекта «Суперзвезда» на канале «1+1». Участие в таком шоу способствует повышению интереса к Киевскому институту музыки им. Р. Глиэра и Международному конкурсу молодых пианистов памяти Владимира Горовица? Вы видите среди участников шоу будущих студентов института?
— Съемки на ТВ — интересный опыт. Во-первых, я никогда не думал, что наша молодежь так увлечена музыкой, хотя приемные экзамены в Институте музыки им. Глиэра с каждым годом показывают количественный рост, поступающих на специальность «Вокал». Во-вторых, не мог себе представить — насколько талантлива наша молодежь. Ребята, отобранные к эфиру, совершают чудеса — они преобразились! Они работают по 16 часов в сутки, на глазах превращаются в профессионалов. Репертуар очень сложный: песни, которые звучали у корифеев — Рэя Чарльза, Фрэнка Синатра, ансамбля «Битлз», Лайзы Минелли. При этом, каждую неделю выучивается новая песня. Конечно, я ожидаю, что мое участие в проекте привлечет талантливую молодежь в Институт Глиэра. Что же касается конкурса, то надеюсь, что участники проекта с удовольствием будут слушать профессиональную игру пианистов.