Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Открыт первый в Украине памятник Учителю

Осталось повысить педагогам зарплату
5 октября, 2002 - 00:00

В первое воскресенье октября в Украине по традиции отмечается День учителя. К этому празднику имеет прямое отношение около трети населения нашей страны — то ли в качестве обучающих, то ли как обучаемые. В общеобразовательных же школах нашей страны насчитывается 546 тысяч учителей. К началу учебного года педагогам были полностью выплачены задолженности по зарплате и отпускным, а также начали выплачиваться надбавки за выслугу лет, оздоровительные и премиальные. В ходе пресс-конференции министр образования и науки Василий Кремень сообщил журналистам, что планируется в полном объеме осуществлять оплату труда педагогов в соответствии со статьей 57 Закона Украины об образовании к 1 сентября 2004 года, а с начала следующего учебного года значительно увеличить сумму основной части зарплаты. Министр считает, что сегодняшняя заработная плата учителя все же далека от объема затрачиваемого труда педагогов и значимости той функции, которую они выполняют в нашем обществе. Для молодежи же профессия учителя теряет сегодня былую престижность. Нынешний корпус учителей на 13% состоит из пенсионеров и на 30% — из людей предпенсионного возраста.


Интересно, что позавчера в Харькове на улице Блюхера впервые в Украине открылся памятник учительнице. Не какому-то конкретному лицу, а обобщенному образу Учителя, через руки которого проходит каждый из нас и который остается в нашей памяти на всю жизнь. Возможно, этот памятник посодействует подъему престижа учительской профессии, однако он никак не сможет заменить недостающих сегодня в школах педагогов. На начало учебного года число вакансий в школах в целом по Украине составило более двух с половиной тысяч, из которых более полутора тысяч — вакансии сельских школ. Самыми дефицитными являются учителя иностранного языка, информатики и математики.

В преддверии праздника мы обратились к читателям газеты — родителям, учителям, детям с вопросом: какими чертами должен обладать современный учитель?

Василий КРЕМЕНЬ, министр образования и науки:

— В первую очередь — уважительным отношением к ученику, способностью видеть в ученике равного себе и оценивать его как равного себе. Понятно, что ученик не может соответствовать по уровню своего развития учителю, однако готовность преподавателя к такому видению — это самый короткий путь для приобретения им авторитета. Изменяемость становится характеристикой способа жизни человека в ХХI веке, и способность к восприятию изменений и продуцированию изменений становится необходимой как для учителя, так и для ученика.

Леонид КРАВЧУК , народный депутат Украины:

— Учитель может быть сегодня привлекателен своими знаниями, интеллигентностью и патриотизмом. Если он не будет иметь хоть одну их этих составляющих, то у учащихся и родителей он не будет пользоваться уважением и доверием. Время сейчас очень сложное, информационное поле чрезвычайно насыщено, поэтому идти к молодым людям с несовершенными знаниями или консерватизмом — это отсталость. Такого учителя ученики не смогут воспринимать.

Василий КУЙБИДА , вице-президент Межрегиональной академии управления персоналом:

— С развитием общества роль учителя только возрастает. В школьном возрасте дети нуждаются в образце для подражания. Учитель для маленького человека — это большой моральный авторитет, человек, который учит самостоятельно мыслить, выбирать из окружающего его мира новые для ребенка знания. Маленький человек не имеет от рождения своей собственной системы ценностей, он ее выстраивает с течением времени под влиянием окружения. Ребенок много времени проводит с учителем, который и оказывает существенное влияние на формирование этих ценностей, не исключая, безусловно, при этом и определяющую роль семьи.

Елена ФОМИНА , президент общественной организации «Фонд психотехнологий»:

— Насколько человек интересен сам как личность, настолько он будет интересен и ученикам. Еще наши родители говорили: «Не важно где учиться, не важно чему учиться, а важно — у кого учиться». Главная задача учителя — подавать личный пример. Нужно менять систему подготовки учителя. Он должен стать сегодня другим. Должен иметь развитую эмпатию — способность сопереживать своим ученикам, понимать их чувства. В пединститутах изучают психологию, но этого для практической реальной работы мало, нужны практикумы, тренинги, на которых бы будущие учителя учились проникать в мир ребенка. Ведь есть два способа познания — понимание и сопереживание. Пока в школе вопрос о сопереживании не ставится вообще, а без этого диалог учителя и ученика просто невозможен.

Ольга БАЛАХТАР , учитель истории, школа №1, Винницкая область, г. Немиров:

— Детям нужен требовательный и справедливый учитель. Тот, кто много знает, к кому можно прийти за советом по любому вопросу и который умеет прощать.

Елена БОНДАРЬ , заместитель директора по учебно-воспитательной работе Киевской детской академии искусств:

— Учитель должен отличаться любовью к детям и своему предмету, к своей профессии. Виденьем в детях своих коллег, уважением мнения детей и стремлением помочь детям обрести свое место в этой жизни. Дети любят не просто умных и эрудированных учителей, а еще и требовательных. Однако требовательным к детям позволительно быть только тому, кто много дает, кто много требует, в первую очередь, от самого себя. Жить интересами ребенка непросто, нужно интересоваться и тем, что нам совсем не нравится, например, определенными стилями музыки. На запретах взаимопонимания не выстроишь, проще всего отвергнуть, а вот понять бывает довольно трудно. Хотелось бы, чтобы престиж учительской профессии в стране поднялся.

Надежда КИРИЛЬЧУК , Украинский гуманитарный лицей (Киев), 13 лет:

— Тот, кто верит в будущее своей страны и не навязывает эту мысль, а объясняет, каким он видит государство в будущем, и делает из ученика патриота своего государства.

Диана СТАРЕНЬКА , г. Ривне, Экономико-правовой лицей:

— Когда учитель разговаривает со мной моим языком, знает намного больше меня и может мне это объяснить так, чтобы мне не пришлось понимать его слова с помощью словаря.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ