Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Он отстаивал наше право знать себя

Музей Ивана Гончара наконец откроется для широкой общественности
18 июня, 2004 - 00:00

Среди работников «Музея Ивана Гончара» чувствуется эмоциональное оживление — готовятся переезжать в... соседние двери. Рядом в корпусе продолжаются ремонтные работы (средства выделила Киевская городская госадминистрация) и уже несколько просторных залов побелены. Директор Петр Гончар, сын Ивана Гончара и наследник его многочисленной коллекции, продолжатель дела отца, сопровождает меня и вдохновенно рассказывает, что в одном зале будет представлено собрание народной ткани, в следующем — собрание керамики, еще в другом — иконы... Открытие предварительно запланировано на День Независимости Украины.

Иван Гончар — художник, скульптор, народовед и коллекционер. Он — лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко и народный художник Украины. Автор памятников и скульптурных портретов Григория Сковороды в Переяславе-Хмельницком, Катерины Билокур в ее родном селе Богдановка на Киевщине, Ивана Котляревского в Полтаве, Олеся Гончара во Львовском музее украинского искусства... Его Шевченкиана — скульптура «Тарас- водоноша» в Шевченковском национальном заповеднике в Каневе, памятник Тарасу Шевченко на Черкасщине, мраморная статуя «Молодой Тарас» в Третьяковской галерее в Москве. Как живописец создал большую серию картин, в которых зафиксировал этнографические типажи украинцев, а также пейзажи, исторические и архитектурные памятники Украины. Путешествуя по Украине, собирал образцы народного творчества: вышивки, керамику, писанки, иконы, древние книги...

По словам Петра Гончара, сначала отец коллекционировал их для себя. Но как-то задумался над тем, что в музеях хранится мало экспонатов настоящей украинской культуры, зато широко представлены образцы советского периода. И тогда понял, что собранные им вещи были живыми энергетическими свидетелями, что украинцы — нация с древней богатой культурой, а не великий советский народ. Так и появился в хате Гончара «общественный музей» — как его называли люди и куда они приносили одежду, вышивки, посуду, книги, которые принадлежали их роду.

Представляю, как их непросто было разместить, упорядочить и хранить в доме: керамика и рисунки на стекле — могли разбиться, рушники, полотна — могла съесть моль, деревянные иконы — покрыться плесенью. По воспоминаниям очевидцев, Иван Гончар был фигурой мифической — худощавый, с запавшими щеками, глубокими глазами, с видом мученика или, может, святого. Казалось, что было призвание к этой подвижнической титанической работе — защищать украинскую культуру, когда та была в осаде. Это как из пылающего дома спасать самое ценное. Он тихо, не ропща нес свой крест.

Музей был центром «шестидесятнического» движения. Здесь бывали многие известные политические и культурные деятели: Василь Стус, Вячеслав Чорновил, Сергей Параджанов, Иван Миколайчук, Юрий Ильенко, Нина Матвиенко и другие. Книги можно было полистать, одежду — примерить, перерисовать узоры вышитых сорочек и рушников и почувствовать, представить, восстановить и оживить дух великого, сильного и гордого народа.

«Хозяин и его гости всегда были под бдительным надзором спецслужб и репрессировались, — вспоминает Петр Гончар. — Но отец всячески отстаивал право украинцев знать себя, поэтому музей продолжал действовать. И когда возникала насущная потребность показать зарубежным делегациям не искаженную, а настоящую Украину, их приводили в наш дом, где она была представлена в миниатюре». Создать настоящий музей, куда свободно могли бы приходить люди, было делом жизни Ивана Гончара.

Музей Ивана Гончара создан осенью 1993 года, сразу после смерти художника, скульптора и коллекционера. 18 июня этого года минуло одиннадцать лет со дня его смерти. Со дня своего образования дирекция и фонды (сегодня это более 15 тысяч экспонатов) размещаются в нескольких разбросанных по всем помещениям тесных комнатах рядом с семейным общежитием. Сейчас решается вопрос об отселении людей и обеспечении их жильем. До сих пор прийти осмотреть музейные экспонаты было невозможно. Они в разные годы выставлялись разве что «в приймах»: в Национальном музее книги и печати Украины, галерее «Родовід», Национальном художественном музее Украины, Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике, Черниговском областном историческом музее им. В.В. Тарновского...

С директором проходим по длинным коридорам, завешанным выстиранным бельем. По ним разносится запах яичницы и сбежавшего молока. В конце концов заходим в одну из комнат. Здесь повсюду — по углам и посредине — стеллажи с рядном, рушниками, скатертями, салфетками, сорочками. На стенах — картины на темы народной жизни. На столе, подоконниках — пожелтевшие, выцветшие от времени фотографии в резных деревянных рамках. Их разглядываю внимательно. На одной, начала 50-х, вся семья: деды-родители-дети. На другой, середины 60-х, отец и мать держат на руках ребенка в вышитой рубашонке. Старые фотографии, собранные со всех концов Украины, упорядоченные Иваном Гончаром в 18 томов историко-этнографического альбома «Україна і Українці».

«Все, что вокруг себя видите, из украинской хаты, — говорит заведующая фондами, хранитель Галина Щупак, — сундуки, ковры, образа, народные картины, рушники, скатерти, рядно, полки с мисками и создавали мир украинца. Мы так жили, и эти предметы культуры и быта были для нас органичными».

Практически у каждой вещи есть своя история, иногда трагическая, похожая на судьбу своих хозяев. В советские времена можно было пострадать не только за хранение в доме икон, но и за картину «Мамай». Одна женщина (ее имя и фамилия неизвестны) из полтавского села Остапье отдала работу с изображением казака Мамая — она была пробитой. Люди донесли в сельсовет, что она ее прятала в сене на чердаке. Искали — не нашли, но пробили картину ломом. Того «Мамая» реставрировали. Сейчас их в музее пять. Некоторые нарисованы в советское время, поэтому вместо казацкого малинового знамени изображено красное. Но даже их после 1928 года запрещали, считая, что пробуждают национальное сознание.

Удивительной находкой является скульптура Спасителя в одной из церквей на околице Чигирина. Она отыскалась среди хлама, досок с сорванного пола на хорах в полуразрушенной церкви. В своих бесценных дневниках, которые сохранились, Иван Гончар вспоминал, что часто иконами начала XX, ХIХ, даже ХVIII веков люди забивали щели в крыльце, переворачивали их изображением вниз, покрывая полы в хлевах в Восточной Украине...

В Музее Ивана Гончара более 500 икон из разных регионов Украины, самые древние — XVI века. Оригинальным является тройной образ — Богородица, Иисус Христос, Дух Святой с нарисованными по углам цветами. Народное искусство — образное и символическое. Понятийная система была достаточно развита, а это свидетельствует о том, что украинцы мыслили философскими категориями. Так называемая народная, или ее еще называли домашняя, икона была характерна для нас. В России, например, разрешалось только церковным мастерам рисовать образы, тогда они считались каноничными. На Украине иконопись была более свободной в своей трактовке, поэтому больше проявлялись индивидуальность мастера, разнообразие художественных приемов и развитие оригинальных школ. Сейчас их можно выделить несколько — подольская, черниговская, буковинская, галицкая, волынская, а еще есть простор для исследований, поэтому со временем будем говорить о намного большем числе. Чуть ли не каждое украинское село имело своего художника, им, как правило, был церковный дьяк. И в каждой хате свой иконостас — Святой Николай, Варвара, Параскева, Богородица... По каждому поводу было кому молиться: о выздоровлении больного — Святому Пантелеймону, о заступничестве сыновьям- воинам — Архистратигу Михаилу, а Святой Николай, считалось, вообще помогал во всем.

Среди представленных экспонатов много так называемых народных картин или картинок. По рассказам Галины Щупак, в каждом селе или городе было своих два-три художника, которые рисовали на разные темы, по большей части из повседневной жизни. Например, не так давно во время экспедиции на Переяслав-Хмельнитчину музейные работники (Петр Гончар пополняет коллекцию отца) нашли подписанные портреты «Василина Лытяк» и «Иван Лытяк» народного художника Панаса Ярмоленко. Оттуда же, из села Стовпяги, привезли семейные портреты семьи Бурчак: родители и отдельно дети. Очевидно, они висели где-то рядом на одной стене. Люди всегда думали о своем роде и даже в войну и другие трудные времена не передавали настроения тревоги и неуверенности в себя дома. Они выстраивали свой миф, вывешивая в доме народные картины «Казак и девушка», «Голубь и голубка», «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», фотографии, украшая их рушниками. Украинский народ создал свой мир со своим Богом, национальными героями — Тарасом Шевченко, Иваном Франко, Мамаем, не имея собственного государства. В нем он жил, работал, любил, рожал детей.

Экспонатам по большей части 150—200 лет. Изношенный, вылинявший рушник, например, использовали в быту: вынимали им горшки из печи, шили мешочки для фасоли или сушеных фруктов, и точно таким узором вышивали новый. Удивляюсь, когда узнаю, что на Украине было до 150 техник вышивки.

Рассматриваю вышитую белой мережкой на белом полотне сорочку начала прошлого века. Заведующая фондами говорит, что такой она была и триста лет назад — это вариации из маминой, бабушкиной и прабабушкиной вышиванки. Существовала нерушимая традиция в перенимании узоров — их воспринимали как символы и знаки, боясь изменить, чтобы не навлечь беду. Например, нигде не встретите пустого ромба, потому что, по традиции, в нем должна зарождаться жизнь. В своем воображении к этой сорочке примеряю коралловые бусы и думаю, что у украинок был хороший вкус. Очевидно, они не одевались так ярко, пестро, как теперь это воспроизводят, например, фольклорные коллективы, бездумно сочетая зеленый, фиолетовый, красный, синий цвета.

В фондах хранится немало мужской и женской одежды: рубашки, жилеты, корсетки, жупаны, запаски, плахты, юбки (осеннее пальто на вате, сверху прошитое), кожухи...

Керамика представлена в отдельной комнате. Горшки, кружки, макитры, миски, жбаны, горшки, кафель к грубкам и печам, игрушек 630 штук с XVII и до второй половины XX века почти со всех концов Украины. Среди них — известная опишнянская и косивская керамика, красноглиняная подольская. Каждый предмет — произведение искусства. Директор музея рассказывает, что мастера не совершали насилия над глиной. Ничего, что у них на одной миске немного потекли краски, а на другой — смешались цвета, но в этих изделиях чувствуются живая энергетика, настроение, игра изображений, оттенков... Современные ремесленники боятся потеков, под кальку рисуют орнамент, поэтому часто их керамика получается мертвой.

Здесь же, на одном стеллаже, лежат альбомы со старыми украинскими открытками, которые в Киеве выпускало общество «Рассвет». На них воспроизведены темы из народной жизни: сватание, свадьба, вечерницы, ухаживание, проводы казака на войну...

В фондах хранятся народные инструменты: кобзы, бандуры, сопилки, лиры, коза (волынка), трембита, дудка; изделия из дерева, металла и стекла. Также скульптуры, картины, рисунки самого Ивана Гончара, его личная библиотека древних книг и коллекция живописи А. Куриласа, А. Мурашко, В. Кричевского, графики И. Ижакевича, О. Кульчицкой, Г. Нарбута, Г. Якутовича. Научную и художественную ценность имеют рукописи, письма, дневники, аудио- и фотоматериалы народоведа, где можно найти описание того или иного экспоната — первоначальный вид и после реконструкции, историю находки и т.п. Петр Гончар, путешествуя по Украине с целью пополнения фондов, отмечает, что таких неповторимых, единственных в своем роде, оригинальных предметов культуры и быта украинцев, какие находил отец, находить чем дальше, тем труднее. Много их уничтожено, разрушено, забыто и не воспроизведено. А то, что осталось, берегут, чтобы передать детям-внукам, а кто-то продает за немалые деньги. И те, и другие, хотя каждый свою, постигли настоящую ценность этих старых вещей. Появился рынок, спрос и оценка ценных вещей.

«Ивана Гончара многие не понимали при его жизни, считали чудаком, — говорит директор. — Он не обращал на это внимания, просто вот так жил, потому что не мог иначе. Кто знает, думал ли, что его собрания после стольких лет тесноты будут представлены в таких просторных с высокими потолками залах. Наверное, просто хотел создать музей, хоть какой-то, где можно было бы как можно больше людей ознакомить с Украиной — очень разной и вместе с тем органичной и целостной».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ