Украинские избиратели очень разные. Досадно признавать, но часть из них можно подкупить, частью можно манипулировать. Хотя есть и другие. Те, которые искренне верят в вес своего голоса. И кому бы ни принадлежали их электоральные симпатии, они голосуют сердцем. Они избирают свободу, а не хлеб. Хотя хлеб им очень нужен.
Эти избиратели преимущественно старшего возраста, и, наверное, каждый из нас может найти такого среди своих знакомых. На их долю выпало немало невзгод, да и в настоящий момент большинство из них не может похвастаться достатком. Однако всю свою непретенциозную жизнь они преданы своим идеалам и мало что в этом мире может изменить их убеждения. Эти избиратели-идеалисты ответственны и дисциплинированны. Таких избирателей мы назвали последним оплотом демократии. Последним — потому что молодежь сегодня выбирает иначе, более прагматично, соотнося свой выбор с собой и своей семьей, собственным благополучием. Наши «романтики» голосуют «глобально» — за судьбу страны, нации. Хорошо это или плохо?
Хорошей иллюстрацией этого образа является хорошо известный нашим читателям снимок Василия Артюшенко «Глаза Майдана» из Фотовыставки «Дня»-2005. Бабушка, которая самоотверженно стояла на морозе несколько недель, и тысячи таких, как она, привели к власти людей, которые не только не оправдали надежд, но и предали их.
Мы в «Дне» часто повторяли: когда после Майдана во властные кабинеты пришли новые люди, нужно было вешать на стенах не портреты президента, а именно этот снимок — «Глаза Майдана». Но, к сожалению, преданные избиратели, которые в действительности должны были бы стать совестью политиков, для самих политиков остаются всего лишь «электоральной базой». Их убеждение, их вера цинично эксплуатируются на каждых выборах. За свой драгоценный голос они не получают ничего, только пустые обещания. Как долго еще политики будут эксплуатировать преданного идеалам украинского избирателя?
Нынешние президентские выборы для 73-летнего лучанина Николая Константиновича Литковца были очень непростыми. Он даже болезненно пережил разочарование в кандидате, на которого в последние годы, можно сказать, просто молился. А в настоящее время должен был делать непростой выбор: за кого же голосовать? Не пойти на выборы вообще? Но это то поколение, которое можно назвать последними романтиками демократии, которое не представляет своего неприсутствия на выборах, потому что понимает, что за этим стоит.
— Если не пойдем, то откажемся от нашего влияния на власть, хотя оно мизерно, но будет расти вместе с нашей активностью. Если не пойдем, то откроем дорогу рвачам, самозванцам и криминалитету. А власть мы имеем такую, которую заслуживаем. Нужно самим морально расти, тогда и власть будет нравственнее. Представьте, что мы имеем высоконравственного президента, высоконравственного премьер-министра, высоконравственного главу облгосадминистрации и судью! Как бы все изменилось в государстве! Мы очень много лет боролись за материальное — и забыли о духовном. А оно, по-моему, с высоты прожитых лет, должно материальное опережать. Почему? Потому что не хлебом единым живет человек, и нужно выбирать в первую очередь свободу. Почти все кандидаты на пост президента щедро раздавали обещания, которые должны были бы улучшить наше материальное положение. Тот обещал поднять сельское хозяйство, тот —энергетику...
А нужно в государстве за всем следить, на что сразу никаких денег не хватит. Поэтому какие это обещания? Просто лживые... О морали, о духовном говорил разве что Ющенко. Но он хороший проповедник, однако бездеятельный Президент, — рассуждает Николай Константинович.
Литковец из той части украинского народа, которого 65 лет тому назад принудительно депортировали из исторических украинских земель, — Холмщины. Он является заместителем председателя Волынского областного ветеранского общественно-культурного общества «Холмщина». Его малая родина — село Турковичи на Грубешовщине, известный одно время крупный религиозный православный центр. Он был сожжен в шевченковские дни в марте 1944 года: в следующую же ночь после того, как с огнем ушло до тысячи жизней в селе Сагрынь... Николаю тогда было всего 8 лет, однако он помнит, как их семья переезжала из села в село, ища пристанище у родственников. В черную мартовскую ночь была убита его бабушка. Ее тело ему не показали, потому что убита была бабушка разрывной пулей. Однако история национального противостояния начиналась значительно раньше, когда после Пилсудского поляки начали строить одно национальное государство.