Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ожившие фрески

В Национальную оперу возвращается национальный репертуар — в воскресенье состоялась премьера «Ярослава Мудрого»
26 марта, 1996 - 19:54
МАСТЕРСТВО ДИРИЖЕРА НИКОЛАЯ ДЯДЮРЫ (НА ФОТО СЛЕВА) И СМЕЛОСТЬ МОЛОДОГО РЕЖИССЕРА АНАТОЛИЯ СОЛОВЬЯНЕНКО СОЗДАЛИ ДОСТОЙНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, КОТОРОМУ УГОТОВАНА ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Не только политикой и политиками живет страна. Если это, конечно, страна нормальная. Вот такое радостное ощущение своей «нормальности» дали, как минимум, два культурных события — грандиозная выставка Татьяны Яблонской (подробности на стр. 8) и премьера в опере. «День» в № 49 писал о первой постановке оперы Георгия Майбороды на киевской сцене. И вот спустя три десятилетия герои Киевской Руси вновь предстали перед зрителями. Действие этого спектакля рассказывает о непростом периоде в жизни Ярослава Мудрого, поставившего перед собой великую цель — объединить враждующие княжества в великую державу. В основу либретто положен известный исторический роман Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый». Поэтому в опере Г. Майбороды, кроме эпических картин (народного бунта, битвы с печенегами), повествуется об интригах вокруг престола; о заговоре, в котором участвует жена Ярослава — Ингигерда (бывшая властолюбивая скандинавская принцесса); есть и любовная линия: между дочерью Ярослава и норвежским витязем Гаральдом. Драматизма сюжету добавляет истории монаха-художника Никиты, каменщика Журейко и Милуши... В новой версии спектакля благодаря оригинальным декорациям известных львовских художников Тадея и Михаила Рындзаков, сцена Национальной опере переносит зрителей в ХI век, а публике кажется, что герои старинных фресок словно ожили... В зале — меломаны, деятели культуры, дипломаты, которые часто бывают в театре. Среди почетных гостей — Президент Украины Виктор Ющенко с женой Екатериной, его дочь Виталина, зять, министр культуры и туризма Юрий Богуцкий.

— Сам по себе факт, что Киевский оперный театр обратился к классике ХХ века — весьма отрадный, — считает театровед Юрий СТАНИШЕВСКИЙ. — В советское время было создано немало прекрасных произведений и замечательно, что украинские театры постепенно стали возвращаться в своей репертуарной политике к оригинальным произведениям, написанным на историческую тематику. Радует, что спектакль «Ярослав Мудрый» поставлен молодой командой: режиссером Анатолием Соловьяненко (придумавшего органичные мизансцены), дирижером Николаем Дядюрой, поднявшего сложную партитуру Г. Майбороды. Сценическое решение братьев Рындзаков — просто роскошное, которое очень выигрышно иллюстрирует оперу. Вот только не все певцы справились с поставленной им задачей. К сожалению, большая проблема состоит в нечеткой дикции вокалистов. В этой опере огромные куски сложного текста Ивана Кочерги и не все его четко выговаривают, не говоря о пении, поэтому дирижеру еще придется обратить внимание на выразительность слов и фраз у певцов. У актеров есть поле для работы над углублением характеров исполняемых героев, ведь нужно войти не только в образы, а передать глубинный смысл этой оперы. В целом же композиционно, сценически, музыкально и пространственно — спектакль получился удачным. Отрадно, что такое масштабное и многофигурное произведение, как опера «Ярослав Мудрый», отныне появилась в нашей столичной афише.

— Мне повезло, т. к. я был на премьере оперы «Ярослав Мудрый» в 1975 году, — признался композитор Евгений СТАНКОВИЧ. — На меня тот спектакль произвел колоссальное впечатление. За дирижерским пультом стоял легендарный Стефан Турчак, поставил оперу Юрий Смолич, сценография — Федора Нирода. Главные партии исполняли: Александр Загребельный (Ярослав), Анатолий Мокренко (Гаральд), Анатолий Кочерга (Сильвестр), Гизела Ципола (Ингигерда), Надежда Куделя (Елизавета) и др. — это было великолепно! Я сидел на галерке и наслаждался музыкой, великолепной игрой актеров. Знаете, я очень хорошо знал Майбороду, несмотря на то, что Георгий Илларионович был намного старше, но у нас были очень близкие отношения...

На эту премьеру я шел с волнением. Как только зазвучала увертюра, я словно перенесся во времени... Молодцы постановщики, что сумели не просто возродить старую оперу, а дали ей новое дыхание. Мне понравилось, как хорошо звучал оркестр Национальной оперы (дирижер Николай Дядюра) и хор (хормейстер Лев Венедиктов). Хотел бы отметить солистов: Лидию Забилясту (Ингигерда), Сергея Магеру (Ярослав), Сергея Ковнира (Сильвестр), Дмитрия Попова (Никита), Петра Приймака (Гаральд), Анжелину Швачку (Джемма) и др. И хотя есть еще некоторые «шероховатости», но это только первый спектакль, а с каждым разом опера будет набирать по нарастающей. В этой опере есть где проявить себя музыкантам и артистам. Меня очень радует, что театр вновь начал ставить украинский репертуар, а наша Национальная опера не только по названию, но и по сути становится национальной.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ