Накануне вечером фракция ПСПУ заблокировала трибуну в знак протеста против чего-то. Утром госпожа Задорожная, бывшая прогрессивная социалистка, а ныне член «Громады», назвала это «дебошем и политическим бандитизмом» и потребовала вернуться к внесению в повестку дня вопроса об отчете правительства. Попутно объяснив, что все выступления лидера «партии содействия Президенту Украины» против Кучмы — «дешевые трюки». Пани Витренко, поднатужившись, выбросила последний козырь — что-то про Конгресс США и «сомнительную сексуальную ориентацию», едва не уведя парламент от главных тем: бюджета и судьбы правительства.
Тем не менее отчет правительства внесен в повестку дня на 13 октября. А правительство, в лице министра финансов господина Митюкова, доложив о необходимости внести в проект бюджета поправки в связи с изменением валютного курса и уровнем инфляции — т.е. сделать перерасчет всех макропоказателей, попросило «дней пятнадцать» отсрочки.
Далее — интрига, занимательная своей прозрачностью. Воспользовавшись суетой, спикер Ткаченко, несмотря на заложенный в повестку дня содоклад главы Бюджетного комитета Юлии Тимошенко удачно провел голосование о неприемлемости поданного законопроекта. Что, на основе регламента, исключает обсуждение, в том числе и содоклады. «Громада» дралась против этого как лев, а розово-красный сектор сидел тихо, как мышки. Процедурный вопрос был решен 149 голосами. Страна не услышала обличений Юлии Тимошенко, а также того, что правительство строило бюджет на основании 2, 29 гривни за $ 1 из расчета на конец 1999 года. Сроки подачи правительством нового проекта бюджета не определены, а Бюджетный комитет, по словам его главы, намерен через месяц представить свой, альтернативный проект. Что и будет являть полную уникальность ситуации в Украине.
Юлия Тимошенко в беседе с прессой назвала правительственный документ «мусором». А в эксклюзиве корреспонденту «Дня» сообщила, что ее встреча с Президентом «имела абсолютно четкую направленность и посвящалась настоящему и будущему Украины»: «Я не могла не сказать Президенту, что правительство — полный банкрот. Потому что бюджет — это и есть концентрированная программа действий правительства, которой Верховная Рада так и не дождалась. Мы не имеем права вверять судьбы 50 миллионов людей правительству, которое не компетентно». На уточнение корреспондента «Дня» — что все-таки было предметом торга, пани Юлия ответила: «Я могу торговаться, но только не предавать свои взгляды и свою программу действий в Украине. И если торг касается этих вещей — он неуместен. Я верю, что Президент — здравомыслящий человек и понял те мысли, которые я хотела бы до него донести. Разговор получился конструктивный. И я надеюсь, что мы непрофессионалов уберем, а приведем тех, кто знает, что делать». Действия Александра Ткаченко пани Тимошенко назвала «полетом по давно заданной траектории по своему усмотрению».
Интересно, не так ли? Тем не менее, можно с небольшой долей риска биться об заклад, что правительство устоит, потому что, как справедливо считает экономист Виктор Суслов, «хаотичные, непродуманные действия правительства, углубляющие кризис, выгодны оппозиции, которая будет постоянно критиковать правительство и перекладывать вину на Президента, заверившего всех, что это правительство — самое профессиональное».
Во всяком случае те, кто заключали пари о падении правительства до конца месяца и проиграли, больше на спор не идут. Интересно, однако: сначала правительство, потом — бюджет... Какой простор для переговорного процесса!