Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партнеры белого человека

7 марта, 2001 - 00:00

Вчера президент России Владимир Путин встречался с президентом Нигерии Олусегуном Обасанджо. Африканских политиков такого уровня в Москве не видели уже давно, поэтому руководитель одной из крупнейших стран черного континента услышал немало приятных слов. Российские журналисты, вместе с тем, указывали на то, что визит важен не только с протокольной точки зрения: Обасанджо приехал обсуждать вопросы возвращения нигерийских долгов и договариваться о закупке российского оружия.

Возможно, это просто стечение обстоятельств, однако предыдущими политиками, с которыми встречался Путин, были также лидеры неевропейские — президент Южной Кореи Ким Тэ Чжун и президент Вьетнама Чан Дик Лионг. Посещение Сеула как раз закончилось без особых эмоций, хотя один из российских тележурналистов и сообщил, что корейцы старались дотронуться до Путина, ибо прикоснуться к белому человеку — к счастью. А вот ханойский визит был просто фейерверком счастья! И российский президент сразу же сказал о готовности россиян простить долги Вьетнаму. Так что, по словам того же корреспондента, взаимоотношения с Южной Кореей строятся на расчете, а взаимоотношения с Вьетнамом — на эмоциях.

Добавлю к этому: это с российской стороны. Как раз с вьетнамской стороны существует четкий расчет: почему бы не организовать теплый визит российскому гостю, если он готов подарить долги? В своих экономических приоритетах Вьетнам — какие бы иллюзии сегодня не строили российские стратеги — смотрит на Запад, а не на Восток. На Западе вьетнамцам могут дать кредиты, предложить инвестиции. А Москва? Только подарить долги и предложить оружие в кредит. И Ханой будет охотно поддерживать такие отношения. Понятно, насколько они для него полезны. А для России? Разве что подпитывать эмоции, напоминать, каким большим государством был еще несколько лет назад Советский Союз, как его все любили, как он всем помогал...

Заграничные партнеры россиян, конечно, с радостью используют эти эмоции. Нигерийский президент Обасанджо первый раз возглавлял свое государство еще в советские времена — так что он точно знает, что следует говорить и как вести разговор с российскими политиками, чтобы деньги пообещать, а оружие получить — и лучше в кредит. Как и Вьетнам, Нигерия — небогатая страна, лишь несколько лет назад начавшая выползать из пропасти многолетних популистских режимов и военных диктатур. Ей нечего предложить России. Ей требуется помощь.

И так со всеми «стратегическими партнерами» России. Годами Москва кормила их, поставляла оружие, поддерживала политически. И как только в Кремле упоминают об очередном стратегическом союзнике — сразу же сталкиваются с попытками возродить те давние паразитические взаимоотношения. Однако возможности нет. Деньги и помощь теперь нужны не только Вьетнаму или Нигерии.

Они нужны и самой России.

Виталий ПОРТНИКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ