Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Патриотизм и идиотизм

1 февраля, 2011 - 20:06

«Патриотизм — последнее прибежище любого негодяя». Знаменитый афоризм английского критика, лексикографа и поэта времен Просвещения Семюэла Джонсона из-за избыточного цитирования несколько утратил в остроте, однако он справедлив для наших времен так же, как и для XVIII века.

Есть немало ярких примеров, подтверждающих мнение Джонсона, — каждый раз, когда правительственным чиновникам, должностным лицам, политикам нужно оправдать собственную низость или просто глупость, они прибегают к патриотической аргументации.

Один из таких примеров находим во «Вкусах рая» — замечательном исследовании немецкого ученого Вольфганга Шивельбуша, посвященном «социальной истории пряностей, возбудителей и дурманов». На украинском языке книга вышла в 2007 году в издательстве «Критика»; без преувеличений, мастерский перевод сделал Юрко Прохасько.

Шивельбуш анализирует существенное влияние пряностей, кофе, чая, табака на развитие европейской цивилизации. В частности, он пишет, что в XVIII веке кофе являлся для Германии крайне невыгодной статьей импорта: потребление росло, а своих колоний с плантациями, как у Нидерландов и Франции, не было, поэтому страна «должна была удовлетворять свой спрос на кофе за счет импорта, который обеспечивали посредники. Таким образом, из страны вытекали огромные суммы. В основном они оседали в голландских и французских сундуках, ведь их плантации производили достаточно кофе, чтобы не только удовлетворить собственный спрос, но и экспортировать его третьим странам...»

В конечном счете, государство не придумало ничего лучшего, чем ограничение потребления, то есть решали проблему за счет граждан: «более высокая пошлина на кофе, государственная монополия на его продажу и жарку и даже прямые запреты».

Самое интересное, однако, то, как пытались оправдать недальновидную политику:

«Одних лишь экономических причин этой новой политики было мало, чтобы она стала приемлемой для населения. Ее нужно было облачить в идеологические, в этом случае — патриотические, одеяния. (...) Кофе провозгласили ненемецким напитком не только из-за оттока денег из страны, что делало ее беднее, но и из-за того, что он вытеснил освященный традицией национальный напиток — пиво». Дальше автор цитирует очень примечательный документ: специальный декрет (!) против кофе:

«Отдавайте богатым братьям нашей нации (голландцам) свои деньги за дрова и вино, если вам заблагорассудится, но больше не тратьте деньги на кофе. Вся (посуда) для питья, в частности чашки и обычные небольшие мисочки, все мельницы, устройства для жарки, одним словом, все, к чему можно привязать слово «кофе», будет уничтожено и разбито на куски, чтобы память об их уничтожении поразила наших потомков».

И это еще не все. Кофе нашли заменитель — цикорий. Горечью вкуса он напоминал запрещенный напиток, однако, очевидно, любой, кто когда-нибудь пробовал его, подтвердит, что даже сравнивать их нельзя. Но все же цикорий стали пропагандировать как правильный, патриотический заменитель кофе, лучший, нежели оригинальный напиток:

«Raison d’etre (смысл существования — фр.) кофе из цикория был графически представлен на упаковке. На заднем фоне видим экзотический пейзаж и корабль, везущий мешки кофе, а на переднем — немецкого крестьянина, который сеет цикорий и отмахивается жестом руки от корабля. Надпись гласит: «Здоровы и богаты без вас!»

Сейчас вся эта история напоминает анекдот, но в разных формах, с разными последствиями она повторялась и повторяется до сих пор. Полагаю, каждый читатель проведет собственные аналогии.

Доктор Джонсон был прав. Патриотизм — последнее пристанище негодяев — и, добавлю от себя, дураков.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ