Шеремет Павел Григорьевич родился в 1971 году в Минске. Закончил три курса исторического факультета Белорусского университета, потом полный курс Экономического университета (факультет международных экономических отношений). В начале 1995 года вел воскресную информационно-аналитическую программу на Белорусском телевидении, был главным редактором «Белорусской деловой газеты». В 1996 году стал заведующим белорусским бюро Общественного российского телевидения (ОРТ). В 1997 году осужден на 2 года условно за то, что якобы незаконно пересек белорусско-литовскую границу. Оператор Дмитрий Завадский, снимавший «нарушение границы», получил 1,5 года условно. Сейчас Павел Шеремет — шеф-редактор российской и зарубежной корсети службы информации ОРТ.
— Как бы Вы оценили итоги президентских выборов в Беларуси, только что проведенных оппозицией?
— Формально их результаты не скажутся на реальной расстановке сил в стране и, конечно, никак не повлияют на президента Лукашенко. Но таким образом оппозиция, находящаяся в условиях жесткого прессинга, продемонстрировала, что она способна провести крупномасштабную акцию, в ходе которой значительная часть общества высказалась против Лукашенко. Белорусским властям продемонстрировано, что им не удастся безнаказанно и легко подавить свободу в стране. О том, что Лукашенко напугали предстоящие выборы, свидетельствует серия случайных, на первый взгляд, совпадений: арест бывшего премьер-министра Михаила Чигиря (главного кандидата на альтернативных выборах), исчезновения бывшего председателя Нацбанка Тамары Винниковой и бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко, неожиданная смерть одного из лидеров оппозиции Геннадия Карпенко (по нашим данным смерть была неслучайной), смерть председателя профсоюза предпринимателей, который погиб в автомобильной катастрофе. Все это произошло за последние полтора-два месяца. Альтернативные выборы показали, что в Беларуси есть еще силы и, главное, есть потенциал для оппозиции — это было продемонстрировано накануне 20 июля, даты, когда истекает срок полномочий Лукашенко на посту президента. Так считает оппозиция, ее поддерживают западные страны.
— Ваше мнение о свободе слова в Беларуси. И как ее нынешнее состояние сказывается на общем уровне белорусской журналистики?
— В Беларуси нет никакой свободы слова. Две- три оставшиеся оппозиционные газеты сохраняют просто как формальный признак демократии и свободы слова в стране. Но они находятся под постоянным давлением и под угрозой закрытия. Безусловно, это сказывается на уровне белорусской журналистики. Она не может развиваться в этой атмосфере давления. Хорошие журналисты либо уезжают из страны, либо уходят из профессии. Многие журналисты просто запуганы. Белорусское общество не получает достоверной информации от моих белорусских коллег — только от российских журналистов, российских телеканалов и газет.
— Что такое Беларусь сейчас с точки зрения организации государственной власти: президентская республика, парламентская республика или что-то другое?
— Формально — президентская республика, но фактически вся власть сосредоточена в руках Лукашенко, который подчинил себе все ветви власти — и исполнительную, и судебную, и законодательную. Парламент, который есть, он только декоративный. Эта диктатура проявляет такие же черты, как диктатура, которая была в Чили. Пока еще не так ярко, пока еще не так много людей исчезает. Но исчезают, и этот процесс уже пошел. В конце мая будут массовые психиатрические обследования лидеров оппозиции и участников акций оппозиции. Это возвращение к старым методам советского КГБ, когда диссидентов отправляли не только в тюрьмы, но и в «психушки». То есть налицо все признаки диктаторского режима.
— Обвинение в незаконном переходе литовской границы, выдвинутое против Вас, было изначально абсурдным. Какова, на Ваш взгляд, была истинная цель вашего ареста и возбуждения уголовного дела?
— Главная — нейтрализовать меня как известного журналиста и врага Лукашенко. Вторая цель состояла в том, чтобы сделать из этого показательный процесс, чтобы другим журналистам было неповадно. И продемонстрировать таким образом, что никто не может выступать против президента страны.
— Знаете ли Вы, на каком уровне и кем режиссировалось дело против Вас?
— Безусловно. Дело инициировалось и обсуждалось у президента Лукашенко. Куратором от администрации президента был руководитель Совета безопасности Виктор Шейман, который многократно приезжал в Гродно, где у него и у президента по ходу суда проходили постоянные совещания с руководителями силовых структур, следователями по уголовному делу.
— Ваш переезд в Москву — это политическая или творческая эмиграция?
— Скорее творческая, потому что в Беларуси мне невозможно было работать как журналисту, а я хотел сохранить себя в профессии. Это не политическая эмиграция, поскольку я не занимался политической деятельностью. Я считаю, что еще рано, что я еще не готов для этого.
— Много ли белорусских СМИ может войти в мартиролог закрытых изданий?
— Боюсь, что месяца через два в Беларуси не останется ни одного независимого издания, которое бы писало на политические темы.
— А какие методы удушения оппозиционной прессы используются в Беларуси?
— Судебные иски по любому поводу, самому формальному, с многомиллионными штрафами. И прямое закрытие. Вот сейчас основные оппозиционные газеты получили по три предупреждения за последний месяц. Этого достаточно, чтобы формально закрыть издание.
— Что такое «прямое закрытие»?
— Лишение лицензии, запрет печатать и распространять.
— Сравнимо ли отношение властей к свободе слова в Минске и в Москве?
— Это сравнивать вообще невозможно. В России свобода слова достаточно высока. Нельзя говорить, что положение идеально — идеальная модель свободы слова, может быть, есть только в развитых, цивилизованных государствах. Когда говорят, что в России газетами, телеканалами владеют разные группы — финансовые, политические — это не значит, что нет свободы слова. Разные медиа-группы по- разному освещают ту или иную ситуацию. Но степень свободы от государства очень высока. И то, что позволяют себе писать российские журналисты о президенте Ельцине, и в десятой части не могут позволить себе белорусские журналисты.
— Президента Лукашенко называют в Беларуси «бацькой» иронично или любовно?
— Нет, иронично, конечно. Но нужно добавить, что популярность он сохраняет довольно высокую. Хотя его рейтинг идет постоянно вниз — сейчас он колеблется в пределах 40 процентов. Вообще-то, довольно высокий показатель. Это из-за того, что в Беларуси страшная пропаганда — осуществляется постоянная «прочистка мозгов». И по официальным белорусским СМИ постоянно идут сообщения только об успехах экономики, о том, что все это благодаря Александру Лукашенко. Но реальность иная. Когда люди стоят в очередях за яйцами, за сметаной, за маслом (не хватает основных продуктов), то инспирированная любовь к Лукашенко спадает, и все чаще и чаще слышна критика.
— Перспективы союза России и Беларуси. Как их видят в Минске и как в Москве?
— Для Лукашенко это, конечно, возможность прорваться во власть и стать президентом если не России, то хотя бы союза России и Беларуси. А для Москвы это просто геополитические игры — нужны союзники, которых не так много у России. Но это большая ошибка — искать союзников в лукашенковской Беларуси. Лукашенко больше подставляет Россию. И он потом обманет всех своих союзников в Москве.
— Изменилось ли ваше представление о социально-политической ситуации в Украине сейчас, когда Вы имеете возможность сравнивать с ситуацией в России, по сравнению с тем, когда Вы жили и работали в Минске?
— Я имею представление о тех сложностях, которые есть в Украине. Но здесь ситуация намного лучше, чем в Беларуси. Это иллюзия, что в Беларуси лучше живут люди. Просто, может быть, больше стабильности. Но когда эта стабильность заключается в том, что зарплата 5-8 долларов в месяц... Беларусь живет за счет России. На мой взгляд, политика украинских властей ориентирована на самостоятельность. Думаю, Украина, если будет поступательно развиваться, займет достойное место среди центральноевропейских государств. Жалко только, что предвыборная гонка может осложнить экономическое положение вашего государства.
— Как общественное мнение в Беларуси отнеслось к заявлению Лукашенко о возможности размещения российского ядерного оружия на территории республики?
— Прекрасно зная агрессивный характер Лукашенко, ничего хорошего не ждут от размещения этих ядерных ракет. Это будет для него оружие шантажа. Так же, как Кучма, который выторговал в обмен на ракеты финансовую помощь, попытается сделать и Лукашенко. Но Кучма хоть не сумасшедший, а Лукашенко ведь неадекватно оценивает ситуацию.
(По телефону).
Ведущий рубрики «Пресс-клуб «Дня» Валентин ПУСТОВОЙТ Тел. (044) 414.98.20, факс 414.43.31 e-mail:[email protected]