Минтопэнерго намерено в 2004 году полностью ликвидировать долги по заработной плате. Во всяком случае, об этом заявил министр Сергей Ермилов, презентовав на совместной с профсоюзами отрасли коллегии министерства комплексную программу по погашению задолженностей. Программа, представленная министром, состоит из нескольких блоков: производственного, ценового и законодательного и предполагает различные варианты развития событий. Оптимистический сценарий рассчитан на то, что парламент, Кабмин и ГНАУ пойдут ради решения проблемы на налоговые эксперименты и разрешат реструктуризацию налоговой составляющей долга по зарплате предприятий угольной промышленности на срок от трех до пяти лет. Другой, также предлагаемый, но более нежелательный вариант предусматривает направление на погашение долгов всей суммы государственной дотации отрасли на частичное погашение себестоимости. В 2004-м на эти цели предполагается выделить из бюджета 912 млн. гривен.
По данным Минтопэнерго, на 1.01.2004 задолженность по зарплате в ТЭК составила 1 млрд. 246 млн. гривен (сразу стоит заметить, что проблем со сбытом угля, нефти или газа в стране до сих пор не наблюдалось). Это почти половина всех официальных долгов по зарплате в стране. Причем 1 млрд. 219 млн. гривен из этого — задолженность по зарплате перед работниками угольной отрасли, 11,4 млн. — долги перед энергетиками, 0,7 млн. гривен — долги в нефтегазовом комплексе... Задолженность по регрессным искам и одноразовой помощи шахтерам составила 217 млн. гривен. Для реализации оптимального, по мнению министра Ермилова, варианта погашения долгов, необходимо внести в действующее законодательство целый ряд поправок. Предлагается разработать и принять нормативно-правовые акты, предусматривающие внесение изменений в действующие законы, касающиеся залога товарной продукции предприятий, имеющих долги по зарплате. Кроме того, министерство намерено предложить внести изменения в и без того болезненно принятый бюджет этого года. Изменения в бюджете должны предусмотреть направление всех средств, полученных от приватизации или сдачи в аренду угледобывающих и перерабатывающих предприятий, на погашение долгов и приравненных к ним выплат по отрасли. Но для реализации сценария с переделом суммы господдержки на погашение долгов также необходимы изменения в законодательстве. Ведь деньги-то запланированы на частичное возмещение себестоимости, и их недополучение также чревато последствиями. Однако даже если это и произойдет, средств все равно не хватит (1,246 млрд. против 912 млн. госпомощи).
В общем, административное решение экономических проблем по-прежнему остается одним из основных правительственных взглядов на жизнь. Сергей Ермилов аргументирует свою позицию тем, что долги возникли и достигли таких размеров в первую очередь потому, что дотационную отрасль заставили работать в рыночных условиях, да еще и на фоне десятилетнего кризиса в экономике в целом.
С расчетами в электроэнергетике призван потихоньку справиться оптовый рынок электроэнергии, и он это уже делает. По словам министра, уровень расчетов на рынке уже достиг 93-95%, что отвечает общеевропейским критериям. Также министр надеется, что еще сможет показать себя созданный в конце прошлого года оптовый рынок энергетического угля. Правда, на его работу уже есть некоторые нарекания со стороны немногих частных угледобывающих предприятий. Они жалуются, что, с одной стороны, с ними не делятся даже тем немногим, что перепадает государственным компаниям в виде расчетов за отгруженный уголь, а с другой стороны, генерация в последнее время отказывается даже принимать энергетический уголь частного производства. Профсоюзы этих предприятий не очень успешно пытаются доказать, что они хоть и не государственные работники, но тоже работают под землей и являются гражданами страны. А вот задолженность по зарплате перед работниками нефтеперерабатывающей отрасли предложено решить путем продажи предприятий-должников. В парламент уже переданы предложения по исключению их из списка не подлежащих приватизации объектов.
Остается только дождаться следующей парламентской сессии и можно будет посмотреть, как депутаты отнесутся к ожидаемым от них голосованиям. Впрочем, учитывая последние коалиционные тенденции, главное испытание для программы Ермилова предстоит все же на заседании Кабинета Министров. Там и решат, какой из вариантов «долговой» программы будет одобрен в парламенте.