Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Переименуем Европейскую площадь в «Азиатскую»!

Нужен ли Киеву небоскреб на Крещатике?
7 июня, 2005 - 19:52
СКРОМНОГО ЗДАНИЯ НА КРЕЩАТИКЕ, НЕ ВЫБИВАЮЩЕГОСЯ СВОИМИ РАЗМЕРАМИ ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ, ИНВЕСТОР ПОПРОСТУ «НЕ ВИДИТ». НЕПРЕМЕННО ЧТО- НИБУДЬ ЭДАКОЕ, ЭТАЖЕЙ НА ПЯТЬДЕСЯТ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Подавить исторический центр столицы всякого рода элитными многоэтажками — похоже, такова цель местной власти и строительных комиссий. «Вмешательство в исторически сформировавшееся пространство требует особенно заботливого подхода», — отметил в пояснительной записке к своему макету автор одного из проектов застройки Европейской площади гостинично-офисным комплексом «Столичный». И… предложил поставить на месте разрушенного здания на Крещатике 40-этажный (!) объем высотой от 150 метров. «Не учесть мнения людей, которые будут жить по соседству с будущим торгово-офисным зданием, мы не можем», — эта фраза гендиректора ООО «Грааль» (фирмы-инвестора) Ирины Окуневой открыла общественное обсуждение конкурсных проектов по реконструкции площади. Тем не менее, мнением людей, а нужен ли вообще небоскреб в этом месте Крещатика, судя по всему, интересоваться не стали — конкурсантов сразу сориентировали на высотность. Шутка сказать: инвестор собирается освоить около 180 млн. евро…

Это уже третий конкурс по реконструкции площади, который устраивает «Грааль». И, стоит сказать, удивительные происходят с ним, конкурсом, вещи. По утверждению одного из членов жюри, архитектора Ларисы Скорик, победителя уже определяли — первое место занимал куда более скромный проект. Ведь в этом месте нельзя ставить больше восьми-десяти этажей, считают многие специалисты, иначе многоэтажка попросту раздавит сложившуюся архитектуру главной улицы столицы. Более того, она умалит доминанты Софии Киевской и даже Киево- Печерской лавры. Выбранный ранее проект отвечал критериям этого места. Однако, судя по всему, малые формы не сильно устраивают инвестора: победитель таинственным образом был забыт, и в задании на третий конкурс возникают уже многометровые «свечи». Нынче директор «Грааля» утверждает, что никакого победителя и в помине не было.

Так называемое общественное обсуждение проектов больше напоминало разговор глухого с немым, нежели конструктивный диалог. Архитекторы напомнили, что в застройке должна существовать определенная подчиненность одного объекта другому. Представитель комитета «Киевляне — за общественный транспорт» Михаил Барашков напомнил также о том, что громадная высотка будет привлекать дополнительные авто, а в центре, по его словам, и без того нелегкая транспортная ситуация. «Представленная концепция очередной раз показала, что киевские чиновники мыслят локально, раз позволяют обговаривать такие объекты «поштучно», — считает старший научный сотрудник НИИ градостроительства Валерий Сопилко. — Мы идем в Европу, но как-то странно, спиной, а лицом все еще обращены к Азии». Архитекторы напомнили, что ни одна европейская страна не позволяет себе ставить подобного рода здания в историческом ядре города. В той же Чехии существует мораторий на застройку центра и вырубку там деревьев. Да и в целом высота жилья в европейских городах, как правило, ограничена. Активно строят сегодня высотки и небоскребы только в Китае. И если «вписывать» подобного рода вещь на Крещатике, надо разрабатывать реконструкцию улицы в целом, ведь такой объем просто нарушит ритм главной улицы страны. «Азиатчиной» назвало большинство присутствующих и киевскую практику загонять людей под землю (под Европейской площадью должен раскинуться очередной торговый центр), а машины пускать поверху: во многих европейских столицах, как известно, центр исключительно пешеходный.

Защитники проекта обвиняют его противников в страусиной политике. Мол, не нужен нам никакой мораторий на застройку исторического центра, надо «не откладывать, не бояться делать что-то серьезное». «Почему сегодня боятся делать новую архитектуру? — искренне удивлялся один из архитекторов (правда, непонятно, что он считает «новым». — Ред. ). — Почему после войны застройщики Крещатика не побоялись создать абсолютно новый вид улицы, а в 2005-м ничего качественно нового построить нельзя?» Заместитель директора Музея истории Киева Иосиф Шварцман, правда, еще раз напомнил, что создавался Крещатик тогда все-таки в одном ритме.

Несмотря на то, что собирал инвестор киевлян, дабы услышать и учесть их пожелания, резюме было следующим: свою точку зрения «Грааль» будет продолжать отстаивать. С проектом- победителем обещают определиться до конца недели. У тех, кто против такого строительства, нет сомнений: высотка таки вырастет, и никакие акции протеста этому не помешают. Деньги душат город. А общественные обсуждения — профанация. «Когда после войны обсуждался проект застройки Крещатика, на улицах лежали специальные прошитые книги, где каждый киевлянин оставлял свои пожелания, высказывал свое видение застройки, — напомнил один из выступавших. — Недавно, когда обсуждался проект детальной планировки Печерска, для голосования использовали урны. Узнать, кто и как голосовал, кто контролировал подсчет голосов, невозможно. Поле для манипуляций — огромно». По мнению заместителя председателя Союза архитекторов Юрия Худякова, если считать мораторий на застройку исторического центра «провинциализмом и вчерашним днем», тогда глубоко провинциальными можно считать и Рим, и Париж, и Прагу, и Мадрид, и Лиссабон.

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ