Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Перевелись вербы?

Почему на Пасху украинцы пойдут в церковь с вьетнамскими корзинами
19 апреля, 2006 - 19:11
ИНТЕРЕСНО, КАКУЮ ПЫСАНКУ МОЖЕТ СНЕСТИ ПЛЕТЕНАЯ КУРИЦА? / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ КОРЗИНЫ УКРАИНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТОЛИЦЕ РЕДКОСТЬ, ХОТЯ ОНИ НЕ ДОРОЖЕ ВЬЕТНАМСКИХ ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

Последняя неделя перед Пасхой исполнена не только предчувствием праздничных выходных, но и интенсивными приготовлениями. Украинцы запасаются ивовыми веточками с «котиками», пекут пасхальные куличи и пасху, раскрашивают писанки. Это добро традиционно складывают в пасхальные корзины, также ставшие непременным атрибутом праздника. «День» решил выяснить, какие именно корзины выбирают к Пасхе киевляне.

Украина издавна славилась многими народными ремеслами, в том числе и лозоплетением. Изделия — мебель, корзины, украшения, игрушки — украинских мастеров еще в ХХ веке побеждали на международных выставках в Европе. Сегодня же назвать лозоплетение развитой отраслью нельзя: полки супермаркетов и подарочных магазинов заполнили корзины вьетнамского, корейского, китайского происхождения. Собственно, украинские изделия встречаются разве что незаконно на рынках и базарах. Все просто: в Украине осталось мало «лозоплетельных» сел, а больших фабрик или цехов в последние годы и вовсе не стало. На Ровенщине, Черновеччине, Житомирщине еще теплятся отдельные мастерские, по большей части — по плетению мебели. Но и оттуда мастера постепенно уходят в более прибыльную деревообрабатывающую промышленность. Но, пасхальные (и не только) корзины до сих пор есть, дело только за покупателями.

Посетив несколько столичных рынков, я убедилась, что выбрать хорошую корзину очень непросто. Определить, насколько качественно сделана корзина, под силу разве что опытным мастерам — но и любителям попробовать можно. По словам заслуженного мастера народного искусства Галины Кучер, главным показателем надежности, прочности является плотность, «сбитость» прутиков: чем теснее они подогнаны друг к другу, тем больше шансов, что корзина прослужит долго. Более надежны также корзины из целых прутиков. «Иногда лозу разрезают на полоски и плетут тоненькой лентой, — объясняет Галина Федоровна. — Но такие волокна невозможно сбить, и корзина не будет долговечной». Другая хитрость, на которую идут продавцы, — смачивание изделия. Набухшая лоза крепко держится и не скрипит, а уже после покупки, дома, высыхает и расшатывается.

Украинские лозы разноцветные «от природы»: для плетения используют отдельные породы верб — с красной, белой или зеленой корой. Однако доставать, заготовлять материал с каждым годом становится все сложнее. Себестоимость хорошей украинской корзины огромная — в первую очередь из-за цены материала. Народный мастер лозоплетения Галина Кучер уже более трех лет не заготовляет лозу: берега рек, где растет необходимое дерево, застраивают, ограждают, насаждения вырубают. Недавно Президент выделил деньги для закупки необходимых материалов для лозоплетения — подобных шагов навстречу народному искусству не было уже более 15 лет.

Во-вторых, изготовление нуждается во времени, умении и терпении. Изысканные украинские корзинки, например, на Андреевском спуске, можно продать за 40—60 гривен, в то время как в Германии такая работа даже несколько лет тому назад оценивалась в 400— 500 марок.

Почему же торговая индустрия не предлагает украинцам украинское? «Наверное, это действительно экономически выгоднее, — считает Галина Кучер. — Если за границей есть соответствующий материал и налажено производство, то корзины дешевеют. Украинским мастерам государство не предлагает никаких льгот для продажи своих товаров». И действительно, продавать плетеные изделия официально — слишком дорогое удовольствие для селян. Например, мастера Вышгородского района выходят продавать корзины на столичное шоссе, а в Киев не едут: тут их «давят» налогами и штрафами. Встретить украинскую корзину на базаре — не редкость, выглядят они не менее привлекательно и стоят так же, как и магазинные вьетнамские — а люди везут их на продажу аж из Закарпатья или Черновцов. Спрос есть, но назвать его значительным никак нельзя: киевляне значительно больше доверяют азиатскому качеству.

Поговорив с продавцами, рассмотрев и прощупав несколько десятков корзин на базаре и в магазине, я убедилась, что принципиальной разницы в качестве нет. Конечно, во Вьетнаме несколько иначе оформляют и раскрашивают, в Закарпатье — по-своему украшают узорами и завитками... И цены на пасхальные корзинки одинаково колеблются в пределах от 20 до 50 гривен. Поэтому выбор зависит исключительно от уровня «национального сознания»... Купите к Пасхе украинскую корзину!

Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...